Измерение Икс
Что необычного в Nissan QashqaiВ Москве, где пять часов назад белесая стужа упрямо пробиралась за ворот куртки, доставая до позвоночника, тестировать этот автомобиль, возможно, было бы правильней. В зимней Барселоне, где для уличной прогулки довольно пиджака - приятней. Российские испытания никуда не денутся, а первые впечатления от новой модели лучше получать в располагающей к тому обстановке. Чтобы от машины, от всякой детали не отвлекали ни снег, ни пробки, ни ГИБДД. Поэтому выруливаю с аэропортовской стоянки, впитывая первые ощущения и неспеша размышляя над странностью названия и необычностью формы капота…
Какого ты племени, "Кашкай"?
С племенем, в честь которого назван этот автомобиль, все, впрочем, ясно - оно кочевое, обитает на юго-западе Ирана. Любезно сообщающий об этом пресс-релиз содержит даже подсказку для лучшего понимания образа Qashqai - "городской кочевник". Вникать в буквальный смысл этого словосочетания не следует, иначе неизбежно всплывает чисто русская формула "без определенного места жительства". Имелось в виду, конечно же, совершенно другое - что это автомобиль, предназначенный, прежде всего, для молодого горожанина, ведущего активный образ жизни.
Не знаю, чем иранское племя славно, но слово "Кашкай" звучит, согласитесь, оригинально. Мы быстро привыкли к "Чероки", "Туарегам" и прочим в том же духе, так что и с "Кашкаем" (благозвучие - дело вкуса) свыкнемся. К тому же по-русски название выговаривается легко, в великом и могучем сочетаний шипящих и твердых согласных - сколько угодно. Англичанам или немцам приходится куда трудней. А японцы, насколько мне известно, вообще не способны произнести ничего подобного, поэтому на рынке Страны Восходящего Солнца модель решено именовать Dualis. Тоже неординарное название, но, тем не менее, содержащийся в нем намек понятен - легковой автомобиль и внедорожник "в одном флаконе", кроссовер, одним словом.
Однако в смысле принадлежности к определенному племени, то есть - классу транспортных средств, не все так просто. По габаритам Qashqai уже не С-класс, но вроде бы еще не SUV. Он даже чуть короче, допустим, Ford Focus, но заметно выше, обладает дорожным просветом в 200 мм. И визуально воспринимается все же именно как компактный кроссовер. Шеф Nissan Design Europe Стефан Шварц, возглавлявший команду дизайнеров, работавших над Qashqai, говорит об уникальности своего детища, подчеркивая, что "при большем полезном пространстве, чем в автомобилях С-класса, он обладает большей компактностью и маневренностью, чем SUV".
Не сказать, чтобы мировая автомобильная промышленность ничего подобного не выпускала. Немало аналогичных машин появилось в последние годы, допустим, в Америке. Одна из них - Dodge Caliber - представлена и на российском рынке. Однако, по правде говоря, потребителя мало интересуют все эти миллиметры, и еще меньше - "классовая принадлежность" автомобиля. Поэтому "кочевнику", хочет того производитель или нет, придется конкурировать не только с Caliber, но и, к примеру, с Mitsubishi Outlander, Honda CR-V, и еще с рядом продуктов корейского автопрома. Что он может предъявить в качестве аргументов?
Снаружи и изнутри
Тот же Стефан Шварц подчеркивает, что при работе над дизайн-проектом его команда стремилась к тому, чтобы автомобиль вызывал противоречивые чувства. Это вполне удалось - Qashqai привлекает внимание, и он не лишен своеобразия. Внешний вид в целом располагает к себе, хотя слез восторга может и не вызвать. В нем чувствуется одновременно и стильная мужественность Murano, и динамика ниссановских хэтчбеков. Он напоминает закованного в доспехи атлета - не слишком поражающего статью, но достаточно грозного, чтобы защитить своего хозяина. В общем, уже неплохой аргумент в споре за покупательские симпатии.
