MERCEDES: Предыстория трехлучевой звезды - Автомобильный справочник





MERCEDES: Предыстория трехлучевой звезды

Сегодня марку Mercedes-Benz знают во всех странах на всех континентах. И если о настоящем автомобилей с трехлучевой звездой на капоте известно достаточно много, то посещение Mercedes-Benz Museum в Штутгарте позволяет узнать об этапах становления легенды.

Штутгарт – столица земли Баден-Вюртемберг, город с полумиллионным населением. Он живописно расположился в долине реки Неккар на нескольких холмах, поэтому его улицы периодически превращаются в пологие лестницы – «штеффеле», как их здесь называют. Штутгарт – одна из автомобильных столиц Германии, здесь находятся штаб-квартиры таких известных компаний как Porsche и Daimler-Benz. Немцы очень трепетно относятся к своей автомобильной истории, поэтому посещение музея Mercedes-Benz включено в программу всех экскурсионных групп. Вход в музей бесплатный. Ежегодно здесь бывают сотни тысяч туристов со всего мира.

Но прежде чем поведать непосредственно о музее, скажем несколько слов о том, как сюда попадают экспонаты. Для сохранения своего богатого наследия компания Daimler-Benz создала реставрационный центр, квалифицированный персонал которого тщательно восстанавливает ретроавтомобили. Если у вас есть старинный Mercedes, то его можно здесь отреставрировать – час работы стоит 100 евро. В настоящее время восстанавливают уникальные модели Mercedes-Benz, принадлежавшие Франциско Франко, а ныне являющиеся собственностью короля Испании Хуана Карлоса. Именно здесь к столетию марки для музеев, в том числе и штутгартского, были собраны точные копии первого трехколесного автомобиля Карла Бенца.

Готлиб Даймлер

В 1866 году Николаус Август Отто получил патент на двигатель внутреннего сгорания, работавший на газе по четырехтактному циклу. Для продвижения новинки на рынке и дальнейшего совершенствования конструкции была основана компания Gasmotorenfabrik Deutz AG. Кроме Отто и его компаньона Ойгена Лангена, в руководство компании был приглашен не кто иной, как Готлиб Даймлер (1834 – 1900). Совместно с другом и соратником талантливым инженером Вильгельмом Майбахом (1846 – 1929) они создали легкий и более компактный, чем у Отто, двигатель, способный работать на продуктах перегонки нефти. В 1882 году Даймлер ушел из фирмы Отто и открыл свою мастерскую в Канштатте, пригороде Штутгарта. Через некоторое время к нему присоединился Майбах. Спустя год после обретения независимости они построили свой первый одноцилиндровый мотор, который одинаково хорошо мог работать как стационарно, так и в качестве движителя для лодки или самоходной повозки. На его конструкцию был получен патент № 28022. Двигатель получился настолько удачным, что в 1885 году его установили на двухколесный деревянный велосипед, ставший первым в мире мотоциклом. Годом позже этим агрегатом оснастили лодку, а затем – четырехколесный экипаж. Мастерская Даймлера была слишком маленькой для изготовления автомобиля, поэтому экипаж построила каретная мастерская Вимпф и cын (W.Wimpff Sohn), а окончательную переделку фаэтона в автомобиль выполнили на предприятии Esslingen Machine Factory. Именно такой необычный подарок решил преподнести Даймлер на день рождения своей первой жене Эмме.

Первый в мире автомобиль с бензиновым двигателем внешне мало отличался от обычных конных экипажей. Он сохранил большие деревянные колеса со стальными шинами-обручами, высокий передок с сиденьем для кучера и двухместной лавкой для пассажиров сзади. Одноцилиндровый двигатель располагался вертикально между ногами седоков. При объеме 462 см куб. он развивал мощность 1,1 л. с. при 700 об/мин и приводил задние колеса посредством простой двухступенчатой ременной передачи. Роль дифференциала выполняла простейшая обгонная муфта в ступице одного из колес. Жесткая передняя ось поворачивалась вместе с обоими колесами при помощи рулевого рычага, который вращал шофер, сидящий спереди. Для торможения использовались башмаки, их необходимо было с силой прижимать к ободам задних колес, а оси крепились к раме на четырех эллиптических рессорах. Максимальная скорость машины достигала 16 км/ч.

Карл Бенц

25 ноября 1844 года в городе Ладенбурге, в семье потомственного кузнеца, одного из первых машинистов паровоза, родился Карл Бенц. Спустя два года отец погиб в железнодорожной катастрофе, но несмотря на это Бенц успешно закончил школу и политехнический институт в Карлсруэ. Сменив с 1864 по 1870 год несколько работ, Карл в 1871-м основал в Мангейме фирму по производству ДВС. После нескольких лет упорного труда и терпения, которое проявляла его жена Берта, Бенцу в 1879 году удалось получить несколько патентов на двухтактный двигатель. А в 1883 году с несколькими компаньонами он основал новую фирму Benz Co., Rheinische Gasmotorenfabrik. В 1886 году была приобретена земля за пределами Мангейма, где построили достаточно большую фабрику для изготовления моторов. На ней трудилось около сорока человек. Бизнес процветал, и Бенц решил вернуться к своей давней мечте о постройке самодвижущегося экипажа. Результатом стал патент № 37435, полученный 29 января 1886 года. А 3 июля Benz Patent Motor Car совершил свой первый выезд в свет. В отличие от Даймлера, который использовал для создания своего детища обычный каретный экипаж, Бенц разработал не только двигатель, но и конструкцию всей машины в целом. Двухместный автомобиль на трех высоких спицованных колесах был оснащен четырехтактным бензиновым мотором объемом 984 см куб. Он развивал мощность 0,9 л. с. при 400 об/мин. Цилиндр располагался горизонтально над задней осью и приводил колеса в движение через одну ременную и две цепные передачи. Под двигателем находился большой маховик, соединенный с коленчатым валом конической передачей и служивший как для снижения неравномерности работы кривошипно-шатунного механизма, так и для запуска мотора. Достаточно сильно крутануть маховик, чтобы двигатель заработал. Посетители музея Mercedes-Benz в Штутгарте могут сами в этом убедиться.

