"АвтоВАЗ" задумался о рознице - Автомобильный справочник





"АвтоВАЗ" задумался о рознице

Александр Гришин
Кирилл Горский
Ведомости
28 ноября 2002

         Волжский автозавод в следующем году собирается вплотную приблизиться к покупателю, а именно заняться регулированием розничных цен на свои "Жигули" и "Самары". Гендиректор завода Виталий Вильчик на одной из встреч с трудовым коллективом заявил, что завод хочет устанавливать единую розничную цену на "ВАЗы" на всей территории страны. Дилеры считают, что это поможет убрать с рынка серых перегонщиков и заставит самих дилеров конкурировать за счет уровня сервиса.
        Крупнейший российский производитель легковых автомобилей до сих пор слабо контролирует ситуацию с розничными продажами его продукции, устанавливая только оптовые цены на отпускаемые дилерам машины и предоставляя им скидки в зависимости от объема приобретаемых партий. Всерьез ВАЗ вмешивался в процесс торговли всего два раза. Первый - во второй половине 90-х, когда в результате двух масштабных операций правоохранительных органов под кодовым названием "Циклон" с территории предприятия и его торговых площадок были изгнаны представители тольяттинских криминальных структур, контролировавшие отгрузку машин (впрочем, по некоторым данным, "Циклоны" проводились вовсе не по инициативе завода). Второй раз был в прошлом году, когда завод попытался перераспределить товарные потоки с так называемой тольяттинской площадки (сообщество крупных тольяттинских дилеров завода) в пользу собственных управлений региональных поставок, созданных на базе системы советских спецавтоцентров. Попытки эти не были доведены до конца, и сейчас автомобили тольяттинского производства попадают к покупателям четырьмя принципиально разными путями.

        Крупные авторизованные московские дилеры "АвтоВАЗа", такие как "Инком-Лада", "Автомир", "Автореал", "Ростокино-Лада", получают большую часть автомобилей непосредственно с завода - по прямым договорам. Небольшая часть машин попадает к дилерам из московского управления региональных поставок. Торговцы средней руки (продающие несколько сотен машин в месяц) закупают автомобили у "тольяттинской площадки", через которую до сих пор проходит больше половины выпускаемых ВАЗом машин. И наконец, часть машин перегоняется из Тольятти своим ходом и продается на необорудованных площадках под открытым небом - согласно расхожему мнению этим занимаются фирмы-однодневки и частные предприниматели, однако московские дилеры в неофициальных беседах говорят о том, что перегоном и продажей с необорудованных площадок промышляют и тольяттинские дилеры. Схема поставок в регионы примерно повторяет московскую. Естественно, разные механизмы доставки к покупателю (а заодно и разный уровень предоставляемого ему сервиса и условий гарантии) приводят к тому, что на рынке идет непрерывная ценовая война.

        Дилеры везут машины из Тольятти на автовозах (торговцы утверждают, что это обходится дороже, чем перегон своим ходом) , проводят предпродажную подготовку (в "Автомире", например, технологическая карта предпродажной подготовки включает 27 операций) и, как признаются некоторые из торговцев, берут на себя расходы по доукомплектации машин деталями, пропавшими во время перевозки: это обходится дешевле, чем охрана машин во время перегона. Даже при больших объемах продаж (крупные московские дилеры продают по 1000 - 2000 машин в месяц) их дополнительные расходы, по утверждению дилеров, доходят до $300 с машины. Мелкие же торговцы не несут этих расходов.

        Поэтому и дилеры, и отраслевые аналитики одобряют план завода установить единый уровень розничных цен. "Это классная идея", - говорит аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова. По ее словам, "АвтоВАЗ" таким образом пойдет по пути западных компаний, которые уже давно проповедуют политику единых розничных цен. "Если заводу удастся сделать задуманное, то выиграют и покупатели, и сам завод, - говорит аналитик. - Теперь желающие приобрести автомобиль не будут искать, где дешевле, а будут ориентироваться на тот комплекс дополнительных услуг, которые предлагает дилер". "Сама по себе идея интересна и способна принести много пользы, - вторит Сахновой пресс-секретарь "Автомира" Александр Брук. - Не будет ценовой игры. Салоны будут завлекать услугами, сервисом, и покупатель выиграет, не переплатив за это".

        Но чтобы соблюдать единый ценовой уровень на практике, необходимо, чтобы все или почти все новые "ВАЗы" проходили через официальных дилеров. Сами же дилеры признают, что это практически неосуществимо: ни ВАЗ, ни его официальные поставщики не в состоянии бороться с перегоном машин из Тольятти.

        Один из московских дилеров ВАЗа в беседе с корреспондентом "Ведомостей" не исключил, что нынешняя ситуация может подтолкнуть столичных дилеров к своеобразной "забастовке": они попробуют в течение некоторого времени удерживать цены на уровне неорганизованных площадок, максимально экономя на предпродажной подготовке. Впрочем, официально ни один из опрошенных газетой дилеров наличие такой идеи не подтвердил.

        Согласно заявлению Вильчика введение единых розничных цен может сопровождаться и фиксацией торговой надбавки для дилеров на уровне 4,5%. Но сейчас из-за затоваривания рынка отечественных авто и конкуренции с предпринимателями-перегонщиками московские дилеры работают с маржей всего в 1,5 - 2% - любая попытка поднять цены хотя бы на пару сотен долларов равнозначна остановке продаж. И без того продажи столичных дилеров этой осенью стремительно падают. По информации, предоставленной аналитической службы "Автореала", восемь крупнейших дилеров Москвы совместными усилиями реализовали в августе около 8000 автомобилей, в сентябре - около 6500 автомобилей, в октябре - около 6000 автомобилей. Коммерческий директор компании Игорь Тимашков ожидает, что совокупные результаты за ноябрь будут еще хуже.

        Согласно собственным планам в этом году "АвтоВАЗ" должен был впустить 770 000 автомобилей. Но осенью завод столкнулся с кризисом перепроизводства: в конце октября количество нераспроданных автомобилей на площадках завода и его дилеров достигло, по официальным данным, 77 000 - 10% запланированного годового объема производства (тольяттинские дилеры называли цифру 82 000 автомобилей). Чтобы нормализовать ситуацию, завод вынужден был пойти на крайние меры: с 26 октября по 9 ноября конвейер простаивал (за этот период могло быть выпущено 27 000 машин) , со вторника рабочий день на заводе сокращен на два часа (это позволит "недовыпустить" еще 15 000 - 20 000 автомобилей). По данным информированных источников, близких к руководству предприятия, на заводе обсуждается также возможность еще одной остановки конвейера в начале января.








Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.