Одновременно экстерьер насыщен контрастными деталями, которые, кажется, лишь каким-то чудом уживаются друг с другом. Круглые фары в резко очерченном контуре передней оптики рядом с U-образным обрамлением эмблемы; овалы неправильной формы в корме, покатая крыша и плавные обводы кузова с острыми "линейными" элементами - все нетривиально, пусть и не является "открытием" в автодизайне. Лично меня особенно впечатлили два ребра на капоте, которых не наблюдалось ни в прототипе, ни в концепте, показанном еще в 2004 году в Женеве. Они, несомненно, оживляют экстерьер, но, воля ваша, выглядят неким инородным элементом. Особенно когда глядишь на них из салона: начала левого "ребра" не видно, зато хорошо виден его конец, торчащий, словно клык. С этим "приколом", впрочем, быстро свыкаешься.
Раз уж я внутри, направляюсь в сторону гор, но дорога пока не требует активного руления, присмотрюсь к интерьеру. Здесь тоже есть контрасты, но они не вызывают возражений. Четкое разделение салона на водительскую и пассажирскую зоны вполне оправданно, в конце концов, кто-то работает, а кто-то просто наслаждается поездкой. Человек за рулем отделен от попутчиков высоким центральным тоннелем, благодаря чему, кстати, короткий рычаг механической КП или рукоять селектора CVT оказываются непосредственно под правой рукой. Да и вообще все органы управления, кнопки и клавиши расположены не менее удобно. Правда, многофункциональное рулевое колесо, на мой взгляд, несколько перегружено - два переключателя под большими пальцами и шесть кнопок-клавиш, это больше, чем достаточно. Сама баранка удобна, с утолщениями под хват, к тому же регулируется по высоте и по вылету.
Перед глазами не совсем обычный щиток приборов с огромными блюдцами тахометра и спидометра, и с маленьким желтоватым круглым табло сверху посередине. На этом табло как-то неубедительно сосуществуют электронные индикаторы запаса топлива и температуры силового агрегата, циферки, информирующие о пробеге и температуре воздуха за бортом, да еще индикатор стояночного тормоза. Многовато для одного окошечка.
Верх центральной консоли украшает цветной дисплей навигационной системы, пока бесполезный, увы, в России. Под ним - обрамленные серебристым пластиком круглые дефлекторы вентиляции. Пониже - пульт аудиоцентра, тип которого и, соответственно, качество звучания зависят от комплектации, но CD-проигрыватель присутствует обязательно. Система с CD-чейнджером на 6 дисков, которой была оборудована тестовая машина, звучала приемлемо. Внизу консоли - пульт управления климатом. Автомобиль может оснащаться двухзонной климатической установкой с системой Mild Flow, которая обеспечивает практически бесшумное и, главное, плавное охлаждение или прогревание салона. В полноприводных версиях позади рукояти КП кружком располагаются клавиши управления электронной системой полного привода All Mode 4x4, перекочевавшей в Qashqai из компактного внедорожника X-Trail.
В целом автомобиль укомплектован весьма неплохо: есть Bluetooth, ESP последнего поколения, TCS, EBD, новейшая HFC (система гидравлической компенсации в тормозных механизмах) и камера заднего вида. А вот чего нет, так это ощутимой боковой поддержки сидений, во всяком случае, мне ее явно недоставало. Особенно сейчас, когда я выехал на серпантин. Но, прежде чем перейти к впечатлениям от ходовых качеств модели, должен заметить, что салон производит весьма приятное впечатление: в нем много света, он дарит отличную обзорность, а с опциональной панорамной крышей превращается в аквариум на колесах. Пластик если и не дорогой, то качественный, тщательность сборки сомнению не подлежит. Посадка хотя и высокая, но удобная, на задних креслах места достаточно, чтобы с комфортом разместиться вдвоем, а то и втроем - все зависит от комплекции пассажиров. Объем багажного отсека составляет 400 л (306 л, если в нем располагается полноразмерное запасное колесо), со сложенными задними сиденьями - 800 л. Разумеется, в салоне есть подстаканники, немало ящичков, ниш и полок.
Размеренный драйв
Так получилось, что основное внимание я уделил переднеприводной версии с 2-литровым 140-сильным двигателем и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Совсем недурное сочетание, должен заметить. Автомобиль резвый, и неплохо управляется.
