ВАЗ 2106: Выбираем «бомбовоз» - Автомобильный справочник





ВАЗ 2106: Выбираем «бомбовоз»

Диалог, подслушанный на стоянке такси: «Бомблю» себе потихоньку – на жизнь хватает...»
– «И мне, что ли, заняться грачеванием? Машину бы только купить...». Какой же автомобиль выбрать будущему таксисту при наличии стартового капитала в 2-3 тысячи «зеленых»?

Названная сумма – неплохой вариант для тех, кто собирается всерьез заняться частным извозом. С ее наличием можно смело приступать к предметному изучению каталога «Автобазар». Не мешает также сразу определиться со способом охоты за клиентом. Опытные бомбилы называют два основных: из «засады» и в режиме свободного барражирования в зоне наиболее вероятного появления пассажира. Первый признан более рациональным: стоишь и ждешь, пока хорошая «добыча» придет сама – пассажир с красивой женщиной, огромными сумками, дефицитом времени, а главное – с толстым кошельком. Один такой клиент, безошибочно «пойманный» в точно выверенном месте, может принести больше, чем полдня напряженных метаний со случайными пассажирами.

«Копейка» рубль бережет

Первое, что приходит в голову – старый добрый «Жигуль». По нашим понятиям – надежный, неприхотливый в ремонте и обслуживании. В принципе, внимания достоин любой представитель «классики», однако чем «круче» модель, тем дороже детали облицовки и светотехники, часто повреждаемые в ежедневной городской толчее. Минусы одни и те же для всего ряда заднеприводных ВАЗов: неудобная посадка за рулем, не слишком хорошая топливная экономичность, недостаточные скоростные данные на случай дальних поездок. Но цена устроит в любом случае: за упомянутые деньги можно найти не только «копейку», но и довольно бодрую «шестерку» или «пятерку».

Другой реальный претендент на звание «бомбовоза» – подержанный ВАЗ-2109. Его преимущества – более современная, чем у «Жигулей», конструкция, меньший расход топлива, приспособленность к скоростному драйву. Хуже то, что ВАЗы этого семейства традиционно дороже. За хороший экземпляр придется выложить сумму, близкую к верхней границе вышеуказанной ценовой вилки.

Иномарки нам помогут

Кое-что подходящее можно выбрать и из иномарок. Скажем, Opel Аscоnа – автомобиль классом выше, но минимум на четверть дешевле «Самары» в аналогичном состоянии. Конструктивно удачная машина неплохо сохранилась в наших условиях. И сейчас еще можно найти образец, ресурса которого хватит на год-два не особенно активного «грачевания». Кузова большинства Аscоnа, как и всех Opel тех лет, всерьез тронуты коррозией – это характерная их болезнь. «Опелевские» моторы традиционно отличаются надежностью и живостью – даже с самым слабым из них Ascona способна доставить удовольствие от вождения.

Mercedes модели W 123 – прирожденное такси. Широкая гамма двигателей с четырьмя дизелями, выхаживающими до капремонта полмиллиона километров, многолетний запас прочности. Отрицательная черта дизельного W 123 – проблемы с запуском в мороз, особенно при изношенной поршневой. Цена «123-го» относительно невысока, однако подыскать хороший экземпляр удастся не сразу, поскольку самый «молодой» – 1984 года выпуска.

В последнее время большую популярность среди таксистов приобрел Ford Scorpio. Это солидный автомобиль бизнес-класса, дорестайлинговая версия которого подешевела в связи с утратой престижности по возрастному признаку. Он оказался неплохим «извозчиком», надежным и комфортабельным. Прочный, стойкий к коррозии (хотя и неоцинкованный) кузов отличается вместительным салоном, а подвеска – плавностью хода, хотя при этом она очень страдает от наших дорог. Оснащение может оказаться чрезмерно богатым для такси, но существуют и простейшие «бюджетные» версии. Поскольку с производства Scorpio окончательно сняли только в 1994-м, подходящие экземпляры встречаются в продаже довольно часто.

Заправка и сервис

При выборе конкретного автомобиля следует обратить внимание на модификацию его двигателя, поскольку именно от этого зависит себестоимость каждого преодоленного километра. Безоговорочный лидер по этому показателю – Mercedes с любым из дизелей, хотя оптимальным «спецы» считают вариант «240D». Отечественное «зубило» с любым из двигателей – на втором месте. ВАЗ-2106, «питающийся» бензином трех сортов, более прожорлив: в нашем рейтинге он на третьем месте даже при использовании А-76. Четвертым, вероятнее всего, окажется Opel Ascona, хотя некоторые его моторы способны «проесть» больше денег, чем самый активный потребитель горючего – Ford.

