Система облегчения запуска Nissan (дизель. двигатель RD28)
Одной из самых малоизученных системпредпускового нагрева свечей накаливанияявляется система на автомобиле "NISSAN"с двигателем RD28.Из шести свечей накаливания, три - "двойные"или, как их еще называют - "хитрые".Рассмотрим рисунок:
Во-первых особенностьюдвухконтактной свечи накаливаниядвигателя RD28является то, что ее контакты (контакт 1верхний и контакт 2 - нижний, выполненный ввиде колечка, сверху и снизу которогопроложен изолирующий материал) изолированыи друг от друга, и от корпуса свечи.
А во-вторых: нагревательный элементсвечи накаливания имеет два вывода, один изкоторых идет на контакт 1, а второй - наконтакт 2. С массой ни один из выводовнагревательного элемента свечинакаливания не соединяется.
Если на контакт 1 мы подадим "плюс",а на контакт 2 "минус", тонагревательный элемент свечи накаливанияначнет раскаляться. То же самое произойдет,если мы поменяем полярность. Запомним это.
Теперь рассмотрим следующие рисунки:
Полныйнакал, или первая ступень:
Половинныйнакал, или вторая ступень:
Перваяступень - на длинную планку подаетсянапряжение аккумуляторной батареи (+12 В),а на короткую планку, соединяющую три "двойных"свечи "минус".
Три обычных свечи при подаченапряжения на длинную планку начинаютразогреваться.
Три "двойных" свечи накаливаниятоже начинают разогреваться, потому что унас есть "плюс", которых приходит наконтакт 1 и "минус" на контакте 2.
По истечению заданного времени,которое определяется таймером на основаниипоказаний датчика температуры охлаждающейжидкости, а так же степени прогрева свечей,первая ступень выключается и в работувключается вторая ступень. Она не позволяетсвечам остыть, но свечи работают в болеещадящем режиме, продлевая срок их службы.Через определенное время накал пропадает (реализуетсярежим защиты, исключающий выход свечей изстроя). Но как только мы начинаем заводитьдвигатель, в работу снова включаетсяпервая ступень, так как в режиме работыстартера напряжение АКБ падает, свечиначинают охлаждаться поступающим топливом(холодным), и им требуется повышенноепитание для сохранения своей температуры.Но вот двигатель завелся, и свечи переходятснова во вторую ступень.
Втораяступень - самая "хитрая", если такможно выразиться. Мы знаем, чтопослепусковой подогрев двигателя долженпроисходить достаточно долго и на свечинакаливания надо подавать не полное, а "половинчатое"напряжение, чтобы они не вышли из строя. Иесли на "MITSUBISHI"для этой цели служит блок гасящихрезисторов, то фирма "NISSAN"пошла своим путем и придумала для этого воттакие "хитрые" свечи накаливания.
С "длинной" планки снимается +12 Ви подается на "короткую" планку. "Длинная"планка при этом отключается от бортсетиполностью. Тем самым получается, что токпроходит через нагревательные элементытрех "хитрых" свечей, далее идет на триобыкновенные свечи и, попадая через них намассу (минус) начинает нагревать все шестьсвечей "половинным" напряжением. Вэтот момент мы наблюдаем двепоследовательно соединенные группы свечей,каждая из которых состоит из 3-х параллельносоединенных свечей.
Но не дай Бог, если "сгорит"хотя бы одна свеча!
Тогда оставшаяся нагрузкараспределиться на остальные и ускорит ихвыход из строя. В нашейпрактике, одна сгоревшая свеча попадаласьтолько лишь в случае, если хозяин вовремяобнаруживал дефект и спешил свечу заменить.В основном, люди надеются на "авось" (нуподумаешь, одна свеча! У меня их шесть!).Законы электротехники неизменны -остальные свечи из этой группы уже обречены,и вопрос стоит только о времени их "жизни".Когда сгорают все свечи одной из групп,система становиться полностьюнеработоспособной. Как назло,обычно горят, почему-то "хитрые" свечи (самыедорогие и редкие). Однаконадо отметить, что система предупреждаетводителя о сгоревшей свече накаливания -на панели приборов в течение одной минутымигает транспарант с изображением спирали.Если водитель не обратит на это внимание -проблемы ему в дальнейшем обеспечены. "Хитрая"свеча в магазинах стоит в 10-15 раз дороже, чемобыкновенная.
Кроме двигателя RD28,аналогичная схема применена на двигателях LD20-2(то же, но 4 цилиндра). Для удобства водителя,схема прогрева свечей начинает работатьсразу после того, как водитель вставит ключв замок зажигания! (В частности, такая схемаприменена на очень популярных моделяхмикроавтобусов типа "VANNETE"и "LARGO").Но если после того, как водитель вставитключ, машина не заводится, отсутствуетсигнал стартера (например, Вы не хотитеехать, а хотите просто послушать музыку наприроде), свечи выключаются.
Чтобы определить,работает "хитрая" свеча накаливанияили нет, ниже приведена таблица дляпроверки.
Проверяемые контакты
Проводимость
Вывод
Контакт 1 - Контакт 2
Есть
Свеча исправная
Контакт 1 - "земля"
Нет
Свеча исправная
Контакт 2 - "земля"
Нет
Свеча исправная
Рекомендуемый контент