ГАЗ 21: 21 – счастливое число не только в картах
За всю историю советского автомобилестроения было создано не так уж много моделей автомобилей. Считанные единицы из них соответствовали духу времени, в которое они ставились на конвейер. К сожалению, как правило, они представляли собой безнадежно устаревшие интерпретации на тему западных аналогов.
Но если автомобиль был полностью «свой» и, к тому же, престижного класса, то тут - берегись! За примером далеко ходить не надо, достаточно вспомнить ГАЗ-21.
Это была не машина - мечта. И как тот, кто не был на Привозе, - не видел Одессы, так и тот, кто не ездил за рулем «двадцать первой», е вправе называться знатоком автомобилей. Хотя об этом чуть позже. Сейчас же кое-что об истории создания этого автомобиля, его рождении, жизни и ...
В Горьком к разработке «двадцать первой» риступили в 1953 году. Возглавил этот процесс, как сейчас любят говорить, руководитель проекта - Александр Михайлович Невзоров. Задача перед ним стояла весьма непростая. Он находился меж двух огней - с одной стороны творческая группа, в частности дизайнеры, которые отстаивают высокую идею, а с другой - «технари», ескомпромиссно подгоняющие все под стандарты и примеряющие машину к имеющимся производственным мощностям.
Уже через год после того, как на ватман легли первые штрихи внешности новой машины, были изготовлены опытные образцы. Они оснащались экспериментальным силовым агрегатом с верхним расположением клапанов, полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала. В ходе испытаний этот мотор показал себя не ахти как и в серию он не пошел.
Салон автомобиля имел классический для машин того времени облик: тонкий руль цвета «слоновой кости», ереднее нераздельное сиденье, или попросту - диван, много хромированных деталей. Роскошью считалась установка, в качестве стандартного оборудования, лампового трехдиапазонного приемника, больших кварцевых часов с хромированным ободком и огромной горделивой надписью, гревшей сердца патриотов, - «Сделано в СССР».
Отдельный разговор - о внешности «двадцать первой». та громадина до сих пор вызывает у истинного ценителя автомобильной красоты если не восхищение, то по меньшей мере эстетическое наслаждение. Кузов состоит из одних лишь округлых линий и пышных форм.
Но не менее интересным оказалось и техническое оснащение. Передняя подвеска «ГАЗ 21» ла независимая, с рычажными гидравлическими амортизаторами. Задняя - независимая на продольных полуэллиптических рессорах.
Так в техническом плане можно было бы охарактеризовать те три опытных образца, которые поступили для прохождения государственных испытаний 3 мая 1955 года. Причем машина имела обычную трехступенчатую механическую, и две автоматические (!) трансмиссии. Это был первый случай установки «автомата» а массовый автомобиль. До того такая роскошь была доступна лишь высшему руководству страны.
Чтобы вы могли себе представить, как проходили испытания новой модели, приведем краткий отрывок статьи из журнала «Огонек» того времени, которая по сути является не чем иным как тест-драйвом: «Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. «Волга» должна пройти там, где проходила «Победа», и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости».
В общем, в ходе испытаний автомобиль показал себя с наилучшей стороны. Но в силу того, что подготовка автомобиля шла в ужасной спешке и времени на основательное изучение недостатков было мало, в производство машины попали несколько «сыроватые».
В 1956 году были выпущены три первых серийных образца. Постановка же автомобиля на конвейер была намечена на 1957 год. Это было сделано не случайно, ведь в Союзе, как многие наверняка помнят, любили любое достижение приурочивать к событиям партийной общественной жизни. Так и в этот раз. «Открытию международного детского фестиваля посвящается выпуск новой модели Горьковского Автомобильного Завода - «ГАЗ 21Волга». Ура, товарищи!»
Еще одна странность тоталитарной системы. Ну какая, скажите на милость, радость от новой, простите, первой «Волги», детям всех стран? Да, ведь «двадцать первая» стала первым автомобилем «ГАЗ», олучившим это имя. И еще: индекс «21» в названии никакому логическому объяснению, кроме как совпадению начала выпуска машины с ХХI съездом ЦК КПСС, не поддается. Эта гипотеза подтверждается еще и тем, что позже «ГАЗ 24» оявился на свет в момент проведения XXIV съезда.