Большинство движков Opel «переваривают» исключительно А-95, и даже с наименьшим по объему дефорсированным мотором 1,3 в городском цикле заправка Ascona остается одной из самых дорогих в пересчете на километр пробега. Большинство бензиновых моторов Ford потребляет А-95. Покупка дизеля из-за сложностей с ремонтом фордовских конструкций и их чувствительности к качеству топлива вряд ли оправданна. Тем более что аппетит у бензиновых версий умеренный. Наиболее распространены среди Scorpio-такси двухлитровые бензиновые двигатели.

Большое значение имеют особенности обслуживания будущего таксомотора. Оба ВАЗа можно ремонтировать в условиях любого гаража, хотя найти качественные запчасти бывает сложно. «Самарам» при этом понадобится меньше регламентных работ при более высоких требованиях к квалификации ремонтников. Запчасти к ним дороже, чем к «классике».

Ascona в обслуживании близка к «девяткам». Отсутствие хитрой механики и электронных устройств делает сервис доступным, хотя на более мощных модификациях есть «подводный камень» – двухкамерный карбюратор Varajet II французского производства. За его ремонт не берутся даже опытные специалисты, хотя в работе он неплох. Запчасти к Ascona есть как новые, так и на разборках, в последнем случае – недорогие, но их остаточный ресурс невелик.

Mercedes может огорчить, когда он в конце концов созреет для ремонта. Если дизель этого автомобиля прост и незамысловат, то ходовая с ее многочисленными рычагами любит, чтобы с ней основательно повозились, применяя специальную оснастку и тратя немалые деньги на запчасти. На разборках комплектующие довольно дешевы, хотя непредсказуемость их состояния заставляет задуматься: не рациональнее ли предпочесть новые турецкие детали?

Ford ремонтировать непросто, но ему не обязательно нужен фирменный сервис. Популярные карбюраторные «четверки» вполне реально обслуживать самому. Правда, этого не скажешь о тормозах (АБС – «в базе»!), которые лучше доверить специалистам. Подвеску Scorpio на плохих дорогах нужно беречь, поскольку новые запчасти к ней дороги. На разборках есть неплохой ассортимент «бэушных» комплектующих для Scorpio, причем по доступным ценам и в неплохом состоянии.

Возврат монет

Извоз в большом городе устроен просто. Все удобные для «засад» места давно узурпированы «старой гвардией». Она держит цены и гонит чужаков, которым позволяется разве что высадить пассажира на их территории. Удел начинающих – непрерывная охота за пассажиром на улицах, среди троллейбусов, «маршруток», взаимное «бритье» и открытая конфронтация с конкурентами. В этой суете вполне сойдет самый непритязательный таксомотор, ведь голосующий у бордюра житель мегаполиса более всего желает сэкономить время. Набив руку, так можно зарабатывать около 100 грн. в день, половину из которых, однако, приходится оставлять на бензоколонке. Cоизмеряя такой доход с собственным аппетитом и потребностями семьи, за 2 года можно «отбить» машину ценою до 3-х тысяч у.е.

В малых городах расклад иной. Клиент сам приходит на ближайшую стоянку такси или вызывает его по телефону. Такса в провинции все еще высока, холостой пробег стремится к нулю, и отдача купленного горючего неплохая – по откровениям самих «бомбистов», иногда – до трех гривен с каждой гривни, «вложенной» в бензобак. Казалось бы, низкая экономичность недорогой «классики» ВАЗ тут была бы наиболее уместна, но есть и оборотная сторона медали. Пользуясь возможностью выбора, провинциальный клиент часто требует подать ему машину побогаче. Наименее выигрышна в этом случае «девятка»: купленная за немалые деньги, она все равно остается недостаточно роскошной в глазах привередливого пассажира. Так или иначе, более 50 грн. за день в городах со стотысячным населением извозчик не зарабатывает. Учитывая потраченное на топливо, мелкие ремонты и пропитание, можно откладывать в «кубышку» не более 15 – 20 грн. ежедневно, а значит, при 300-х рабочих днях в году машина за 2 тыс. у. е. окупится за 2 года.

На старт!

