Автоматическая коробка переключения передач. Вопросы и ответы
В изложенных материалах приводятся ответы на вопросы, часто задаваемые владельцами автомобилей с автоматическими трансмиссиями. В использованной терминологии нет строгости, отчасти из-за стремления к краткости и простоте изложения, отчасти из-за отсутствия однозначной терминологии в оригинальной профессиональной литературе и отсутствия однозначного технически грамотного перевода некоторых терминов. Конечно же, то, что заливается в АКПП правильнее называть жидкостью для автоматических трансмиссий (ATF), а не маслом, т.к. оно является не только смазывающим веществом, но и рабочим телом. Но даже в западной литературе используются оба термина. Или каким коротким термином можно заменить: "рукоятка выбора режима работы автоматической трансмиссии"? Как вариант, для простоты изложения ниже используется "селектор передач".
Некоторые слова практически прижились в отечественной терминологии в их оригинальном виде из-за отсутствия подходящего технически грамотного и главное короткого перевода. Например, кикдаун (kickdown), буквально - удар ногой вниз. Иногда, в изложенных ниже материалах можно найти противоречия инструкциям по эксплуатации автомобилей. Дело в том, что материал подбирался в первую очередь на основе практического опыта. Например, требования инструкции по эксплуатации проверять уровень ATF раз в 15 тысяч миль (что равносильно отсутствию необходимости проверять уровень) плохо сочетается с реальностью. И последнее. Невозможно писать сразу обо всех трансмиссиях, поэтому в тексте есть некоторые несущественные неточности. И чем больше вдаваться в подробности, тем труднее изложить материал так, чтобы он соответствовал всем существующим типам АКПП. Чем подробнее описание, тем больше частных случаев.
Вашему вниманию предлагается некоторый уровень детализации материала, подготовленного на основе опыта ремонта многих автоматических трансмиссий.
(Q) Как проверить уровень ATF в АКПП?
(A) В большинстве типов АКПП уровень ATF (Automatic Transmission Fluid) проверяется при работающем двигателе и селекторе передач находящемся в положении P(парк). На щупе может быть несколько меток. Две верхние, а иногда и единственные, соответствуют нормальному уровню ATF в прогретой трансмиссии. Иногда этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью . Для того чтобы прогреть трансмиссию до рабочей температуры нужно проехать километров 15-20. Автомобиль с прогретой АКПП необходимо поставить на горизонтальной площадке. Щуп нужно вытащить, насухо вытереть, вставить в щуповую трубу до упора и извлечь. Сухое место на щупе будет соответствовать уровню масла в АКПП. Если щуп плоский, смотреть нужно с обеих сторон. Иногда на щупе есть еще метки, соответствующие уровню ATF в непрогретой трансмиссии. Эти вспомогательные метки помогают выставить уровень масла, например, при его замене. Окончательно уровень проверяется после прогрева трансмиссии, как описано выше. Есть трансмиссии, в которых уровень проверяется в положении селектора передач (нейтраль). Это переднеприводные АКПП производства Mitsubishi (и аналогичные на автомобилях Proton и Hyundai). Хочу отметить, что речь идет не о моделях автомобилей, а о моделях трансмиссий. Так, например, переднеприводные коробки и Mitsubishi и Chrysler встречаются как на автомобилях Mitsubishi, так и на автомобилях Chrysler (Dodge). Общее замечание - обратите внимание на щуп. Часто на нем бывает написано, в каком положении селектора проверяется уровень и тип рекомендуемой ATF. Есть особый случай - Honda и Acura. Уровень проверяется так же после прогрева трансмиссии, но при заглушенном двигателе. Бывает так, что щуповая труба есть, а вместо щупа - просто пробка. Если не хочется периодически заезжать в сервис для проверки уровня, то без самодельного щупа не обойтись. И еще есть вариант - с контрольной пробкой уровня, т.е. лишнее масло вытекает через контрольную пробку. Причем на пятискоростных BMW она же и заливная. В целях техники безопасности контроль уровня в таких случаях производится при чуть теплой трансмиссии. Это - европейская мода. На "американцах" такая процедура проверки уровня мне встречалась только в трансмиссии 4T40E.
(Q) Чем чреват заниженный/завышенный уровень ATF в трансмиссии?
(A) Слишком низкий уровень ATF чреват тем, что насос вместе с маслом начнет засасывать воздух. В результате образуется воздушно-масляная , которая, в отличие от масла, хорошо сжимается и имеет низкую теплоемкость и теплопроводность. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет ее из строя. Объем такой резко увеличивается, масло может даже выбивать из сапуна коробки. При проверке уровня, может показаться, что он завышен. В этом случае мотор надо заглушить, дать время маслу отстояться и, не заводя мотора проверить уровень. Если на щупе совсем не окажется масла, то можно смело долить литр ATF, а то и два. Масло может вспениваться и вращающимися шестернями, если уровень настолько высок, что масло начинает доставать до вращающихся планетарных механизмов. Хотелось бы отметить, что не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха в масле на щупе (что иногда бывает) с пенящимся маслом, которое представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками воздуха.
