OPEL Omega: Автомобиль на все случаи жизни
(Opel Omega 1986 – 93 г. в.) Немного историиВ августе 1986 года компания Opel представила новое поколение автомобилей среднего класса (европейский сегмент рынка Е) со звучным именем Omega, которые сменили предыдущую модель Record. Автомобиль стал более комфортабельным, безопасным и элегантным (коэффициент аэродинамического сопротивления Cx Omega равен всего 0,28). Именно эти факторы позволили новой модели в 1986 году уверенно завоевать первое место на престижном европейском конкурсе «Автомобиль года».
Однако, как потом выяснилось, конструкторы наделили Opel Omega массой «детских болезней», которые в буквальном смысле шокировали даже самых преданных поклонников этой марки. Эксперты до сих пор вспоминают результаты теста протяженностью 100 тысяч км, проведенного журналом «Auto motor sport»: 40 поломок и два опрокидывания. По утверждению многих владельцев новых автомобилей того времени, у Omega ломалось все, что было и даже то, чего не было. Казалось, с такими показателями путь к сердцу потребителей навсегда заказан. Но прошло немного времени и автомобиль стал стремительно освобождаться от недостатков — компания приложила колоссальные усилия на ликвидацию досадных конструкторских просчетов. Кроме того, все автомобили, выпущенные с заводскими неисправностями, были отозваны по месту продажи и отремонтированы за счет фирмы. Сегодня Opel Omega (А) — весьма надежное и очень популярное транспортное средство.
Автомобили выпускались с кузовами седан и универсал (Caravan), имели продольное расположение силового агрегата и привод на заднюю ось, что характерно только для топ-моделей компании — Omega и Senator, у всех остальных Opel ведущие — передние колеса.
В октябре 1990 года семейство Omega модернизировали: была изменена форма и отделка переднего и заднего бамперов, на порогах появились черные пластиковые накладки, радиаторную решетку начали отделывать хромом, заметно улучшилась отделка салона.
В производственном выпуске Opel Omega (А) продержалась до октября 1993 года, а спустя всего месяц компания представила ее преемницу — Omega (В).
КузовOpel Omega (А) занимает одно из лидирующих мест в списке наиболее популярных на украинском рынке автомобилей «second hand». Отчасти этому способствует элегантная форма большого и крепкого кузова, а также огромный выбор модификаций.
Однако следует сразу же акцентировать, что все Opel конца 80-х сильно подвержены коррозии. Не является исключением и Omega (А). Характерной «семейной» болезнью автомобиля являются гнилые арки задних крыльев, пороги, нижние канты дверей, а также места в области упорных чашек передних стоек. Все остальные элементы конструкции достаточно устойчивы к ржавлению. Лакокрасочное покрытие неплохо защищает металл (не считая указанных мест), и если вам удастся обнаружить следы коррозии и в других элементах кузова — это говорит лишь о том, что автомобиль побывал в аварии и его плохо отремонтировали.
Omega последних лет выпуска отличается более качественной антикоррозионной обработкой кузова, нежели автомобили конца 80-х, поэтому при покупке лучше всего приобретать именно эти экземпляры. Желательно сразу же проверить все «слабые» места и дополнительно их обработать — это поможет предотвратить неприятности в будущем.
Седан и универсал имеют не просто вместительные, а в буквальном смысле огромные размеры багажного отделения (даже для своего класса). Более того, складывающиеся задние сиденья дают возможность еще сильнее увеличить и без того немаленький багажник. Так, у седана и универсала полезный размер багажного отделения составляет 520 и 540 л, со сложенными сиденьями — 870 и 1850 л соответственно. Немаловажным фактором функциональности является и невысокая погрузочная высота пола багажника. Для семейных людей и фермеров более подходящего транспортного средства и не придумаешь.
«Бэушных» кузовных запчастей на Opel Omega (А) очень много и цены на них невысокие. Так, переднее крыло стоит $10, дверь $20, порог $20, капот $80 и бампер $50.
СалонСалон Omega — очень комфортный, широкий и просторный. Его без особых натяжек можно назвать 5-местным, а при необходимости сзади поместится и 4 человека! Причем места от колен до передних сидений — хоть отбавляй.
Все элементы интерьера хорошо продуманы и идеально вписываются в общий стиль автомобиля. Необходимые для вождения органы управления удобно размещены и не заслуживают каких-либо нареканий, все переключатели понятны и информативны.
Левая половина приборной панели и центральная консоль немного развернуты в сторону водителя. На щитке приборов — основные указатели: спидометр, тахометр, указатель уровня топлива и температуры воды. Немного ниже — ряд информационно-диагностических ламп, контролирующих разные системы автомобиля (чем дороже модификация, тем их больше): электроника двигателя, ABS, уровень и давление масла, уровень охлаждающей жидкости, воды в бачке обывателя, износ передних колодок, стояночный тормоз, дальний свет и зарядку аккумулятора.
Многие автомобили оборудовались жидкокристаллическим экраном бортового компьютера, который находится на центральной консоли и указывает температуру воздуха за бортом, мгновенный и средний расход топлива, количество километров, которые можно проехать на оставшемся бензине, и секундомер.
