Как я работала на конвейере СП "Дженерал Моторс-АВТОВАЗ" - Автомобильный справочник





Как я работала на конвейере СП "Дженерал Моторс-АВТОВАЗ"

Как построили капитализм

Идея поработать на конвейере СП "Дженерал Моторс-АВТОВАЗ" возникла спонтанно. Во время встречи с представителями тольяттинских СМИ Джон Милонас, генеральный директор совместного предприятия рассказывал о том, что абсолютно все менеджеры обязаны проработать на конвейере две недели. И представители поставщиков тоже. На предложение организовать такую практику для журналистов Джон Милонас ответил: "Хорошо, организуем".
Первыми отработали смену представители вазовских СМИ Ольга Кирюшкина и Вячеслав Строченков. Мне пришлось немного подождать.
Наверное, я была в более выигрышном положении – прочитав впечатления Ольги и Вячеслава, я уже была "морально готова" к достаточно тяжелым (после ежедневного умственного труда) физическим нагрузкам. Но мне повезло - меня поставили на линию сборки дверей. И в течение 8 часов (с двумя 10-минутными перерывами и 30-минутным обедом) я устанавливала защитные пленки и уплотнители стекол на левые двери. Жаль, не записала VIN-коды автомобилей, в сборке которых участвовала - это же теперь почти как мои дети.

СП начинается с пропуска
Сразу же, на проходной меня удивили два момента: очередь за разовыми пропусками и поток очень молодых людей, спешащих на работу. Получив бэджик с надписью "посетитель" и цветную карточку с планом эвакуации на случай чрезвычайных обстоятельств, отправилась на поиски административного корпуса. Буквально в пяти метрах от проходной – план завода с указанием расположения всех корпусов и буквенно- цифровыми обозначениями. Через две минуты я уже стояла в холле здания. Охранник поинтересовался - с кем у меня назначена встреча и сообщил по телефону начальнику смены – Жукову Александру Александровичу, что я ожидаю. Изучаю информационный стенд – структура предприятия с указанием фамилий, имен и должностей руководителей трех уровней, гарфик работы предприятия на весь год, причем каждый день помечен "своим" цветом – где рабочие дни, где выходные или рождественские праздники. Привлек внимание "Крест качества". Квадратики, обозначающие дни месяца расположены в виде креста – логотипа Chevrolet. Каждый отработанный день закрашивается цветом, соответствующим уровню качества продукции, выпущенной в этот день. Все дни до текущего 28 мая были закрашены зеленым цветом, что означает - отклонений по качеству не было. Мое изучение структурных особенностей СП прервало появление Александра Александровича, который немедленно повел меня к будущему рабочему месту.
Проходя по цеху, мы задержались на несколько минут – Александр Александрович провел утреннюю "летучку" с начальниками участков. Это действительно была "летучка" - в течение 5-7 минут руководители обменивались информацией, стоя вокруг специально приспособленного для таких совещаний высокого стола.
Далее меня сопровождал другой менеджер – Олег, который и познакомил с бригадиром участка сборки дверей и сообщил, что на этой линии работали многие из топ-менеджеров, в том числе и Памела Смит, финансовый директор СП "Дженерал Моторс-АВТОВАЗ"

Бригадир (или тим-лидер) Лена поинтересовалась – в течение какого времени я буду у них работать, и, узнав, что всю смену, поручила мое обучение наставнице – Миле.
Инструктаж начался с выдачи трикотажных хлопчатобумажных перчаток. Затем было кратко объяснено, в чем заключаются особенности установки гидроизоляционных пленок в двери. Объяснение проходило параллельно процессу установки. Где брать детали, как устанавливать, на что обратить внимание – и что делать при возникновении трудностей.
Тут же мне был выдан комплект необходимых инструментов – небольшой контейнер, в котором: держатели для пленки двух видов, молоточек (почти ювелирных размеров), пассатижи и двусторонний молоток побольше – с резиновой и пластиковой сторонами - для установки уплотнителей стекол.
Первые два часа пролетели незаметно – осваивала операции, нарабатывала "свои" способы выполнения.
Сначала запоминала последовательность действий, затем, немного освоившись, стала продумывать – как работать быстрее и качественнее. Например, можно быстро протолкнуть пленку, прикрепить к верхнему краю двери и потом долго расправлять в нужном направлении, чтобы она "встала как надо". Но оказалось, гораздо экономичнее не быстро "проталкивать", а постепенно, придерживая снизу "протянуть" пленку – и она сразу разместится в нужном месте. Предполагаю, что у каждого работника есть какие-то "свои секреты" выполнения операций, которые появляются с опытом.