С моей точки зрения, главное достоинство этого нового двигателя заключается в том, что 90% крутящего момента доступно уже с 2000 об/мин. А это означает пристойную разгонную динамику и эластичность, достаточную, чтобы не утруждать себя лишними переключениями передач при размеренной езде. Хотя орудовать рычагом МКП одно удовольствие: ход его короткий и четкий, никакой разболтанности. А к мягкости педали сцепления привыкаешь сразу - понятно, что настройки рассчитаны и на женскую ножку.
На высоких скоростях понравились две вещи: Qashqai уверенно стоит на заданной траектории, а в салоне тихо, что говорит о продуманной аэродинамике и хорошей шумоизоляции. Не понравилась едва, но все же ощутимая вибрация, исходившая от передних колес (на дизельной версии, к слову, я такого не отметил). Вполне вероятно, что тут дело не в конструкции, а, допустим, в элементарно перекачанных шинах, или в слегка разбалансированных колесах.
Наконец, я добрался до горных дорог. Прошел с пяток километров в хорошем темпе, и мне как-то совсем расхотелось штурмовать виражи. Электроусилитель рулевого управления настроен, конечно, грамотно, и обратной связи на баранке хватало, хотя я бы лично предпочел еще более информативный руль. Но, все равно - с углом поворота не ошибешься. А вот подвески для боевого драйва на серпантинах не годятся - крены кузова вроде и не слишком велики, но хорошо чувствуются, укачать может запросто. На что и пожаловался мой коллега, сидевший справа. Qashqai все же рассчитан на размеренную, пусть и быструю езду, на комфортабельное, а не сумасшедшее передвижение. И требовать от инженеров и конструкторов по-настоящему спортивных настроек шасси в этом случае просто несправедливо. Тормоза, думаю, устроят даже агрессивных водителей - замедляться можно весьма эффективно.
Теперь несколько слов о других модификациях и о некоторых системах. Мне очень понравился автомобиль с 2-литровым турбодизелем. Но дизельные версии поставляться в Россию по известным причинам не будут. Машина с 1,6-литровым мотором тоже произвела весьма приятное впечатление, для семьи - очень подходящее средство передвижения.
Версия с бесступенчатым вариатором CVT наверняка придется по душе горожанам, вынужденным изо дня в день ползать в пробках. Он обеспечивает дополнительный комфорт, топливную экономичность, вдобавок обладает механическим режимом выбора фиксированных передач - их шесть.
Что касается системы полного привода, то предусмотрено три режима ее работы. Клавиша 2WD означает, что вы передвигаетесь на переднеприводном автомобиле. Никаких неожиданностей: Qashqai демонстрирует точно такой же характер, как и обычный легковой автомобиль, с поправкой на высокий клиренс и нелегкую корму - занос в лихом повороте произойдет раньше. В таких случаях, кстати говоря, едва ли выручит даже режим Auto: электроника передаст часть момента задним колесам лишь в случае пробуксовки передних. Этого достаточно, чтобы чувствовать себя уверенно на мокром или скользком покрытии, особо при этом не задумываясь о хитростях трансмиссии. Но если вам пришла охота штурмовать связки виражей, или вы попали в сложные погодные условия, лучше заранее выбрать режим Lock. Он гарантированно распределяет момент между осями в равной пропорции, все остальное зависит только от навыков водителя.
"Превосходя обыденность"
Этот новый слоган озвучил Карлос Таварес, вице-президент Nissan Motor Co., Ltd. Применительно именно к Qashqai. В компании его считают весьма необычным продуктом, выходящим за рамки привычных представлений об автомобиле, сделанном с чистого листа и словно в новом измерении. Что ж, отчасти с этим можно согласиться.
Однако вернемся из "измерения икс" в повседневность. И скажем, что Qashqai уже сходит с конвейера завода Nissan в Сандерленде (Великобритания), и вполне доступен в реальном мире. Российские официальные дилеры предлагают его по цене от $21 900 до $34 350. Стоимостной диапазон, как видим, велик, но и версий предлагается немало.
…Когда белесая стужа в очередной раз будет пробирать до костей, а дороги великой страны и ее столицы покроются снегом, льдом и грязью, мы вернемся к "Кашкаю". И расскажем о том, как этот "кочевник" справляется с российскими невзгодами.// Автоизвестия
Рекомендуемый контент