ЗАЗ 965: «Горбатый»: 45 лет – не срок!
Летом 1959 года на Запорожском автомобильном заводе собрали предсерийный ЗАЗ-965 «Запорожець». Несмотря на почтенный возраст, многие из выпущенных серийно с 1960 по 1969 год машин не только на ходу, но и переживают второе рождение.В ноябре 1958 года Совет Министров СССР принял решение наладить выпуск микролитражных автомобилей, перепрофилировав для этого Запорожский комбайновый завод «Коммунар». Проектирование машины возложили на Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Министр автомобильной промышленности Н.И. Строкин был уверен, что лучший прототип будущего автомобиля – Fiat-600, разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой и только что поставленный на конвейер. Точку зрения министра поддержал Андрей Липгарт, в то время замдиректора Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ), считавший ее наиболее доработанной конструктивно и технологически.
«Москвич» становится «Запорожцем»Проектные работы на МЗМА начались еще осенью 1956 года, а первый опытный образец машины (ей дали индекс «444») собрали в октябре 57-го. Внешне автомобиль походил на Fiat-600, но в то же время воплощал множество иных решений. Учитывая дорожные условия страны, конструкторы увеличили размер колесных дисков с 12 до 13 дюймов. Этот шаг повлек за собой изменения в кинематике подвески и размерах шин. Первоначально на «444-м» устанавливался не четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, как на Fiat-600, а двухцилиндровый МД-65 Ирбитского мотозавода, имевший воздушное охлаждение. В ходе испытаний оказалось, что этот мотор непригоден для машины из-за малой мощности (17,5 л. с.), недолговечности и довольно низкого картера, по причине чего на опытных образцах конструкторам пришлось использовать колесные редукторы. В связи с этим приняли решение проектировать новый мотор, причем одновременно было разработано несколько конструкций: двухцилиндровый оппозитный двигатель объемом 748 см куб. (МЗМА), оппозитный четырехцилиндровый типа «VW Beetle» объемом 752 см куб. (в НАМИ он получил обозначение 965Г) и V-образный четырехцилиндровый объемом 746 см куб. (965В). Два последних вышли равнозначными по мощности, но V-образный посчитали более удачным и совершенным по конструкции.
В 1959 году увидели свет дальнейшие прототипы будущего «Запорожца». Конструкторские бюро МЗМА с помощью прибывшей в конце 1958 года бригады инженеров ЗАЗ приступили к выпуску чертежей на новую машину для подготовки производства. В апреле 1959 года вся техническая документация на модель, получившую индекс «965», поступила в Запорожье. Спустя два месяца, 18 июня 1959 года, родился предсерийный образец ЗАЗ-965 с надписью «Запорожець» на «мордашке».
Согласно установленной традиции 18 июля 1960 года новый автомобиль привезли для показа в Кремль. Хрущев машиной остался доволен: «Запорожець» будет хорошим подарком для трудящихся. Необходимо лишь, чтобы его цена была доступной». Для ЗАЗ-965 ее утвердили в размере 18 тыс. дореформенных рублей, что приблизительно соответствовало годовой зарплате инженера или высококвалифицированного рабочего.
В 1960 году на «ЗАЗе» шла подготовка к производству новой машины. Первый серийный «Запорожець» выехал из ворот завода 1 октября, первая партия – 22 ноября, а до конца года выпустили около полутора тысяч экземпляров. Параллельно продолжалась разработка молодежного автомобильчика на базе 965-го с кузовом кабриолет и более мощным двигателем, но, к сожалению, дальше пластилиновых моделей дело не пошло.
С 1962 г. завод начал выпускать модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья), а с 1963-го – автомобили с ручным управлением для инвалидов.
Производство «Запорожца-965А» началось в октябре 1962 года. Внешним изменениям подверглись воздухозаборники и воздуховоды, задняя панель стала съемной, благодаря чему значительно упростился процесс снятия и установки силового агрегата. Изменили капот, приборный щиток и некоторую светотехнику. У машины появился более мощный (30 л. с. при 4200 об/мин против бывших 23 л. с.) двигатель. Этого удалось достигнуть благодаря увеличению рабочего объема с 746 до 887 см куб. Скорость выросла до 110 км/ч, а расход топлива составлял 5,5 л на 100 км.