LINE DOOR (линия сборки дверей)

Наверное, на ВАЗе это называлось бы "участок". На линии - семь "станций". "Станция" - это небольшой участок конвейера, на котором выполняется некий набор операций по установки определенных деталей. По трудоемкости работы на каждой "станции" сбалансированы - чтобы движение конвейера проходило в одном ритме.
На первую "станцию" поступают "голые" двери. После того, как кузов пришел из цеха окраски, двери снимают и устанавливают на сборочные тележки – по две с каждой стороны. Так, каждая тележка с дверьми – это как бы "автомобиль наизнанку" – справа стоят передняя и задняя левые двери, а слева – две правые. К тележке прикреплен сопроводительный документ, в котором указан VIN-код автомобиля и регистрируются все этапы сборки.
На каждой "станции" работают два человека – один с левыми, другой с правыми дверьми.
Станции друг от друга отделены только нарисованной на желтом полу синей полосой. Выполнили все работы на первой "станции" (собрали тяги замков, установили ручки и т.д.) - и перекатили тележку на следующую станцию. На "мою" шестую "станцию" двери поступали с уже вмонтированными ручками, резиновыми уплотнителями, стеклами и механизмами стеклоподъемников и зеркалами. Не упоминаю, что все нужные "заглушки", пистоны и прочая "мелочевка" ставятся в соответствии с технологическим процессом на соответствующих "станциях". На седьмой, завершающей "станции" собирают обивку, монтируют колонки акустической системы и отправляют тележку с готовыми дверями на своеобразную "стоянку", откуда их забирают для дальнейшей установки на автомобиль.
В СП широко применяется принцип ротации кадров, поэтому практически каждый из бригады (если не "новичок") может работать на любой "станции". Это помогает не снижать темпа сборки, если 1-2 человека отсутствуют, например, кто-то на "больничном" или сдает сессию. Общее ощущение взаимопомощи и дружеский настрой всех членов бригады создают атмосферу, в которой легко и спокойно трудиться.

Уровни качества

Еще один важный момент – личная ответственность за выполняемую работу. Каждый работник ставит свою "личную" печать на "листе сборке", который прикреплен к тележке.
Это, можно сказать, первый уровень проверки качества сборки. (Не рассматриваем другие цеха, в которых также осуществляется проверка: при поступлении деталей от поставщиков, при окраске кузовов).
Далее, уже собранный автомобиль проходит проверку качества сборки на специальном участке. И вот отсюда, если обнаружены отклонения, поступает вызов на тот участок, к которому относится дефект сборки.
В этом случае на специальном табло, расположенном над каждым участком, высвечивается цифра и звучит "фирменная" мелодия именно этого участка. "Наша" цифра – 1 высвечивалась на табло несколько раз за смену. В этом случае самый опытный сборщик бригады (в смене "А", вместе с которой я работала, этого человека зовут Сергей) идет на участок контроля качества и устраняет дефект.
Стоит заметить, что операции на каждой "станции" настолько четко организованы по соотношению трудоемкостей, что при отсутствии на какой-либо "станции" одного сборщика, приходится "подключаться" сборщикам с соседних – чтобы не снижался темп сборки.

Мчится время все быстрей

Проектная мощность сборочного производства СП "Дженерал Моторс-АВТОВАЗ" - 92 автомобиля в смену, то есть 12 автомобилей в час. Когда я работала, за смену было собрано 44 комплекта дверей, то есть примерно 6 – в час. Для меня это был достаточно напряженный ритм. Но есть резервы. Например, когда передвижение тележек будет автоматизировано, высвободится время и силы сборщиков. Есть резервы и в совершенствовании технологии сборки. Возможно, я выскажу мнение дилетанта, но "не могу молчать". На "моем" рабочем месте применялись "держатели" двух видов для закрепления пленок внутри двери. "Верхние" - готовые к установке, а "нижние" приходилось дожимать пассатижами, чтобы уменьшить зазор. Скорее всего, это временный вариант – пока поставщик не наладит производство держателей с зазором, соответствующим толщине металла двери в местах установки.
Второй момент – перчатки. Не знаю, возможно ли это, но если бы перчатки были из чуть более тонкого (но прочного) трикотажа и "по размеру" плотно прилегали к пальцам, работа стала бы эффективнее. Мелкие детали трудно удерживать, сыплются из рук, приходится брать еще и еще. (Особенно в первое время освоения операции) А это - дополнительное время.