Итак, если цель «бомбометания» – небольшой город, стоит сразу всерьез подумать об иномарке. Клиент, который сам приходит на стоянку за «мотором», всегда предпочтет такую машину более примитивному авто. Малоподвижное сиденье «на кастрюле» позволит не тратить много денег на содержание машины. Тем более, если вы уверены, что с вашим солидным автомобилем со временем окрепнете в своем бизнесе и сможете претендовать на более высокие места в «извозчичьей иерархии». Удачно купленного Ford, Mercedes или Opel должно хватить на те пару лет, за которые можно окупить затраты и начать откладывать на хороший ремонт или на новую машину.

В большом городе, где в час пик вдоль проспектов «грачи» чуть ли не в очередь выстраиваются, на начальном этапе подойдет даже старомодный ВАЗ, хотя в смысле топливной экономичности предпочтительнее «девятка». Однако, если со временем не удастся отвоевать «рыбное» место возле вокзала или автостанции, лучше все равно пересесть на иномарку, поскольку интенсивная эксплуатация подержанного «бомбовоза» быстро превращает таксиста в автослесаря.

 Словарь

Бомбила (от бомбить, общеупотребительное) – водитель, занимающийся частным извозом, таксист; то же, что шеф, частник.

Брить (профессиональное) – бессовестно выхватывать пассажиров из-под носа у конкурента.

Грач – пассажир, «голосующий» на улице с характерно поднятой рукой.

Грачевать (столичное) ловить грачей; то же, что и бомбить.

Сидеть на кастрюле, кастрюлить (одесское) – то же, что и грачевать.


 Средние цены на неоригинальные запчасти, грн. Передн.торм колодки ВАЗ-2106 1,5 ВАЗ-2109 1,3 Opel Ascona 1,6 Mercedes W 123 2,4 Ford Scorpio 2,0 13 15 65 90 – 150 148 Задн. торм. колодки 28 26 50 90 – 150 127 Возд. фильтр 4 4 24 48 37 Топлив. фильтр 3 3 42 32 90 Маслян. фильтр 12 12 14 36 27 Амортиз. передн./задн. 37/40 110/85 210/250 210/250 530/360 Сцепление, комплект 350 360 713 1000 928 Шаровая опора 16 16 61 70 – 123 578 Ремень ГРМ (цепь) 35 26 90 170 106(159)
 Себестоимость 100 км пробега, грн.* ДТ ВАЗ-2106 1,5 ВАЗ-2109 1,3 Opel Ascona 1,6 Mercedes W 123 2,4 Ford Scorpio 2,0 – – – 15,7 – 15,9 – А-76 17,0 – – – – А-92 20,1 16,3 18,2 – 23,8 – – А-95 21,7 17,6 18,5 – 20,5 – 20,5 – 22,6 * Указана среднестатистическая стоимость топлива по Украине: ДТ – 1,65 грн.; А-76 – 1,60 грн.; А-92 – 1,90 грн.; А-95 – 2,05.
  ВАЗ-2106 ВАЗ-2109 Opel Ascona Mercedes W 123 Ford Scorpio Общие данные Габариты, Д/Ш/В, мм 4166/1611/1440 4006/1620/1335 4366/1668/1395 4725/1785/1440 4669/1760/1440 База, мм 2424 2460 2574 2795 2761 Масса соб./полн., кг 1045/1445 915/1340 985/1500 1405/1925 1340/1850 Объем багажника, л 385 310 445 500 490 (седан) Объем бака, л 39 43 61 75 70 Двигатель Количество цилиндров 4 4 4 4 4 Объем, л 1,5 1,3 1,6 2,4 2,0 Мощность, л.с. при об/мин. 80/5400 65/5600 75/5600 137/2400 100/5400 Трансмиссия Тип привода задн. передн. передн. задн. задн. КПП 4-ст.мех. 4-5ст.мех. 4-5 ст.мех., автомат. 4-5ст.мех., автомат. 5-4 ст.мех., автомат. Ходовая часть Тормоза передн./задн. диск./бараб. диск./бараб. диск./бараб. диск./диск. диск./диск. Подвеска передн./задн. незав./зав. незав./зав. незав./зав. незав./незав. незав./незав. Шины 175/70 R13 175/70 R13 185/70 R13 195/70 R14 185/70 R14, 195/65 R15

Игорь Широкун
Фото Юрия Нестерова

↑ Наверх






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.