(Q) Уровень нормальный, но масло пенится.
(A) Такое возможно, если повреждено уплотнение фильтра, либо фильтр имеет повреждения. Возможен и другой вариант. Вот случай из практики. Ford Explorer приехал на диагностику с жалобой на то, что с уровнем твориться что-то непонятное. Уровень - то есть, то нет, коробка вся в масле. В беседе с клиентом выяснилось, что щуп был утерян и заменен на новый, заказанный по VIN у дилера. При сравнении щупа и щуповой трубы оказалось, что щуп гораздо короче трубы. Уровень ATF находился как раз на уровне оси коробки. (Обычно уровень находится примерно вровень с прокладкой поддона). Таким образом, жалобы клиента были вызваны слишком высоким уровнем масла в АКПП.
(Q) Уровень постоянно понижается, а следы подтекания масла отсутствуют.
(A) Одной из возможных причин такой неисправности является наличие у АКПП вакуумного модулятора - специального устройства для регулирования давления в зависимости от разряжения во впускном коллекторе. Внешне вакуумный модулятор напоминает аналогичное устройство на трамблере. Модулятор соединен с впускным коллектором трубочкой, по которой, в случае неисправности мембраны модулятора, масло из АКПП засасывается в коллектор и сгорает. Типичные представители автомобилей, на которых установлена АКПП с модулятором: Ford Scorpio, Ford Sierra, Ford Explorer, Mercedes, автомобили концерна General Motors с переднеприводными четырехступенчатыми АКПП. Следует отметить, что, начиная с середины 90-х годов идет практически полное вытеснение модуляторов их электронными аналогами. Еще одной причиной понижения уровня масла в АКПП при отсутствии течи является нарушение герметичности системы охлаждения. У многих автомобилей антифриз и ATF охлаждаются, не смешиваясь, в одном совмещенном радиаторе. При нарушении герметичности антифриз превращается в розоватую эмульсию (если ATF красного цвета).
(Q) Что означают символы, обозначающие положения селектора передач?
(A) Нет единой системы обозначений положения селектора передач за исключением общих символов P, R, N.
P - Park. Режим парковки. Выходной вал АКПП фиксируется собачкой. R - Reverse. Режим заднего хода. N - Neutral. Режим аналогичный такому же в механической коробке передач. Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты. В европейских машинах: D 2 1 - для трехступенчатых трансмиссий D 3 2 1 (или D 3 2) - для четырехступенчатых трансмиссий D 4 3 2 для пятиступенчатых трансмиссий. Цифры соответствуют верхней, доступной передаче, в положении селектора D - доступны все передачи. В американских машинах с повышающей передачей: OD D 2 1, либо OD 2 1 (плюс кнопка, управляющая овердрайвом ), либо OD D 1. Без повышающей передачи: D 2 1. Иногда вместо D пишут 3. Цифры, также соответствуют верхней разрешенной передаче, D - разрешена третья передача, OD - разрешены все передачи. В японских машинах: D 2 1 плюс кнопка , запрещающая в положении D повышающую передачу. Иногда, вместо 1 пишут L (Low). Mazda: D S L. В режиме Hold On: S - вторая принудительная передача, D - третья принудительная передача. В режиме Hold Off: S - доступны 1-я, 2-я и 3-я передачи, D - 1-я, 2-я, 3-я и 4-я передачи.
(Q) Как определить, что залито в АКПП и какое масло заливать при его замене?
(A) Трансмиссионные масла отличаются как цветом, так и запахом. Есть светлые, желтоватые масла, а есть масла красных оттенков (от светлого CASTROL до насыщенного красного ELF). Масла как желтых, так и красных оттенков выпускаются как на минеральной, так и на синтетической основе. Учитывая то, что при замене масла обновляется далеко не весь его объем, а также то, что в процессе эксплуатации цвет масла меняется - определить тип ATF залитого в АКПП практически невозможно, даже если масло недавно менялось. А в случае неважного качества масла, вопрос что залито в коробку, вообще теряет смысл. Необходима хотя бы однократная, а лучше двукратная замена масла. Заливать следует ту ATF, которую требует инструкция по эксплуатации. Бывает, что тип рекомендованной ATF указывают еще и на щупе. Кроме того, производители масел выпускают плакаты и альбомы (их можно найти в специализированных магазинах) с перечнем марок автомобилей и рекомендованных масел, как моторных, так и трансмиссионных. Обычно, инструкция по эксплуатации рекомендует использовать вполне определенный тип ATF. Наверное, этому есть не только техническое, но и коммерческое обоснование. Например, Chrysler и переднеприводные Mitsubishi (Hyundai) используют Mopar ATF 7176, указывая, что это масло имеет повышенные фрикционные свойства по сравнению с Dexron/Mercon. Однажды, на щупе у Dodge RAM 94 г. выпуска обнаружились рекомендации заливать Mopar ATF 7176 или Dexron II. Значит все-таки можно. Другой пример: Mobil не рекомендует смешивать разные типы ATF, даже собственного производства. А вот цитата с флакона Mobil Synthetic ATF: "Кроме того, наш опыт ремонта нескольких тысяч автоматических трансмиссий говорит о том, что причины поломок более прозаичны, чем смешение различных типов масел при его замене. Первостепенное значение имеют условия эксплуатации трансмиссии, и даже самая дорогая синтетика не поможет, если они нарушаются".