Но вернемся к технике. В конструкции автомобиля было заложено много передовых технических решений, но были и архаичные, которые не оправдали своего применения. Одной из них была система ЦСС - центральная система смазки. В «ГАЗ 21» ранних выпусков вместо трех, как у нормальной машины, было четыре педали. Дополнительная педаль отвечала за действие ЦСС. Суть ее заключалась в том, что при нажатии на нее из масляного бачка поступало масло в 19 точек смазки передней подвески и шарниры рулевого управления. Но уже после непродолжительного времени эксплуатации выяснилась крайняя ненадежность ЦСС. После прокачки системы под машиной оставались огромные лужи масла. И по этой причине в 1959 году от ЦСС отказались в пользу традиционных втулок и масленок.
Но мы еще ничего не сказали о двигателе, установленном на серийной «Волге». л это простой нижнеклапанный «победовский» силовой агрегат, но, правда, расточенный. Мощность его составляла всего 65 л.с.
Первую волну 21-х отличает решетка радиатора с тремя вертикальными «клыками». На центральном красовалась окружность со звездой. Появление этого символа прогрессивного человечества на решетке машины - история, достойная рассказа. При осмотре опытных образцов маршал Г.К. Жуков выразил свое недовольство примитивностью решетки из десяти вертикальных прорезей и приказал их переделать. Решили сделать, как у предшественницы «Победы» - это святое. А эмблема? Поставили звезду - попробуйте придраться на этот раз.
"Собственный» двигатель машина получила в 1957 году. По сути, это был переработанный опытный силовой агрегат, который не пошел в серийное производство с первого раза. Привод распредвала с цепного переделали на шестеренчатый. Сам блок цилиндров и головку отливали из алюминиевого сплава. И это в начале 60-х. Новый движок был мощнее предыдущего, но всего на 5 л.с., мощность его составляла 70 л.с. при 4000 об/мин.
За автоматическую коробку передач народ вместо спасибо сказал другое слово, покороче, и «погорячее». Ввиду отсутствия толкового сервиса и качественных масел обслуживание и ремонт их превратились в настоящую муку. Поэтому вскоре после начала выпуска автоматические коробки перестали устанавливать. Остались только механические.
Особой славой пользовалась «двадцать первая» «Волга» а свою коррозионную устойчивость. Машина прослыла как неубиваемая. Она даже получала прозвища типа «Легковой танк». Причиной этого был большой вес машины, чем она обязана кузову -толщина металла крыши и днища составляла 1,1 мм, а деталей оперения - 0,9 мм.
Но своей долговечностью кузов обязан вовсе не толщине металла, а отличной антикоррозионной обработке. Помимо промывки и травления, кузов подвергался фосфатизации, а затем грунтовался методом погружения. После сушки кузов повторно окунали в грунт. Обсохшие поверхности выравнивались вручную, потом кузов поступал на обработку мастикой. Этот герметик напыляли на днище и особо тщательно промазывали швы и колесные ниши. Лишь после этого кузов отдавали на покраску.
В 1958 году «ГАЗ 21» ережил небольшие косметические изменения - появилась новая облицовка радиатора «Китовый ус» (16 вертикальных прорезей), были изменены передние указатели поворотов и бамперы.
Обновленную машину повезли на международную выставку в Брюссель. Автомобиль привлек к себе большое внимание и... выиграл Гран-при. Так как в те времена еще не существовало номинации «Автомобиль года», то «ГАЗ 21» можно смело назвать лучшим европейским автомобилем 1958 года.
Последнее обновление «двадцать первая» ретерпела в 1965 году. Машина получила более совершенный отопитель, стеклоочистители, усиленные лонжероны. В передних ступицах шариковые подшипники были заменены роликовыми.
Так, собственно, и протекала жизнь «Волги» вплоть до 15 июля 1970 года. Последняя 21-я была 638875-я по счету, имела серийный номер 334312. На ней и закончилась 14-летняя эпоха первой «Волги».
↑ Наверх
Рекомендуемый контент