О ТагАЗе "С ЮЖНЫМ АКЦЕНТОМ"- газета "Авторевю" - Автомобильный справочник





О ТагАЗе "С ЮЖНЫМ АКЦЕНТОМ"- газета "Авторевю"

Три года назад на автомобильной карте России появилось новое имя — Таганрогский автомобильный завод. Входящее в состав финансово-промышленной группы Донинвест предприятие мощностью 120 тысяч автомобилей в год оказалось мертворожденным: выпустив несколько сотен автомобилей Daewoo, завод встал. Оживить производство удалось лишь прошлым летом, когда с конвейера ТагАЗа начали сходить седаны Hyundai Accent.
Кто построил этот завод? Почему Донинвест отказался от сотрудничества с Daewoo? Как собирают автомобили Hyundai? В поисках ответов мы отправились в Таганрог.

КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В постперестроечное время чуть ли не в каждом регионе России при поддержке местных властей появлялись мощные финансовые группировки, которые прибирали к рукам крупнейшие производства. В Ростове-на-Дону таким монстром стал банк Донинвест, основанный в 1991 году. За несколько лет Донинвест превратился в одну из самых могущественных структур Ростовской области. Банку удалось сосредоточить в своих руках бюджетные и внебюджетные счета администрации области, а к 1996 году Донинвест взял под контроль Таганрогский комбайновый завод, завод Красный Аксай, Белокалитвинский и Сулинский металлургические комбинаты, Азовский комбинат детского питания, кондитерскую фабрику, автопарки, другие предприятия... Все это стало называться финансово-промышленной группой Донинвест.
Но если продукция металлургических комбинатов была востребована, то комбайны, в тех количествах, что способны выпускать ТКЗ и Красный Аксай, оказались не нужны. Говорят, что идея организации на базе этих заводов автомобильного производства пришла главе Донинвеста Михаилу Парамонову. Кстати, на заре двадцатого века на заводе Аксай (Красным он стал после революции) собирали не только сельхозмашины, но и автомобили Oldsmobile.
В ту же пору поиск российского партнера вела фирма Daewoo, которая к тому времени уже пустила корни в Узбекистане. Переговоры с корейцами начались в 1995 году, а годом позже в одном из цехов завода Красный Аксай в Ростове начали "отверточную" сборку седанов Daewoo Nexia и Daewoo Espero. За три года было собрано более двадцати тысяч машин по технологии SKD (Semi-Knocked Down). Полностью готовые автомобили разбирали в Европе на несколько частей, привозили на Красный Аксай, декларируя их как машинокомплекты, и вновь собирали. Тем временем в Ростове образовался стартовый капитал для нового завода — с полным циклом производства.
Площадку для него присмотрели на Таганрогском комбайновом заводе, а новому предприятию дали имя ТагАЗ (Таганрогский автомобильный завод). ТагАЗ должен был стать принципиально новым предприятием — с полноценным сборочным производством, включая сварку и окраску кузова (технология CKD — Completely Knocked Down). Проектная мощность — 120 тысяч автомобилей в год.
Разработкой проекта ТагАЗа занимались специалисты Daewoo, которым приглянулся недостроенный цех сборки редукторов для комбайнов. Корпус был небольшим, поэтому корейские инженеры решили разместить производство в четыре уровня. На первом этаже — сварочная линия, посты выходного контроля и регулировки собранных машин. На втором — главный сборочный конвейер и офисные помещения. А на двух подземных этажах (заглубление 15 метров) — окрасочная линия.
Расчетливые корейцы предложили узкоспециализированное оборудование, которое годилось только для сборки автомобилей Daewoo. Но россияне настояли на гибкой технологической линии, позволяющей расширить модельный ряд. На том и порешили. Окрасочную линию закупили у немецкой фирмы Durr. Исполнительные механизмы полуавтоматической сварочной линии несут эмблему Kuka. Трехмерный измерительный комплекс геометрии сваренного кузова закупили у японской фирмы Tokyo Boeki Techno-System. Диагностические стенды — американские, высокоскоростные конвейеры изготовили на Daewoo... С иголочки новое оборудование обошлось почти в 300 млн долларов.

ПОДКОСИЛ КРИЗИС

ТагАЗ торжественно открыли к 300-летию Таганрога — 12 сентября 1998 года. С конвейера должны были сходить три модели — Донинвест Ассоль (Daewoo Lanos), Донинвест Орион (Nubira) и Донинвест Кондор (Leganza). Но дальше пилотной партии дело не пошло: грянул августовский кризис, и стало ясно, что к такому количеству относительно дорогих автомобилей наш рынок не готов. А фирму Daewoo лихорадило от кризиса азиатского. Для Донинвеста ситуация усугублялась тем, что из вложенных в ТагАЗ $300 млн Донинвесту принадлежало только $50 млн. Остальное — кредиты Daewoo (около $150 млн), Сбербанка России и средства из бюджета Ростовской области.
Чужие деньги Донинвест возвращать не спешил. Да и вряд ли мог: вложенные финансы "омертвели", превратившись в мощный завод-призрак, который ничего не производил. А корейцы отказались поставлять машинокомплекты до тех пор, пока Донинвест не погасит все долги. По этой же причине была законсервирована и сборочная площадка на Красном Аксае. На этом сотрудничество с Daewoo закончилось. Корейцы ждали возвращения долгов, а Донинвест начал лихорадочно искать новых поставщиков машинокомплектов.
Желающие нашлись. В апреле 2000 года был подписан контракт с концерном PSA о сборке фургончиков Citroen Berlingo. Чтобы сохранить налоговые льготы, выдавая эти машины за "чисто российские", Citroen Berlingo переименовали в Орион М. Якобы это новая модификация седана Орион (в девичестве — Daewoo Nubira). Сработало! Вот только столь популярный в Европе грузопассажирский фургончик Citroen Berlingo раскупали не бойко. Да и развитой сервисной сети для обслуживания этих машин не было. Поэтому Орион М до сих пор собирается лишь мелкими партиями под заказ.
Приезжали люди из концерна Volkswagen AG, после чего поползли слухи о возможном начале сборки в Таганроге автомобилей Seat. Но когда главный редактор Авторевю встретился с главой концерна Volkswagen Фердинандом Пиехом, тот сказал, что если Volkswagen и будет собирать машины в России, то только после строительства абсолютно нового завода. Это называется greenfield, то есть "в чистом поле". И ни одного менеджера, имеющего опыт работы в советском или российском автопроме, там не будет.
Бывали здесь представители АвтоВАЗа. И предложили собирать вазовскую "шестерку". В Таганроге, похоже, оскорбились...
Затем вновь появились корейцы. На сей раз компания Hyundai предложила для сборки самую свежую модель — Hyundai Accent последнего поколения. Правда, наученные печальным опытом своих земляков, новые партнеры потребовали стопроцентную предоплату. В феврале 2001 года был подписан контракт, а в мае на ТагАЗ поступили первые машинокомплекты.







Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.