(Q) Как часто менять масло в АКПП?
(A) Сроки замены ATF зависят от типа АКПП, и обычно составляют не менее 30 тыс. миль (либо 2 года) при нормальных условиях эксплуатации и 15 тыс. миль (либо год) при условиях эксплуатации, отличных от нормальных (жаркий климат, холодный климат, эксплуатация в условиях мегаполиса, постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой и т.п.). В некоторых дорогих моделях (например, BMW 750) по инструкции замена ATF вообще не предусмотрена. Придерживаться установленных сроков замены следует, если в процессе эксплуатации не происходит значительного изменения качества масла. Если масло темнеет и/или приобретает запах горелого, требуется его заменить, не дожидаясь очередного срока замены. Помните, что при замене меняется далеко не весь объем ATF. При замене масла в АКПП меняется также прокладка поддона и фильтр (если фильтр представляет собой мелкую металлическую сетку, то допускается использование старого после промывки и продувки сжатым воздухом).
(Q) Как оценить качество ATF?
(A) Разные типы ATF отличаются как цветом, так и запахом. Если Ваша коробка недавно побывала в ремонте, достаньте щуп и запомните цвет и запах масла. Если в процессе эксплуатации сильно изменится цвет и/или запах, значит, есть повод обратиться в сервис для проверки состояния АКПП. При покупке машины с "автоматом", желательно, что бы масло было прозрачным и не имело темно-коричневого оттенка и/или горелого запаха. Соберите ATF со щупа на белый лист бумаги и убедитесь, что в нем нет посторонних включений. Если в неисправной (подгоревшей) АКПП перед продажей несколько раз подряд поменяли масло, то при тщательном осмотре в свежем масле можно различить мелкие черные частички, не гармонирующие с прозрачным и ярким ATF. Зачастую можно увидеть черный налет на щупе. В этом случае необходимо хорошо вытереть щуп и повторно проанализировать состояние масла. Если налета нет, значит, черный налет есть следствие того, что щуп долгое время не использовался. Не помешает также заглянуть в систему охлаждения двигателя и убедиться, что антифриз прозрачный и нет эмульсии.
(Q) Как буксировать автомобиль с АКПП?
(A) В этом вопросе тоже нет единого ответа. Для некоторых автомобилей имеются очень жесткие паспортные ограничения. Например, Grand Cherokee рекомендуют транспортировать только на эвакуаторе. Буксировка допускается только для автомобилей, оборудованных механической раздаточной коробкой, и то с ограничениями по скорости (48 км/ч) и по пробегу (24 км). Немного проще у Chrysler`а с передним приводом. Автомобили с трехступенчатой АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на расстояние 25 км. А с четырехступенчатой АКПП - со скоростью 72 км/ч на расстояния до 160 км. И все же, какая бы машина ни была, в случае неисправной трансмиссии предпочтительнее эвакуатор. Дело в том, что в АКПП всю смазку осуществляет насос. Если трансмиссия неисправна, значит, нет уверенности в наличии смазки. Правда, косвенно работоспособность насоса оценить можно. Надо сравнить уровень ATF при заглушенном и работающем моторе. Если уровень не меняется, о буксировке даже не думайте. Если ситуация безвыходная, и буксировка неизбежна, то помните об ограничении скорости и расстояния. Буксировку осуществляйте при работающем моторе и селекторе передач находящимся в положении N. Если двигатель не работает, то смазки точно нет (исключение составляют некоторые модели Mercedes, где есть дополнительный насос, приводимый во вращение выходным валом). Может оказаться полезным долив масла сверх уровня, чтобы шестерни доставали до масла. Если есть возможность, можно снять кардан (для заднеприводных моделей).
(Q) Зачем нужны разные положения селектора передач при движении вперед?
