Литр бензина за 5 рублей - реальность или фантастика? - Автомобильный справочник





Литр бензина за 5 рублей - реальность или фантастика?

На митинге, прошедшем во Владивостоке в субботу, 28 февраля, протестующие выдвинули ряд требований: полная отмена пошлин на ввоз автомобилей, свобода собраний и свобода слова, а также снижение цен на топливо до 5 рублей.

На первый взгляд стоимость бензина на внутреннем рынке в 5 рублей слишком мала, чтобы быть реальной. Но эта цифра взята отнюдь не «с потолка».

Пятирублейвый бензин уже не кажется фантастикой, если попытаться разобраться откуда взялась эта цифра. Организаторы митинга подготовили обоснование этой цены, которое основано на анализе производства, переработки, транспортировки нефтепродуктов, и изложили его в резолюции митинга. Цитаты из резолюции мы приводим ниже:

«Основные величины, используемые в расчете: 1 баррель нефти = 159 литров = 137 кг (для нефти марки Urals). 1 доллар на 2009 год= 40 рублей, 1 доллар на 2007 год= 25,5 рублей.

Добыча. В 2007 году затраты на добычу нефти в компании Роснефть составили 8,81 доллара на баррель (1). Из них 3,08 доллара/баррель операционные расходы, 5,73 доллара/баррель капитальные расходы. Что составляет на литр 0,0554 доллара/литр. А это по курсу 2007 года составляет 1,4127 руб. Т.е. стоимость добычи у Роснефти в 2007 году составила 1,41 рубля на литр нефти с учётом капитальных затрат (инвестирования в производство). Исходя из этого, стоимость добычи и доставки до места переработки 2 рубля за литр представляется обоснованной.

Цена сырой нефти с доставкой до места переработки на внутреннем рынке в России должна составлять не более двух рублей за литр. При этом данную стоимость можно ещё сократить, так как не известно, насколько обоснованы расходы входящие в список капитальных затрат.

Нефтепереработка. В 2007 году Роснефть переработала 40,2 млн тонн нефти, выпустив 38,28 млн тонн нефтепродуктов (1). Т.е. в нефтепродукты перерабатывается 95% нефти, а значит нефть переносит совою себестоимость в стоимость конечного продукта практически без потерь.

Стоимость нефтепереработки рассмотрим на примере Саратовского НПЗ, т.к. акции этого предприятия торгуются на РТС, где доступна его отчётность (2). Важно и то, что «ОАО «Саратовский НПЗ» не является собственником сырья и не занимается сбытом готовой продукции» (3, стр. 10). Это уменьшает присутствие побочных доходов и расходов в отчётности предприятия.

Согласно сайта «ТНК-BP» (4), Саратовский НПЗ в 2007 году переработал 5 879 тыс. тонн нефти. Это составляет 6 823 072 тыс. литров нефти. Согласно отчётности за 2007 год (3), затраты предприятия (сумма строк 020, 030, 040 отчёта о прибылях и убытках) составляет 2 330 783 тыс. руб., это составляет 0,3416 рублей/литр. Т.е. стоимость переработки нефти на Саратовском НПЗ в 2007 году, включая содержание управленческого аппарата, составила 34 копейки за литр!

Предприятию необходимо также зарабатывать прибыль для инвестиций в производство, выплачивать проценты по кредитам, начислять дивиденды инвесторам. Поэтому «накрутка» НПЗ в 1 рубль на литр представляется нам справедливой.

Таким образом, отпускная цена нефтепродуктов с НПЗ на внутренний рынок России должна составлять 3 рубля за литр (12 долларов за баррель).

Доставка. В настоящее время железнодорожный тариф на доставку 10 цистерн (по 60 тонн) бензина с Комсомольского НПЗ до Владивостока (1 164 км) составляет 753 000 рублей (5), т.е 1 255 рубле за тонну. Учитывая плотность бензина (0,7 г на см3) это составляет 878,5 рублей за тысячу литров, т.е. 88 копеек за литр. Ясно, что стоимость услуг по доставке железной дорогой чего-либо в настоящее время является явно завышенной. Однако, в любом случае «накрутка» оптовика в 1 рубль на литр бензина представляется реальной.

Таким образом, оптовая цена 1 литра топлива на внутреннем рынке должна составлять 4 рубля.

Розничная продажа. Для расчёта розничной цены снова обратимся к данным компании «Роснефть» (1). В 2007 году компания продала 2 310 тыс. тонн нефтепродуктов при помощи 1 695 АЗС. Это составляет 1 363 тонн на каждую АЗС в год, т.е. 1 947 143 литра. Используя розничную наценку в 1 рубль, каждая АЗС заработает около 2 млн. рублей в год. Представляется, что этого хватит, что бы покрыть текущие затраты АЗС и остаться в прибыли.

Таким образом, розничная цена топлива на АЗС в России не должна превышать 5 рублей.

Конечно, 5 рублей это цена на бюджетной заправке, где не будет заправщика, где самому надо будет вставлять пистолет, но государство должно дать народу выбор, заправиться самому за 5 рублей или посетить «крутую» заправку и заправиться за 10.

Чтобы бензин за 5 рублей не уходил за рубеж, необходима либо монополия государства на экспорт нефтепродуктов, либо экспортная пошлина должна быть достаточно большой, например 1 евро за литр бензина.

Автомобилисты Приморья, участвовавшие в акции протеста, считают, что снижение стоимости нефтепродуктов до 5 рублей приведёт не только к поднятию уровня жизни населения в связи с падением цен. Это приведёт к резкому повышению конкурентоспособности нашей продукции на внешнем рынке, в связи со снижением её стоимости.»

 

Приведем и другие требования протестующих, которые также обоснованы интересными рассуждениями:

- Полная отмена пошлин на подержанные автомобили.

«Человек живёт, для того, что бы жить, а не для того, что бы развивать автопром! И человек должен иметь право сейчас ездить на качественном и удобном автомобиле.

Как показала практика повышение пошлин совершенно не принесло спасения отечественному автопрому, сейчас автозаводы стоят и ни кто не покупает их продукцию, так в чём был смысл поднятия пошлин?

На протяжении последних 8 лет мы могли наблюдать следующую картину: после повышения пошлин вслед за ними вырастали отпускные цены на наши автомобили, но их качество оставалось на прежнем уровне. 8 лет назад Жигули стоили $5 000, в том году уже $10 000, а новая Corolla в Японии как тогда, так и год назад стоила $13 000. Так какой смысл в пошлинах?»

- Cвобода собраний, шествий и митингов.

«Власти пора вспомнить, что это право гарантировано нам главным законом - Конституцией. Граждане должны иметь реализуемое право на беспрепятственное проведение собраний, шествий и митингов. Должен неукоснимо соблюдаться дух федерального закона №54, в котором сказано, что извещение о проведении митинга, шествия или пикетирования носит исключительно уведомительный характер.

Из лексикона власти должна исчезнуть фраза "санкционированный" или "не санкционированный" митинг, власть обязана понять, что у неё нет права санкционировать то, что санкционировано конституцией

Митингующие пообещали, что если власти не выполнят их требования в течение двухнедельного срока, то все они присоединятся к всероссийской акции протеста, которая пройдет 15 марта.

 

Ссылки:

1. «Основные показатели» на сайте компании «Роснефть»
2. Отчетность эмитента ОАО "Саратовский НПЗ" на сайте РТС
3. Отчетность эмитента ОАО "Саратовский НПЗ". Ежеквартальный отчёт за 1 кв 2008 года.
4. ТНК-BP «Переработка»
5. Расчёт ж/д тарифа на перевозку нефтепродуктов






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.