Отличительная особенность Opel Omega — наличие шести регулирующихся дефлекторов системы вентиляции вместо привычных четырех, как в большинстве других марок машин. Хотя в сырую погоду стекла все же запотевают, пока не прогреется салон. На большинстве Omega часто выходит из строя переключатель оборотов печки (окисляются контакты или перегорает шунтовое сопротивление). Дорогие модификации в стандартной комплектации оборудовались кондиционером. В этом случае внутри бардачка есть так называемая холодильная камера, в которую через специальную заслонку нагнетается холодный воздух.
Удобная форма сидений заслуживает всяческих похвал — даже после длительных поездок не чувствуется усталость. На водительском сиденье, кроме стандартных регулировок, можно изменить угол боковой и глубину поясничной поддержки, а на дорогих модификациях эти регулировки имеет и пассажирское сиденье. На «галерке» не менее удобно, чем впереди. Кроме того, за подлокотником задних сидений есть небольшая дверца доступа к багажнику — не очень громоздкие вещи из него можно достать, не выходя из салона.
Двигатель и его системыГамма силовых агрегатов Opel Omega весьма разнообразна, так что каждый человек запросто сможет найти для себя подходящий вариант — от слабенького 4-цилиндрового мотора объемом 1,8 л 82 л.с. до «заряженного» мощного 6-цилиндрового 24-клапанного двигателя объемом 3,0 л 204 л.с. Моторесурс силовых агрегатов в среднем составляет 200 — 400 тыс. км, хотя все зависит от условий эксплуатации и своевременности обслуживания.
Автомобили оснащались 4-х и 6-цилиндровыми бензиновыми и 4-цилиндровыми дизельными двигателями. Наиболее практичным вариантом с точки зрения обслуживания, экономичности и динамики можно назвать двигатель объемом 2,0 л 115 л.с. — именно он является наиболее распространенным из имеющихся на рынке предложений. Дизельные силовые агрегаты плохо заводятся зимой, поэтому предпочтительней выбирать Omega с бензиновым мотором.
Газораспределительный механизм 4-цилиндровых двигателей приводится в действие ремнем ГРМ, который необходимо менять через каждые 60 тыс. км вместе с натяжительным роликом. Кроме того, при их замене желательно проверить и состояние водяного насоса, так как он также задействован этим ремнем. 6-цилиндровые моторы приводятся в действие цепью, которая способна прослужить от 150 до 200 тыс. км.
Система охлаждения «грешит» частым (через 60 — 80 тыс. км) выходом из строя водяного насоса. Часто двигатели перегреваются из-за загрязненных сот радиатора, хотя может подвести и температурный датчик. А вот к вискомуфте вентилятора — никаких претензий. Она, в отличие от других марок автомобилей, оборудованных подобным узлом, очень надежная и долговечная.
Со временем может подтекать масло в области прокладки клапанной крышки и сальников распредвала (их два — передний и задний).
При покупке бензиновых версий Omega лучше всего выбрать автомобиль, оборудованный системой распределенного впрыска топлива. Так как процесс регулировки и ремонта карбюратора, оснащенного электронной системой управления, очень хлопотный даже в условиях СТО.
ТрансмиссияOpel Omega оснащались 5-ступенчатыми механическими КПП и 4-ступенчатыми автоматическими. Все коробки очень надежны, поэтому вполне можно приобретать автомобиль, оборудованный «автоматом».
Для долговечной эксплуатации необходимо регулярно при каждом ТО следить за уровнем масла в КПП и через каждые 80 тыс. км производить его замену в механической коробке, а в «автомате» — через 40-60 тыс. км. Кроме того, эту операцию желательно провести и при покупке подержанного автомобиля. В автоматической КПП необходимо заменить масляный фильтр и прокладку поддона. Уровень масла в коробке контролируется с помощью щупа при заведенном и прогретом двигателе.
Через каждые 60 тыс. км нужно менять масло в редукторе заднего моста и контролировать состояние пыльников полуосей. Если они целые, ШРУСы прослужат очень долго. Со временем в редукторе и КПП может подтекать сальник хвостовика со стороны кардана и сальники полуосей.
Привод сцепления у Opel Omega (A) — механический. Причем регулировку свободного хода педали запросто можно выполнить самому — все достаточно просто и удобно. При нормальном стиле езды диск сцепления и корзина способны легко «проходить» от 150 до 200 тыс. км.
Подвеска и другие агрегатыПодвеска Opel Omega комфортабельная и энергоемкая — все неровности дорожного покрытия идеально отрабатываются, не доставляя пассажирам и водителю неприятных ощущений от езды по нашим дорогам.
Передняя и задняя подвески независимые, оборудованные стабилизатором поперечной устойчивости. Передняя типа Мак-Ферсон, задняя — с наклонным качающимся рычагом и раздельно установленными пружиной и амортизатором. При покупке подержанного автомобиля желательно проверить состояние сайлентблоков передних рычагов и задней балки, после их замены новые способны выходить до 150 тыс. км. Через каждые 40 тыс. км нужно менять втулки стабилизаторной стойки передней подвески. А вот шаровые опоры достаточно надежный узел и если не порвется пыльник или автомобиль не попадет в глубокую яму — они практически вечные. Не очень практичным можно назвать замену подшипника передней ступицы, так как он идет в сборе со ступицей.
