Настоящее и будущее японских автомагазинов. Часть 1 - Автомобильный справочник





Настоящее и будущее японских автомагазинов. Часть 1

Пожалуй, все бизнесмены Дальнего Востока, связанные с автобизнесом и регулярно посещающие Японию, знакомы с японскими магазинами автотоваров, а слово «автобакс» стало нарицательным и обозначает теперь магазины (скорее даже – супермаркеты) автомобильного ассортимента. На самом же деле, АВТОБАКС (AUTOBACS) – название крупнейшей, но не единственной, сети автомагазинов страны Восходящего Солнца. В этой статье, на основе статистических данных Японской ассоциации розничной торговли автотоварами (APARA – Auto Parts and Accessories Retail Association), мы рассмотрим современное состояние этого сегмента рынка.

По данным APARA, полученным от около 1200 розничных магазинов, их общая выручка за прошлый год составила чуть менее 470 млрд. йен, сократившись по сравнению с 2005 годом на 3,2%. Этот показатель продаж оказался хуже даже уровня 2004 года (Табл. 1). Соответственно снизилась среднегодовая выручка в расчете на 1 автомагазин, составив 402,3 млн. йен – почти на 15 млн. йен меньше, чем в 2005 году (График 1).

Табл.1. Показатели продаж за 2006 финансовый год (апрель 2006 – март 2007)

Примечания:
1) Показатели рассчитаны по данным, предоставленным не всеми членами APARA, потому возможны небольшие отклонения в значениях.
2) n/a – точные данные отсутствуют.

График 1. Динамика годовой выручки на 1 магазин

В чем причина ухудшения показателей продаж? По мнению аналитиков компании AUTOBACS SEVEN, управляющей одноименной розничной сетью, причин несколько. Сокращение объема продаж новых легковых автомобилей вкупе с постепенным повышением цен на топливо повлияли на снижение совокупного спроса на автотовары. Более того, в первой половине отчетного 2006 года (с апреля по сентябрь) сократился поток посетителей магазинов из-за частой непогоды именно в выходные дни, а во второй половине года рекордно теплая зима «украла» еще одну часть возможной выручки.

Аналитикам AUTOBACS SEVEN вторят менеджеры еще одной крупной сети автомагазинов, YELLOW HAT: «Продолжающееся повышение мировых цен на нефть привело к тому, что количество поставленных на учет новых машин продолжало снижаться каждый месяц на протяжении почти двух последних лет. К тому же некоторые дорогостоящие товары, прежде занимавшие значительную часть выручки, стали входить в стандартную комплектацию новых авто. Усиливается ценовая конкуренция в других товарных группах, что сказывается на продажах».

Однако в выводах менеджеров есть некая доля лукавства. Данные показывают, что объем продаж за 2005 год превысил уровень предыдущего года более чем на 3%. Значит, проблема не столько в конкуренции, сколько в теплой зиме, которой, кстати предшествовала зима небывало снежная и холодная. Скорее всего, резко возросший спрос на автотовары в зимние месяцы 2005 года вызвал некоторое насыщение потребителей и откат спроса на аналогичные товары: сухие цифры статистики показывают именно «провал» продаж в декабре-январе прошлого отчетного года.

Товарный ассортимент

Уровень продаж по отдельным группам товаров за последние годы не показывает сколько-нибудь кардинальных изменений или роста.

График 2. Структура продаж по товарным группам

Одним из немногих показателей, показывающих положительную динамику, является выручка от работ и услуг по обслуживанию. Ниже приведем общую картину продаж разных товарных групп на примере указанных выше розничных сетей AUTOBACS и YELLOW HAT.

AUTOBACS

Снижение продаж автомобильной электроники и зимних аксессуаров удалось компенсировать за счет увеличения продаж летней авторезины и свзянным с ним увеличением выручки от оказания услуг по замене отслужившей резины, а также за счет роста доходов за услуги по техническому осмотру и облуживанию.

Подразделение ТО и ремонта с каждым годом наращивает объем услуг, оказываемых автовладельцам: в 2006 году доход от работ и услуг составил 14 млрд. 343 млн. йен, увеличившись более чем на 1 млрд. (8,2%) по сравнению с 2005 годом.

В сегменте автомобильной электроники в связи с постепенным насыщением рынка и окончанием срока поощрительного субсидирования снизились продажи устройств ETC (Electronic Toll Collection System – система электронной оплаты за пользование платными автострадами). Из-за недостатка моделей среднего ценового диапазона наблюдалась стагнация в продажах навигационных систем с функцией приема цифрового ТВ, однако во второй половине года, благодаря расширению ассортимента портативных навигационных устройств, кризис удалось смягчить. В итоге продажи автоэлектроники за весь 2006 отчетный год снизились на 281 млн. йен (0,4%) до уровня чуть меньше 69 млрд. йен.

Наибольшие потери понес сегмент зимних аксессуаров: по указанным ранее причинам продажи упали на 8,2%.

YELLOW HAT

Продажи авторезины, в особенности зимней, и дисков составили всего 91,8% от уровня 2005 года. Продажи навигационных систем хоть и выросли в количественном плане, но из-за значительного падения цен общий объем продаж сократился; продажи CD и MD проигрывателей сократились как в количестве, так и в объеме. В итоге сектор автоэлектроники за 2006 год потерял 5,6%.

Продажи автохимии (масел, моющих средств и пр.) упали почти на 2%, похожая ситуация и в других товарных категориях. Однако, как и у AUTOBACS, рост доходов от работ и услуг на 3,6% сгладил тенденцию общего спада.

Похожая ситуация сложилась и у более мелких розничных автомагазинов. Но не все так мрачно. Руководство розничных сетей ищет новые методы и пути роста и развития. Почти все высшие менеджеры отрасли разделяют мнение, что дальнейшее развитие невозможно без изменения концепции: не просто «автомагазин», а полный комплекс, включающий продажу автотоваров, техническое обслуживание (ремонт), а также торговлю самими автомобилями. Эффективное объединение и управление этими тремя составляющими определит выживание и обеспечит рост участникам рынка, но подробнее об этом – в следующей статье.






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.