В августе 1888 года бесстрашная Берта Бенц с двумя сыновьями без ведома мужа совершила беспрецедентное по тем временам путешествие из Мангейма в Пфорцхейм к родственникам, преодолев за 14 часов более 100 км. Поездка не обошлась без приключений: сапожник заново обтянул кожей тормоза, на ремонт Берта пожертвовала свою подвязку для чулок и шляпную булавку, а топливо приобрела в аптеке. Интересно, что на заре автомобилестроения об АЗС и речи не могло быть, а бензин входил в стандартный набор товаров любого фармацевта.

Два цилиндра

В 1889 году Готлиб Даймлер запатентовал новый мотор, который вызвал огромный интерес не только в Германии, но и в других европейских странах. Это был первый V-образный двухцилиндровый двигатель. Два поршня с шатунами приводили один общий коленчатый вал с двумя дисками-маховиками с двух сторон. К отлитым в общем блоке цилиндрам болтами крепились две головки с клапанами, патрубками и свечами зажигания, роль которых выполняли платиновые трубки накаливания. Вода охлаждала только головки цилиндров. Впускные клапаны открывались автоматически под действием разрежения. На внутренних стенках маховиков были сделаны направляющие канавки эллиптической формы. По ним скользили ролики, соединенные с толкателями выпускных клапанов. Этот мотор имел объем 565 см куб. и развивал мощность 1,5 л. с. при 920 об/мин. После первых опытов эксплуатации самодвижущейся повозки Даймлер пришел к выводу, что каретные экипажи – далеко не лучшее шасси. Поэтому новый Daimler Stahlradwagen («Стальной автомобиль») стал революционным для своего времени. Его конструкцию разработал Вильгельм Майбах. Повальное увлечение сталью и создание Эйфелем 300-метровой башни в Париже сподвигли Майбаха на использование этого металла для изготовлении автомобиля. Это удорожало конструкцию, однако значительно увеличивало надежность и долговечность. Сейчас словосочетание «автомобиль из металла» звучит странно, но в те далекие годы основным материалом было дерево, из которого делали раму, кузов и колеса. Среди других технических особенностей машины стоит отметить зубчатую трансмиссию и шины из вулканизированного каучука. Daimler Stahlradwagen был представлен на автосалоне в Париже, и вскоре французские компании Panhard Levassor и Peugeot приобрели у Даймлера патенты на двухцилиндровый мотор. Бизнес процветал, и в 1890 году была основана компания Daimler-Motoren-Gesellschaft.

Виктория – значит «победа»

Легендарная поездка жены Берты навела Бенца на мысль, что автомобиль должен быть все-таки четырехколесным. Работы начались с создания и последующего патентования шкворневой системы поворота колес с трапецеидальной поперечной тягой. Это позволило оснастить появившийся в 1893 году Benz Victoria передними колесами, которые поворачивались отдельно, а не вместе с осью. В честь этой технической победы Бенц и назвал модель Victoria. Четырехместный автомобиль, в котором водитель и пассажиры сидели лицом друг к другу, был оснащен одноцилиндровым 5-сильным мотором объемом 2915 см куб. Двигатель, спрятанный под кожухом, приводил задние колеса через двухступенчатую ременную и две цепные передачи. Максимальная скорость машины достигала 35 км/ч. Возможности Victoria были продемонстрированы бароном Теодором фон Либигом. Крупный фабрикант и поклонник нового транспортного средства приобрел машину у Бенца за 3875 золотых марок. И в 1894 году он совершил многодневный автопробег из Рейхенберга в Богемии через Мангейм в Реймс и обратно, преодолев расстояние в 2500 (!) км. При подведении итогов марафона обнаружился главный недостаток машины – несовершенная система охлаждения. На 100 км пути машине требовалось 20 л топлива и 160 л воды!

Вскоре после этого Бенц построил новую модель Velo. Она стала первым массовым серийным автомобилем марки. За период с 1894 по 1897 год был выпущен 381 экземпляр. Машина со съемным брезентовым верхом стоила 2200 золотых марок. Velo оснащался мотором объемом 1045 см куб., развивавшим мощность 1,5 л. с. при 450 об/мин. Максимальная скорость легкого двухместного авто составляла 21 км/ч.

Год за годом две конкурирующие фирмы Готлиба Даймлера и Карла Бенца совершенствовали свои машины, постоянно привнося в их конструкции различного рода инновации. После смерти Даймлера в 1900 году компанию возглавил Майбах. Спустя год был создан первый Mercedes, получивший классическую компоновку: двигатель и радиатор находились спереди, а крутящий момент через шестеренчатую коробку передач передавался на заднюю ось. Это имя появилось благодаря Эмилю Елинеку, крупнейшему покупателю автомобилей Daimler.

В 1926 году для укрепления экономического положения компании Daimler-Motoren-Gesellschaft и Benz Cie объединили в Daimler-Benz AG, а все выпускаемые ею автомобили с тех пор носят имя Mercedes-Benz. Таким было начало истории этих замечательных автомобилей. Они служили сотням тысяч людей c начала прошлого века – и великим, и обыкновенным. Они служат им и сейчас. История Mercedes, начавшаяся в девятнадцатом веке, продолжается уже в двадцать первом...

Сергей Иванов
Фото автора и Сергея Тарнавского

↑ Наверх






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.