Поставщики - на конвейере

Примерно за час до обеда к нашим дверям подошла небольшая группа из 4-5 человек с бэджиками "посетитель". Кто эти люди, которые заглядывали внутрь еще не до конца собранных дверей, что-то обсуждали? Бригадир Лена мне объяснила, что это представители поставщика стеклоподъемников. Поступают претензии от потребителей на стеклоподъемники, и поэтому работа над совершенствованием механизма идет непрерывно. Представители завода- поставщика часто посещают конвейер, вносят изменения в конструкцию, отслеживают результаты, предлагают улучшения.

Есть ли брак на "Дженерал Моторс-АВТОВАЗ"?

Есть. И к нему относятся очень внимательно. На каждом участке есть "зона брака" - специальные стеллажи. Если в процессе сборки деталь сломалась или обнаружен дефект еще до установки – ее относят в "зону брака". Один-два раза в неделю все бракованные детали собирают и тщательно исследуют, отыскивая причины брака. Что это - поступление некачественной детали от поставщиков, или нарушение технологии сборки или иные причины.

"Пирамида" порядка

Можно предположить, что основа порядка на СП – четкая организация рабочих мест и процессов. Контейнеры с деталями располагаются на отведенных им местах – на "сквозных" стеллажах. Сборщикам легко брать детали для установки, а с другой стороны – работники, подвозящие детали со склада тоже имеют свободный доступ к стеллажам.
Верхняя полка стеллажа предназначена только для пустой тары. За выполнением порядка следит бригадир. Например, такой эпизод. Подвезли контейнер с деталями и поставили со стороны сборки правых дверей, а надо было – со стороны левых. Бригадир просит одного из сборщиков переместить контейнер. Владимир – из тех, кто быстро решает поставленную задачу, поэтому легко поднял ящик и "поселил" его на пустующую верхнюю полку. Пришлось Лене вмешаться и найти местечко в нижнем ряду: "Кладовщики предъявят претензию – зачем возвращаете детали, если только что заказывали"
Вторая "ступенька" создания порядка – чистота на рабочем месте. Любая свободная минутка, например, готовые двери скопились на "стоянке" участка и не уходят дальше на конвейер, используется для того, чтобы подмести полы на станции, выбросить упаковочный мусор. Корзины для отходов все подписаны – и сортировка происходит тут же – бытовой мусор отдельно, бумага – отдельно, полиэтиленовые – отдельно. Если все чисто, то можно заняться подготовкой деталей – что-то удобнее разложить, "подсобрать" заготовки, проверить инструменты, запасы…

Наши люди в их условиях

Я уже упоминала, что меня поразила молодость трудового коллектива. Бригада, это, конечно не полный "срез" всего предприятия, но представление получить можно. Все молодые – есть и 18- летние. Количество женщин чуть больше. Признаюсь, что времени для продолжительных бесед не оставалось. Можно было перекинуться несколькими фразами, когда чуть "свободнее" пошел процесс сборки, да 30 минут обеденного перерыва, во время которого еще и надо успеть поесть.
Оказалось, что мой наставник – Миля работает в СП всего полтора месяца. Пришла на конвейер обычным путем – подала резюме, через три недели пригласили пройти тесты. Затем для всех соискателей провели экскурсию по сборочному цеху. Миля оказалась в числе десяти принятых из 16 претендентов.
Миля окончила торговый техникум, некоторое время работала в сфере торговли. Одним из факторов, побудивших ее искать работу на GM, оказалась стабильная зарплата. Я бы добавила, что еще статус. Ведь если на вопрос "Где ты работаешь?" отвечаешь "На GM" - повышенное внимание и интерес обеспечен.
К тому же Миля имеет допуск к управлению погрузчиком, значит, есть перспективы роста.
Впрочем, среди давно работающих есть такие, кого уже не устраивает зарплата на конвейере. Это больше относится к мужчинам среднего возраста, которыми надо содержать семью.
Жесткое требование к знанию английского языка, существовавшее в первые месяцы работы СП, в последнее время ослабевает. Вероятно, это связано с тем, что производство становится все более отлаженным. Практически все надписи, встреченные внутри цеха выполнены на двух языках: английском и русском.
Мне кажется, что проблем с набором персонала на конвейер у СП не будет. Ведь поработать на таком конвейере даже некоторое время для любого молодого человека – отличная школа.

