Вопрос о тепловом аккумуляторе
Вопрос. Прошла информация о установке ВАЗ-дилерами тепловых аккумуляторов производства России. Проводил ли или планирует провести ВАЗ испытания подобных устройств? Кто производитель?
Ответ. Да, завод проводит доводочные и исследовательские работы в сотрудничестве с Самарской инженерной академией. Устройство представляет собой термос, включенный в систему охлаждения. Имеет массу около 15 кг, диаметр около 40 см. и длину 80...90 см. Тепло аккумулируется на 36...40 часов. С таким устройством после ночной стоянки на морозе температура двигателя при запуске примерно +10С вместо -20С. Лучше пуск. Короче прогрев. Экономия топлива, улучшение показателей токсичности из-за того, что теперь не требуется сильно обогащать смесь. Перспективное направление. Применимость на любом автомобиле. Единственный недостаток - летом бесполезен. Как только массу и габариты удастся уменьшить, можно будет закрыть глаза и на это.
Александр Яковлев
Управление проектирования двигателей
Вопрос. Меня интересуют проходившие на ВАЗе испытания устройства облегчения пуска двигателя УОПД-П фирмы "Тисса-Супер" состоящего из термоса, электронасоса и системы управления.
1. Место и обязательность установки обратного клапана при установленном термостате новой конструкции 21082....(алюминиевый)
Можно ли его установить на выходе из термостата в приемную трубу водяного насоса (как раз туда входит)при уменьшении есс-но проходного сечения?
2. Наилучшее место установки в 21102 ???
Насос идеально ставится на место катушки зажигания карб. авто (за аккумулятором)А вот термос куда??
3. Общие впечатления.
Ответ.
- на ВАЗе, т.е. непосредственно мною, действительно проведено множество испытаний различных типов тепловых аккумуляторов, в том числе и импортный. Та информация, на которую ссылается адресат, была в свое время размещена (без нашего одобрения) и затем снята ф. Тисса-Супер г. Москва, которая является дилером ф. "Крис" г. Тольятти. Последняя является изготовителем-лицензиатом УОПД вкупе с субподрядчиками.
- в систему охлаждения двигателя самостоятельно вмешиваться категорически не советую - можно нажить серьезные проблемы и потому лучший вариант - это дождаться промышленного решения. А такая работа ведется с прицелом по крайней мере на все модели ВАЗ. К концу года многое в этом отношении прояснится. То же самое касается расположения и крепления самого теплового аккумулятора и элементов УОПД под капотом автомобиля.
Что касается эффективности системы.
а) высоковакуумная теплоизоляция достаточна для эффективного сохранения теплоты в аккумуляторе в течение 1,5-2-х суток. Последние испытания на ВАЗ-21053 с карбюратором показали, что через сутки хранения применение УОПД обеспечивает быстрый (менее 10 с) пуск двигателя при Т= -35 градС даже на "летнем" бензине. Разумеется при этом необходимо использовать зимнее моторное масло класса SAE 0W-.... Салон прогревается на 7 минут быстрее, температура воздуха на выходе из отопителя выше на 10-15 град С в первые 10 минут после пуска. Резкое снижение токсичности отработавших газов при пуске и прогреве. Хотя рядового пользователя это мало волнует, для завода это очень важно, т.к. существуют жесткие стандарты на эти показатели. Экономия топлива 15-20% на каждом пуске-прогреве. Также снижение износов, повышение ресурса двигателя и электропусковой системы.
б) Применение УОПД на автомобилях со впрыском топлива имеет некоторые особенности, т.к. в системе управления двигателем имеется термодатчик и он может неправильно оценивать состояние двигателя сразу после прогрева от УОПД. Это все будет учтено алгоритмически в последующих разработках, а пока при использовании УОПД на таких автомобилях (со впрыском) при низких температурах рекомендуется сделать паузу 1-2 минуты после разряда теплового аккумулятора и затем пускать двигатель. Пауза нужна для выравнивания температуры антифриза внутри двигателя, а также для лучшего прогрева блока и головки блока.
Рекомендуемый контент