"Поехали!" - Автомобильный справочник





"Поехали!"

Помните ту знаменитую фразу Юрия Гагарина, которая ознаменовала революцию в жизни всего человечества. "Он сказал поехали, он махнул рукой"… Впервые житель нашей планеты и, что не менее важно нашей страны, полетел в космос, в неизведанный мир. Трудно переоценить этот героический поступок русского человека. Впрочем, это был подвиг совершенный всем советским народом, раны которого едва затянулись после Великой Отечественной войны.

После 12 апреля 1961 года в истории страны было много великих свершений. Прежде всего стоит вспомнить 19 апреля 1970 года, когда с конвейера Волжского автозавода сошли первые легковые автомобили "Жигули". 16 февраля 1976 года ознаменовано началом серийного производства грузовых автомобилей КамАЗ на построенном силами всей страны автогиганте в Набережных Челнах.

5 апреля 1977 года Волжский автозавод освоил выпуск первых в мире комфортабельных внедорожников малого класса "Нива". Будущее поколение вспомнит еще одну значительную дату – 23 сентября 2002 года. Именно в этот день началось серийное производство автомобилей Chevrolet Niva на конвейере совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ".

В жизни любой компании, завода и любой другой организации происходят торжественные моменты, символизирующие начало трудовой деятельности. У совместного предприятия этот момент настал 23 сентября. Однако любому запуску производства предшествует период подготовки. Волжский автозавод, как известно, начинал свою деятельность при участии итальянского концерна Fiat. Однако в начале 90-х руководство тольяттинского автогиганта приступило к поиску стратегически важного партнера за рубежом. Судьба свела "АвтоВАЗ" с транснациональной корпорацией General Motors. Сначала на автомобили Волжского автозавода устанавливались системы впрыска с маркой GM, потом появилась модификация автомобиля ВАЗ-21106 со 150-сильным двигателем Opel. Осуществляя подобные проекты, обе компании присматривались друг к другу, понимая, что в недалеком будущем их совместная работа перерастет на более качественный уровень.

Тем временем на Волжском автозаводе готовилась новая модель внедорожника ВАЗ-2123, призванная сменить старую "Ниву". Первоначально вазовцы планировали запустить производство этого автомобиля собственными силами. В принципе так оно и произошло. Мелкосерийный выпуск ВАЗ-2123 удалось начать в марте 2000 года на опытно-промышленном производстве. После этого новые внедорожники поступили в свободную продажу. К сожалению, существовавший на тот момент автомобиль ВАЗ-2123 по своим качествам оставлял желать большего. Руководство Волжского автозавода понимало, что "сырая" машина не приспособлена для продажи, которую начали ради поднятия собственного имиджа. Только вряд ли такой автомобиль мог изменить ситуацию к лучшему. Необходимо было избавиться от всех недочетов и освоить полноценное производство, минуя обходные технологии. Правда, чтобы осуществить эту программу, автозаводу необходимы были значительные инвестиции. Российские банки прохладно отнеслись к проекту АвтоВАЗа, тогда руководство тольяттинского автогиганта решилось на беспрецедентный шаг – объединение усилий по освоению выпуска нового внедорожника с крупнейшей автомобильной корпорацией мира - General Motors, с которой, как мы заметили, уже были налажены отношения.

После многочисленных переговоров 27 июня 2001 года представителями General Motors, АвтоВАЗа и Европейского Банка Реконструкции и Развития было подписано генеральное рамочное соглашение. После этого был принят уставной капитал предприятия, в котором доля General Motors составляла 99,1 млн. долларов денежными средствами и оборудованием (41,5%), АвтоВАЗа также 99,1 млн. долларов интеллектуальной собственностью (патенты, свидетельства и автомобиль ВАЗ-2123 "Нива"), инженерными системами, зданиями и сооружениями (41,5%) и Европейского Банка Реконструкции и Развития – 40 млн. долларов денежными средствами (17%).

30 июля 2001 года на учредительном собрании было объявлено о создании совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ", а уже в октябре оно получило постоянную регистрацию в Минюсте России. Тогда же началось строительство нового завода.

Место для предприятия было выбрано весьма символическое: на западной стороне Волжского автозавода. Меньше чем за год в Тольятти вырос современный корпус. Мало того весьма заметно преобразились и дороги, ведущие к совместному предприятию. С разметкой, ухоженными бордюрами, как в старой доброй Англии. Потемкинские деревни у нас строить всегда умели. Впрочем, новый завод вовсе не красивая декорация. Это полноценное сборочное предприятие. Только оно сделано в западном стиле, понимание которого начинается при подъезде к главной проходной завода. Идеально ровный и чистый асфальт, подготовленные газоны, которые пока еще не обросли травой, но чувствуется, что это в будущем обязательно произойдет. Внутри сборочного цеха царит чистота, сравнимая с больницей европейского класса. При этом здесь не ощущается неприятный запах, подобный тому, что имеется на главном конвейере АвтоВАЗа. В этом нет ничего удивительного, поскольку на работах по строительству и планировке размещения оборудования были заняты два генеральных подрядчика – финская фирма QuattroGemini Ltd и немецкая Eisenmann. Управляла проектом и осуществляла инженерную поддержку американская фирма Hanscomb.