Коммуникации

Что еще поразило – это хорошо продуманная и реализованная система "информирования".
На каждой из 7 станций линии сборки дверей, с каждой стороны установлен стенд размером примерно 1000х800 мм. На стенде – описание операций этой станции, требования по технике безопасности, причем не только в виде текста. Нарисован "человечек" - и все "критические" места выделены цветом. Что должно быть защищено: "накладка на пряжку ремня, на часы, нарукавники, перчатки, специальная обувь. Кстати, весть работники на конвейере носят фирменную одежду – темно-синие брюки и белые рубашки с логотипом предприятия на левом кармашке. Пока было прохладно, то некоторые сборщики были одеты еще в темно-синие джемперы тоже с логотипом.
Вернемся к стендам. Там же прикреплена папка с документацией. Что в ней находится – не знаю – так и не успела заглянуть…
В начале линии – два стенда, на которых размещена информация о бригаде, в том числе фото каждого работника, его имя и фамилия.
Здесь же - стойка с питьевой водой - холодной и горячей. В Тольятти уже не новинка 20-литровые синие бутылки. Надпись расположенная рядом призывала не бросать мусор в "слив" и не засорять пустые бутылки: "Это многооборотная тара и вам же из них пить".

Надписи не на заборе

Вообще, надписи в цехе – очень интересный аспект. По ним можно увидеть, как специалисты другой страны относятся к "мелочам", мимо которых мы обычно проходим. Оказывается из этих "мелочей" и складывается культура предприятия. Только так – постепенным многократным повторением "правильных действий" вырабатывается другое отношение к окружающему нас миру – внимательное и осознанное.
Например, часть линии сборки (не помню, что именно там собирается) ограничена – закрыта практически со всех сторон прозрачными пластиковыми стенами. Там, откуда поступает автомобиль – небольшие прозрачные шторки с каждой стороны. Предупреждающие знаки: в камеру не заходить – и "отпечаток" ладони черного цвета в перечеркнутом красном кружочке (как запрещающий дорожный знак). Но… Видимо, человеческое любопытство заставляло нарушать это предписание. Действительно, сложно удержаться от желания заглянуть или хотя бы протянуть руку – ведь замков-то нет, и вроде бы никто не видит…
Поэтому добавлено текстовое предупреждение "Внутрь не заходить – установлены фотоэлементы - "срабатывает" аварийная сигнализация"
А при входе в административное здание, встречает надпись: "Убедись, что твоя обувь не оставляет следов"… И буквально через 5 метров – точно такая же, но уже на двери, ведущей к лестнице. Специальные коврики для обуви – тут же перед дверями.

СП – образцово-показательное предприятие

Еще только договариваясь о возможности моей работы на конвейере с Дербеневым Владимиром Ивановичем, директором по связям с общественностью "Дженерал Моторс-АВТОВАЗ", я узнала, что у него очень напряженный график. В среду – делегация из Цюриха, в четверг прилетает вице-президент GM…
Я еще раз убедилась в том, что Джон Милонас, помимо своих основных обязанностей как директора СП, достаточно часто выступает в роли экскурсовода. Рабочий день уже почти заканчивался, когда ко мне подошли Дж. Милонас, Дербенев В.И. и еще два человека "представительной внешности". Это были: Клаус Франц - Председатель Совета профсоюзов компании "Опель" и Хольгер Киммес - исполнительный директор по вопросам трудовых отношений "ДжиЭм" Европы.
Джон Милонас поинтересовался: "Как работается? Что понравилось? Что не понравилось?" Я честно призналась, что меня поразила чистота, свет, отсутствие специфических запахов и отличное кондиционирование. Ровные как зеркало полы, и такие же скользкие… Они-то и сыграли со мной "злую шутку". Спешила в первый 10-минутный перерыв посетить туалет. Ибо кроме физиологической потребности одолевало любопытство. Ведь по уровню именно этого вида сервиса можно получить достаточно точное представление обо всем предприятии
И вот, набрав довольно приличную скорость (обычно я быстро хожу), на повороте – поскользнулась… и, чувствую, что лечу… еле успела схватиться за руку Мили, которая показывала мне дорогу… И все-таки ушиблась одной коленкой.
Джон Милонас заверил, что эта проблема решается – и через некоторое время будут организованы "шероховатые" пешеходные зеленые дорожки по всему цеху.
А Клаус Франц заметил, что эта проблема известна и у них: набирают на работу молодых людей… а через некоторое время часть из них отправляется на инвалидность – ломают руки и ноги…
На этом наши мини-пресс-конференция закончилась, так как еще оставалось несколько минут до конца смены, а я планировала закончить прерванную работу с очередной дверью.
Прозвенел звонок. Все тут же прекратили работу и… Не знаю даже куда – "испарились". Я чуть завозилась с установкой уплотнителя. Подошла бригадир Лена и сказала: "Ничего, следующая смена закончит". Оглянувшись, я увидела, что на линии уже опять много людей – это пришла вторая смена. То есть конвейер не останавливался ни на минуту.
Я тоже покинула свое рабочее место… Усталость, конечно чувствовалась. Самая большая нагрузка пришлась на ноги – провести всю смену "на ногах" – это вам не за компьютером сидеть… И еще пальцы рук побаливали… Взять мелкую деталь, удержать, установить, а края острые… Без перчаток работать невозможно, а в перчатках – очень неуклюжей себя ощущала, особенно поначалу.
Жалею, что не успела сказать "до свиданья" и поблагодарить за помощь мою наставницу Милю, бригадира Лену и всю смену "А" линии сборки дверей, с кем рядом трудилась в течение 8 часов. Делаю это сейчас: спасибо! Мне было интересно и легко вместе с вами.