Наряду с базовыми моделями на заводе производился экспортный вариант 965А «Ялта», отличавшийся от своих «собратьев» многослойной шумоизоляцией, наличием наружного зеркала заднего вида, пепельницы, радиоприемника, хромированных молдингов с надписью «965А», ручками «под слоновую кость» с хромированными вставками и рулевым колесом, напоминающим баранку ГАЗ-21 «Волга».
В 1968 году провели очередную модернизацию: автомобиль получил выпуклую «мордочку», благодаря чему удалось немного увеличить объем крохотного багажника.
ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А зарекомендовали себя как очень прочные и неприхотливые машины. Гладкое днище и хорошая загрузка ведущих колес (58% веса машины) обеспечили им неплохую проходимость.
С октября 1960-го по 1969 год выпустили 322106 «Запорожцев». Пришедший на смену 965-му, 966-й относился к более высокому классу как по массе и габаритам, так и по цене. Это означало, что страна лишилась самой дешевой модели особо малого класса.
Всенародная любовь«Горбатый» по праву можно считать культовым автомобилем, свидетельством чего является множество клубов его поклонников, появившихся за последние годы не только в Украине, но и в ближайшем зарубежье. Первым стал львовский фан-клуб «ЗАЗ-Козак», который в этом году отметил свое 21-летие. Энтузиасты по-настоящему народного автомобиля общаются между собой, обмениваются опытом и запчастями, придумывают всевозможные варианты тюнинга, устанавливают другие двигатели, подвески, тормоза… Благодаря им эти автомобили обретают вторую, зачастую более счастливую жизнь.
Наиболее известные клубы в Украине – уже упоминавшийся «ЗАЗ-Козак» и «Киевский клуб владельцев автомобилей «Запорожец». Их деятельность может оценить каждый, кто посетит какое-нибудь автомобильное мероприятие, где они неизменно представлены. Эти клубы участвуют во всевозможных автопробегах, гонках, ралли в Украине, России и Польше.
Если вы решитесь приобрести этот культовый автомобиль, то нужно взвесить все «за» и «против». Найти комплектный и не «гнилой» экземпляр проблематично, но при желании и терпении возможно. А вот обслуживание и особенно восстановление подобного автомобильчика может вылиться в круглую сумму, ведь стоимость некоторых оригинальных запчастей, особенно кузовных, даже выше, чем на многие иномарки.
Мечты, мечты…В недрах КБ «АвтоЗАЗа» несколько лет назад был создан макет «Нового горбатого», но на этом все пока и закончилось. В качестве «народного» автомобиля до сих пор предлагают «Таврию», разработанную в середине 70-х. Тем не менее, любовь к «горбатому» по-прежнему трепетно сохраняется в сердцах его почитателей, число которых постоянно растет.
ЗАЗ-965А (1963 – 1969) Общие данные Тип кузова купе Дверей/мест 2/4 Габариты Д/Ш/В, мм 3330/1395/1450 База, мм 2023 Колея передн./задн., мм 1150/1160 Клиренс, мм 175 Масса снаряж./полн., кг 665/965 Объем бака, л 30 Двигатель Тип бенз. карб. МеМЗ-966 Расп. и к-во цил./кл. на цил. V4/2 Объем, см куб. 887 Мощн., кВт(л. с.) при об/мин 21(30)4000 – 4200 Макс. кр. мом., Нм при об/мин 53/2800-3000 Трансмиссия Тип привода задний КПП 4-ст. мех. Ходовая часть Тормоза передн./задн. барабан./барабан. Подвеска передн./задн. незав./незав. Усилитель руля отсутствует Шины 5,20 – 13 Эксплуатационные показатели Максимальная скорость, км/ч 110 Разгон 0 – 100 км/ч, с 30 Ср. расх., л/100 км 5,5 ↑ Наверх
Рекомендуемый контент