Увидев работников СП одетых в белые рубашки и темно-синие брюки и юбки, мы посчитали их за руководителей. Но каково было наше удивление, когда выяснилось, что это простые сборщики. Впрочем, менеджеров СП будет не просто отличить, поскольку на "GM-АвтоВАЗ" принята общая форма для всех специалистов. На сегодняшний день на предприятии работает 145 человек. К концу года численность персонала на заводе составит 400 человек, но, когда будут достигнуты максимальные объемы производства, она должна возрасти до 1200 человек. Кроме того, около 600 человек будет занято в компаниях-подрядчиках и около 2000 новых рабочих мест будет создано на заводах-поставщиках.

Пока работоспособен лишь цех сборки (если, конечно, не считать линии штамповки деталей, сварки кузова и его окраски, которые располагаются на Волжском автозаводе), но в конце марта 2003 года должен вступить в строй собственный цех окраски, что неминуемо отразится на качестве готового автомобиля.

Что касается существующего образца Chevrolet Niva, то визуальный осмотр показал много положительных моментов. Пока твердо говорить о значительном улучшении внедорожника рано. Но, похоже, специалисты СП "GM-АвтоВАЗ" на участие в ОПП АвтоВАЗа серьезно отнеслись к приведению машины в достойный вид. В том состоянии, в котором ВАЗ-2123 выпускался на ОПП, для СП "GM-АвтоВАЗ" не годился. По словам главного конструктора СП Вадима Классена, модернизация внедорожника коснулась, прежде всего, технологии сборки и повышения качества комплектующих. Кроме того, Chevrolet Niva от былого ВАЗ-2123 отличает измененная решетка радиатора и появившиеся на некоторых деталях фирменные логотипы.

На торжественное открытие нового завода, состоявшееся 23 сентября, съехались многие руководители, включая Председателя Совета директоров General Motors Джека Смита, губернатора Самарской области Константина Титова, полномочного посла США в РФ Александра Вершбоу. Кроме того, на церемонию прибыла вся вазовская верхушка.

К сожалению, пуск нового предприятия не обошелся без казусов. Из-за того, что самолет с одним из высокопоставленных гостей задержался на пару часов, приглашенные лица были вынуждены прозябать в ожидании первого лица транснационального концерна. Впрочем, для присутствовавших это время прошло занятно, поскольку в качестве разогрева участвовали музыканты, самым известным из которых являлся участник знаменитой группы "Юрай Хип" Кен Хенсли.

Когда же VIP-лица благополучно прибыли и сказали пару торжественных фраз, прозвучал гимн России, открылись шторки, ознаменовав тем самым пуск сборочного завода. После этого наступила очередь архиепископа Самарского и Сызранского, который освятил новое дело и пожелал ему многие лета. В тот день были определены первые три владельца автомобилей Chevrolet Niva. Ими стали - губернатор Самарской области Константин Титов, мэр Тольятти Николай Уткин и супруга руководителя СП "GM-АвтоВАЗ" Джона Милонаса-Магда.

Открытие предприятия не обошлось без благотворительных акций, что является традицией для зарубежных компаний. Руководство СП "GM-АвтоВАЗ" озвучило свою благотворительную программу "Новое партнерство – в Добрый путь!", которая предусматривает финансирование пяти организаций, а также двенадцати семей г. Тольятти, в которых воспитываются дети инвалиды и сироты.

На следующий день генеральный директор СП "GM-АвтоВАЗ" Джон Милонас подписал первое дилерское соглашение с тольяттинской фирмой "Машины российских широт (МАРШ)", являющейся подразделением компании "Инкомцентр".

До середины октября будут заключены дилерские соглашения еще с 20 фирмами. В марте 2003 года их число должно возрасти до 35, а затем дойти до 91. Прежде всего, ими станут нынешние дилеры АвтоВАЗа и General Motors, которые отвечают требованиям СП. Официальное же начало продаж запланировано на 24 октября. Стоимость базовой модели Chevrolet Niva должна составить чуть больше 8 тысяч долларов. В этом году планируется выпустить 456 автомобилей, в следующем предполагаемый объем производства должен составить 35 тысяч автомобилей, а в 2004 году уже 60 тысяч машин. При этом руководство "GM-АвтоВАЗ" рассчитывает через три года выйти на объем производства 75 тысяч автомобилей в год.

Ровно через год первые Chevrolet Niva отправятся на экспорт. Эти машины должны принять рынки Европы, Среднего Востока, Азии и Латинской Америки. В этом случае автомобиль получит ряд иностранных комплектующих, в частности, двигатель и трансмиссию.

Следующим этапом станет производство модификаций Chevrolet Niva с кузовом пикап (бывший ВАЗ-2323) и фургон (бывший ВАЗ-2723) после чего начнется разработка новых проектов. Скорее всего им станет выпуск автомобиля Opel Astra. Разговоры на эту тему ходят активные, но насколько подобный проект окажется реальностью, станет ясно позднее. Пока же главное – это освоение серийного выпуска Chevrolet Niva, которая, безусловно, повлияет на весь российский автопром. Поехали!

В Славин
Автомикс






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.