Выйти сухим из воды

О том, что автомобиль проходит несколько ступеней контроля качества, уже написано много. Хотелось бы отметить еще два момента. Каждый автомобиль проходит "дождевальную камеру". Что это такое? Это 5 тонн воды, обрушивающиеся на автомобиль в течение 3 минут. Если после этого обнаружены течи – то автомобиль отправляется на доработку.
Еще один "барьер" на пути к потребителю – это аудиторская проверка. В течение каждой смены выбираются 1-2 готовых автомобиля наугад – и "загоняются" в специальное помещение – небольшую "комнату", в которой специалисты различных профилей досконально изучают автомобиль, выискивая все, что может называться "отклонением" от 100% качества. Это и есть аудиторская проверка.
А на выходе – там, где готовые автомобили, прошедшие все проверки ожидают своей очереди на погрузку, главный человек – представитель фирмы-перевозчика. Он комплектует автовозы, в соответствии с VIN-кодами заказанных дилерами автомобилей.

"А напоследок я скажу…"

Что меня удивило? Ощущение света, чистоты, продуманности. Мое представление о конвейере, как о непрерывной линии с подвешенными на "крабах" автомобилями, было разрушено. Для перемещения кузова из цеха окраски используются лифты. В цехе сборки СП конвейер состоит из отдельных участков, между которыми собираемые автомобили перемещаются на специальных тележках пока вручную. В перспективе линия будет автоматизирована и замкнута.
Склад деталей находится в том же помещении и не отделен от сборочного пространства даже сеточкой. Над каждым контейнером висит табличка с номерами деталей. Причем "фирменный" цвет участка, для которого предназначены эти детали, присутствует на табличке и помогает кладовщику быстрее ориентироваться.
Столовая на 250 мест работает в режиме "самообслуживания". Вилки, ложки, ножи удобные, стальные. "Второе" двух видов. Забавно, что "пирожки с повидлом" отличались явно "импортным" происхождением повидла… Чай с лимоном или компот – на выбор. А вот хлеб (черный и белый) был явно "из холодильника" и тоже "не местный".
Не могу еще раз не упомянуть о туалете. Туалетная бумага, мыло двух видов – твердое и жидкое, бумажные полотенца… На каждой двери висит лист, в котором учитывается каждая проведенная уборка этого помещения. За предыдущий день стояло две записи.
Виды работ закодированы – от 1 до 8 (сухая уборка, влажная, замена полотенец и т.п.). Ставится дата, время, коды выполненных работ и личный штамп работника, который все это провел.
Так что же такое СП "Дженерал Моторс-АВТОВАЗ" ? Испытав "на собственной шкуре", скажу : первое, что приходит в голову после дня работы, это действительно "предприятие XXI века".
И не просто "макет", который показывают "высоким" гостям, а то, что работает и развивается. Не боится делать ошибки, отслеживает их, анализирует, вносит изменения и продолжает работать, но уже лучше… Надо же, получилось, что я сказала о предприятии, как о живом организме. Наверное, в этом и заключена его суть.

Целикова Светлана,
Главный редактор ИА LADAONLINE
Опубликовано: "Семь Верст", №21, 2003г.







Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.