(A) Как уже отмечалось, есть разные варианты обозначения положения селектора передач, соответствующие разным режимам работы АКПП. Пользуются ими, когда движение имеет ограничение по скорости. Таким образом, чтобы не происходило лишних переключений на более высокую передачу и тут же обратно вниз, можно ограничить передачи третьей, либо второй, либо первой по необходимости. Кроме того, от положения селектора передач зависит наличие торможения двигателем. В некоторых моделях, положение означает принудительную вторую передачу. Чем выше передача, тем меньший крутящий момент идет на ведущие колеса. Это может пригодиться зимой при трогании на скользкой дороге. В некоторых моделях от положения селектора зависит не только количество доступных передач, но и моменты переключений. Например, на переднеприводных четырехступенчатых моделях Chrysler`а переключения 1-2 и 2-3 в положении селектора произойдут при более высоких оборотах двигателя (более высокой скорости), чем в положении при одном и том же положении педали газа. Т.е. режим предпочтителен при спортивном/городском стиле езды (но при этом не будет доступна повышающая передача), а режим следует использовать при экономичном, размеренном стиле езды.
(Q) Что такое зимний режим?
(A) Cм. следующий пункт.
(Q) Для чего нужны дополнительные кнопки (переключатели) управления?
(A) Бывает, что селектор передач - это единственный орган управления режимами работы АКПП. Но зачастую помимо селектора передач, режимами работы АКПП управляют различные дополнительные кнопки и клавиши, количество которых и обозначения могут отличаться в зависимости от модели автомашины. Ниже через дробь указаны различные наименования сходных по смыслу органов управления: HOLD/MANUAL/MANU - режим, в котором недоступна повышающая передача, и трансмиссия отрабатывает принудительные передачи, соответствующие положению селектора передач.
1 - только первая, 2 - только вторая, 3 - только третья (трогаться может со 2-й, но, чуть тронувшись, включает 3-ю). S/SPORT/POWER/PWR, E/ECON - спортивный и экономичный режимы. Отличаются тем, что при одном и том же положении педали газа в спортивном режиме переключения передач будут происходить на более высоких оборотах двигателя (более высокой скорости), а в экономичном - наоборот. W/WINTER/символ снежинки - зимний режим. В зависимости от модели АКПП и положения селектора передач, трогание может осуществляться со 2-й или даже 3-й передачи. В этом режиме легче трогаться на скользкой дороге. OD OFF - кнопка, в зависимости от положения которой - повышающая передача (overdrive) доступна, либо нет. Состояние этих дополнительных органов управления обычно отображается соответствующими надписями на панели приборов.
(Q) Что такое овердрайв (overdrive)?
(A) Овердрайвом на американских и японских автомобилях называют повышающую четвертую либо пятую (в зависимости от конструкции АКПП) передачу. Обозначается как O/D , либо D внутри буквы O (D в кружочке).
(Q) Можно ли переключать селектор передач на ходу?
(A) Во-первых, нельзя до полной остановки автомобиля переводить рычаг в положение (Park). Механизм парковки довольно надежный, но при определенном усердии легко ломается. Во-вторых, при движении вперед, нельзя до полной остановки автомобиля переводить рычаг селектора в положение (задний ход). Надо отметить, что современные АКПП имеют защиту от такого варварства и не отрабатывают задний ход, если автомобиль движется вперед быстрее некоторой заданной скорости (6-10 км/ч). Для других режимов (OD, D, 2, 1) допускается переход в зависимости от изменения условий движения, но при отпущенной педали газа наименее вреден для АКПП. Что будет, если на 100 км/ч воткнуть "1"? Исправная (пока еще) трансмиссия будет постепенно переключаться на пониженные передачи по мере снижения скорости, не закладывая стрелку тахометра в красную зону. Если вы часто испытываете необходимость менять режимы работы АКПП, не мучайте понапрасну себя и коробку, пересядьте на механику.
(Q) Следует ли переводить рычаг селектора в при остановке у светофора?
(A) Имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла в коробке. В остальных случаях не имеет смысла.
(Q) Нужно ли использовать стояночный тормоз на стоянке, если селектор передач находится в положении Park?
(A) Для надежной фиксации автомобиля при стоянке на относительно ровных участках исправного механизма парковки АКПП вполне достаточно.
(Q) Можно ли буксовать на машине с АКПП?
(A) Ничего криминального при буксовании в АКПП не происходит. Повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным, если система охлаждения имеет низкую эффективность (радиатор охлаждения АКПП засорен продуктами износа). Основную опасность при буксовании представляет попытка выбраться при помощи раскачки как на автомобиле с механической коробкой, поочередно включая то переднюю, то заднюю передачу. Время включения передач больше, чем необходимо для раскачки. Подгазовка при неуспевшей еще включиться передаче сопровождается проскальзыванием фрикционов и ударами, что выводит АКПП из строя. Для более уверенного трогания на скользкой дороге - используйте зимний режим, что снизит крутящий момент на ведущих колесах.
Рекомендуемый контент