Willys MB: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ

Во время Великой Отечественной войны Советский Союз получил по ленд-лизу 49 250 американских джипов.

Давно замечено, что перед войной рождается больше мальчиков — будущих солдат. Простое и надежное многоцелевое транспортное средство, названное впоследствии джипом, тоже могло появиться только в преддверии или в ходе войны.

На этот раз это была наша машина: маленький, тесный, как колыбель, “виллис” с открытым верхом.
Л. Пантелеев. “Первый подвиг”

Невозможно себе представить фильм о Второй мировой войне без юркого открытого автомобиля с запоминающейся облицовкой радиатора в виде вертикальных прорезей (на первых образцах — металлических ребер). Звали и до сих пор зовут у нас эти маневренные вездеходы “Виллисами”, несмотря на то что почти половина этих машин были “Фордами”, а небольшая часть и “Бэнтамами”.
Схожесть всех американских джипов военных лет объясняется тем, что в ходе конкурса по созданию компактного полноприводного автомобиля, объявленного в 1940 году командованием американской армии, в котором приняли участие фирмы Willys-Overland с прототипом Quad, American Bantam Car Co’s с Blitz Buggy и Ford Motor Company со своим GP, победу одержала Willys-Overland. Ее последнюю разработку (с небольшими поправками, заимствованными у Ford и Bantam), которая отличалась простотой конструкции, надежностью и ремонтопригодностью, что очень важно в полевых условиях, и было решено взять в качестве эталонной.
В июле 1941 года Willys-Overland выиграла контракт на поставку американской армии 16 000 джипов. Через несколько месяцев, чтобы увеличить объем производства столь необходимой военной продукции, армейское командование подключило к сборке автомобиля фирмы Willys-Overland еще и Ford Motor Company. Кстати, на то, что фордовский внедорожник был почти копией “Виллиса”, указывает и его более поздний индекс GPW — General Purpose Willys.
По иронии судьбы ставшее нарицательным имя “джип” компактные армейские вездеходы получили не от “Виллисов”, а от “Фордов” — от аббревиатуры GP, которая расшифровывалась как General Purpose — “общего назначения”. Правда, есть мнение, что своим названием они обязаны Eugene the Jeep — популярному газетному карикатурному персонажу.
Война сразу же внесла свои коррективы в профессию автомобиля, который задумывался всего лишь как надежное и неприхотливое транспортное средство для передачи приказов в частях американской армии. Willys MB благодаря 60-сильному двигателю, отключаемому полному приводу, 16-дюймовым колесам с “военным” (military) профилем и большому дорожному просвету мог не только быстро доставить по пересеченной местности на передовую четырех человек (в нашей армии — штабистов, в американской — еще и обычную пехоту), но и эвакуировать раненых, а также подвозить снаряды и мины и при необходимости буксировать минометы и артиллерийские орудия.
Этот небольшой автомобиль мог преодолевать полуметровый брод, а со специальным оборудованием — глубиной до 1,4 м! Правда, в течение всего восьми минут, но этого времени было вполне достаточно, чтобы пересечь горный ручей или небольшую реку. Конструкторы подумали даже о том, как избавляться от накопившейся в коробчатом кузове воды, предусмотрев в днище машины сливную пробку, а для того, чтобы застрявший джип было легче выталкивать силами экипажа из грязи, на его бортах были приделаны ручки. Ну а если автомобиль застревал основательно, экипаж мог воспользоваться лопатой и топором — этот инструмент, прикрепленный к левому борту, всегда был под рукой.
Во время Второй мировой войны Willys-Overland и Ford Motor Company выпустили более 600 тысяч джипов. Лишь малая часть этих автомобилей осталось на родине, в США, основная же масса была отправлена на различные театры военных действий, главным образом европейские. Больше всего джипов по ленд-лизу получила Великобритания — 104 430 шт., СССР — вдвое меньше, но тоже огромное количество (49 250 шт.), Франция — 9736 шт., Китай — 6944 шт.
После Второй мировой войны Willys MB выпускался по лицензии в нескольких странах. Во Франции — под маркой Hotchkiss (“Готчкисс”), в Испании — Ebro (“Эбро”), в Индии — Mahindra (“Махиндра”). Его сборка была налажена даже в поверженной Японии.
Производство джипов во время Второй мировой войны Марка Годы выпуска Количество, шт. Willys MА 1940-1941 1500 Ford GP 1940-1941 3650 Bantam 40 BRC 1940-1941 2675 Willys MB 1941-1945 361 349 Ford GPW 1942-1945 277 896

Технические характеристики Кузов Открытый, установлен на лонжеронной раме Длина/ширина/высота (по рулю) 3,37/1,56/1,32 м Колесная база 2,04 м Колея 1,24 м Дорожный просвет 0,22 м Радиус поворота 5,3 м Снаряженная масса 1054 кг Полезная нагрузка 360 кг Допустимая масса буксируемого прицепа 450 кг Число мест 4 Двигатель 441 или 442 "Go Devil", карбюраторный, с жидкостным охлаждением Расположение Спереди, продольно Число и расположение цилиндров 4, в ряд Рабочий объем 2199 куб. см Диаметр цилиндра/ход поршня 79,375/111,125 мм Степень сжатия 6,48 Макс. мощность 60 л. с. (при 4000 об/мин) Макс. крутящий момент 14,5 кгс*м (при 1800 об/мин) Коробка передач Warner T34J, механическая, 3-ступенчатая Привод На задние колеса (полный - при подключении переднего моста) Тормоза Барабанные Шины 6,00-16 Макс. скорость 105 км/ч Емкость топливного бака 56,8 л

Александр ЕЛЬЧИЩЕВ, "Биржа плюс Авто"






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2018 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.