Рулевое управление несколько вялое, хотя вполне подходит для автомобиля подобного класса. Большинство модификаций Omega оснащалось гидроусилителем. Со временем в нем может подтекать сальник насоса усилителя и редуктора рулевого механизма. Оба узла неразборные, поэтому их нужно менять целиком. Хотя у нас все же есть «кулибины», которые смогут отремонтировать вышедшую из строя деталь и даже дают год гарантии на свою работу.
Тормоза Omega очень эффективные и прекрасно справляются со своей задачей, обеспечивая хорошее замедление даже на высоких скоростях. Передние и задние тормоза дисковые, передние к тому же вентилируемые. На многих модификациях установлена ABS. Стояночный тормоз блокирует задние колеса посредством барабанных колодок, установленных внутри тормозного диска. На старых автомобилях часто ржавеют направляющие суппортов, из-за чего тормоза становятся малоэффективными. Выход из ситуации — замена суппорта целиком.
ВыводыДля тех, кому необходим недорогой, но вместе с тем элегантный, комфортабельный и вместительный автомобиль, Opel Omega — наилучшее приобретение. Единственный существенный недостаток — подверженность коррозии — компенсируется целым рядом положительных качеств машины. Автомобиль очень популярен на рынке «second hand», легко перепродается и находит себе новых покупателей. Более того, если вам попадется Omega, которая до этого была в заботливых руках, — она станет вам надежным другом на долгое время.
Большой и безопасный автомобиль Невысокая стоимость подержанных экземпляров Недорогие запчасти и обслуживание Просторный и комфортабельный салон Вместительный багажник Широкая гамма двигателей и модификаций Плохая устойчивость против коррозии Недолговечный водяной насос Не высокая надежность дизельных двигателейЦены на новые запчасти, у.е. Тормозные колодки (передние) 20 Тормозные колодки (задние) 18 Воздушный фильтр 8 Топливный фильтр 14 Масляный фильтр 3 ШРУС 100 Подшипник передней ступицы 100 Подшипник задней ступицы 27 Амортизатор (передн./задн.) 60/42 сцепление, комплект 200 Помпа 35 Радиатор 200 Шаровая опора 25 Генератор 100-150 Стартер 150-200 Распредвал 200 Ремень ГРМ 15 Цены могут немного отличаться в зависимости от модификации, года выпуска и объема двигателя.
Моторы и мощности Модель двиг. Объем, л Мощность, л.с. Система питания 18NV 1,8 82 Карбюратор E18NVR 1,8 88 Карбюратор 18SV 1,8 90 Карбюратор 18SEH 1,8 115 Впрыск C20NEJ 2,0 99 Впрыск, катал. C20NE 2,0 115 Впрыск, катал. 20SE 2,0 122 Впрыск C24NE 2,4 125 Впрыск, катал. C26NE 2,6 150 Впрыск, катал. C30LE 3,0 156 Впрыск, катал. 30NE 3,0 177 Впрыск C30SEJ 3,0 200 Впрыск, катал. C30SE 3,0 204 Впрыск, катал. 23YD 2,3 73 Впрыск, дизель 23YDT 2,3 90 Впрыск, дизель 23DTR 2,3 100 Впрыск, дизель
Усредненные цены на подержанные Opel Omega в Украине Годвыпуска Объем, л Мощность, л.с. Кол. дверей Пробег, тыс. км Цена, $ 1993 2,0 инж. 115 4 125 5550 1991 2,4 инж. 125 4 140 4600 1989 1,8 инж. 88 4 175 3700 1988 2,3 диз. 90 4 200 2850 1987 1,8 карб. 88 4 220 2400 В зависимости от комплектации и объема двигателя цена может меняться
Частота неисправностей Opel Omega, выявленных при техосмотре в Германии, % Возраст, лет 3 5 7 9 11 Omega *Среднее для всех автомобилей Omega * Omega * Omega * Omega * Omega * Без неисправностей 64,5 69,8 50,3 56,8 44,1 46,5 37,9 37,7 32,9 29,8 Легкие неисправности 32,1 26,4 42,7 35,7 46,7 42,8 50,0 47,2 51,0 49,9 Серьезные неисправности 3,4 3,8 7,0 7,5 9,2 10,7 12,1 15,0 16,0 20,2
История
08.86 На смену Opel Record пришло новое поколение — Omega (A)
02.87 Дебютирует «заряженная» модификация Omega 3000
08.87 Представлен двигатель объемом 3,0 л (177 л.с.)
12.87 Модернизация механической КПП
09.89 Появился наиболее мощный мотор объемом 3,0 л (204 л.с.)
10.90 Гамма двигателей дополнена мотором объемом 2.6 л (150 л.с.)
10.93 Выпуск модели Opel Omega (A) прекращен