Совещание по вопросам поддержки российского автопрома

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросу о дополнительных мерах по стабилизации и оздоровлению ситуации в автомобильной промышленности. 22.12.2008
Вступительное слово В.В.Путина:
   
   Уважаемые коллеги,
   
   Сегодня мы обсудим комплекс мер по поддержке одного из ключевых секторов российской промышленности - автомобилестроения.
   
   Только что наш сегодняшний гость сказал, что кризис охватил практически весь мировой автопром, и это правда, об этом все хорошо знают. В США ведущие автопроизводители, которые десятилетиями "задавали моду" на мировом рынке, находятся на грани банкротства. Это вы хорошо знаете. По последним данным, в ноябре продажи автомашин снизились в Японии на 18%, в Великобритании - на 37%, Испании - на 49%.
   
   К сожалению, не стал исключением и отечественный автопром. В ноябре выпуск легковых автомобилей сократился на 7,2%, грузовиков и автобусов - более чем на 50% (по сравнению с ноябрем прошлого года).
   
   Многие приняли решение временно остановить конвейер в декабре 2008 г. - январе 2009 г. Основная причина проблем, с которыми столкнулся автопром, - резкий спад спроса как со стороны населения, так и коммерческих покупателей. В сложившихся условиях действия Правительства Российской Федерации будут направлены на смягчение этой негативной тенденции.
   
   Хотел бы сразу сказать, что бюджетные ресурсы, средства естественных монополий и, рассчитываю, крупнейших частных компаний должны пойти на закупку продукции именно отечественного производства. Мы сейчас разговаривали с рабочими завода - это не шутка, я с ними полностью согласен, - у нас есть и своя высококачественная техника, у нас есть люди, которые могут делать эту технику, и, конечно, мы должны обеспечить ее сбыт внутри страны.
   
   Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать государственные средства на приобретение импортных машин. Подчеркну - имею в виду лишь так называемый прямой импорт.
   
   Что же касается новых сборочных предприятий, созданных на территории Российской Федерации зарубежными автомобильными концернами, то они тоже являются полноценными отечественными производителями. И в этом смысле производство и "Фольксвагена", и "Рено", и "Форда", и "Тойоты", и других компаний, которые пришли к нам в последние годы, ничем не отличается от ГАЗовского или ВАЗовского производства.
   
   Зарубежные сборочные компании, работающие в России, так же вправе рассчитывать на поддержку государства. Разумеется, при условии полного выполнения требований по локализации производства в рамках соответствующих договоров с Правительством Российской Федерации.
   
   Какие меры предлагаю задействовать?
   
   Первое. Значительные объемы автомобильной техники ежегодно закупаются для государственных нужд.
   
   Считаю, что в 2009 году государство должно увеличить эти закупки. Тем более что автопарк наших социальных отраслей, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям требует дальнейшего обновления. На эти цели федеральные ведомства планировали направить примерно 15 млрд рублей в 2009 году. Мы дополнительно направим на эти цели для федеральных ведомств, для федеральных органов исполнительной власти в 2009 году 12,5 млрд рублей. Эти средства должны быть распределены таким образом, чтобы не только решить ведомственные задачи, но и равномерно поддержать производителей различных типов автомобильной техники, то есть они равномерно должны распределяться по всему комплексу.
   
   Кроме того, Минтрансу поручено осуществить маневр средствами Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы". При Минтрансе будет создана, либо передана ей специализированная лизинговая компания, в которую из различных источников будет направлено до 40 млрд рублей на закупку отечественной автомобильной техники.
   
   Чтобы госзакупки стали для автопрома действенной и своевременной помощью, нужно провести конкурсные торги как можно скорее. И уже в первом квартале начать выплачивать производителям авансы под будущие поставки.
   
   При этом размер авансирования по закупкам автомашин будет увеличен с 30% до 50% от суммы контракта. Сегодня, вы знаете, могут заплатить только 30% предоплаты. Мы разрешим это сделать до 50%. А требования по обеспечению исполнения контракта (банковская гарантия, страховка, поручительство) будут отменены. Разумеется, в том случае, если закупка производится непосредственно у производителя. Промежуточные звенья придется исключить.
   
   Просил бы также руководителей ведомств шире - там, где это возможно - использовать долгосрочные контракты, с тем чтобы у предприятий появилась ясность относительно своих производственных программ и будущего сбыта. Это не всегда можно сделать - трехлетние контракты, потому что не всегда мы можем довести трехлетние лимиты, но там, где это возможно, а такие возможности сохраняются, это нужно будет сделать.
   
   Второе. Как я уже сказал вчера в Липецке, необходимо помочь органам местного самоуправлениями оснастить новыми машинами общественный транспорт, коммунальное хозяйство, медицинские службы, образовательные учреждения и все, что востребовано муниципальными органами управления. Вы знаете, что несколько лет назад мной была сформулирована идея приоритетных национальных проектов. Они, в целом, неплохо работают. Предлагаю в сегодняшней ситуации следующую инициативу: программу обеспечения обновления парка муниципального транспорта. На ее финансирование федеральный бюджет выделит дополнительно 20 млрд рублей. Еще 10 млрд должны поступить в виде софинансирования со стороны регионов и муниципалитетов.
   
   Вчера на совещании в Липецке мы договорились с представителями муниципальных органов управления и с представителями некоторых регионов, с руководителями регионов о том, что эту программу мы будем осуществлять совместно, из расчета 70% федерального финансирования и 30% местного и регионального финансирования. Повторяю еще раз: в целом в эту программу должно поступить около 30 млрд. Все эти средства также пойдут только на отечественную технику.
   
   Третье. Необходимо помочь восстановить инвестиционный спрос на коммерческие автомобили. Напомню - несколько дней назад было принято решение об увеличении на 25 млрд рублей уставного капитала "Росагролизинга".
   
   Мы договорились с представителями отрасли, что из этой суммы 5 млрд рублей пойдет на закупку автомобильной техники для сельхозтоваропроизводителей. Я прошу Елену Борисовну {Скрынник - генеральный директор ОАО "Росагролизинг"} это иметь в виду.
   
   Кредитные линии в объеме до 43 млрд рублей будут открыты лизинговым компаниям. Мы знаем, что они оказались в трудной ситуации. Еще раз повторяю - мы обеспечим объем в 43 млрд рублей. Причем, что важно, на срок до трех лет и по ставке не выше ставки рефинансирования ЦБ, что даст им возможность возобновить свои операции.
   
   Кстати, использовать лизинговые схемы могли бы и органы государственной власти. Это позволит закупить больше машин, затратив в текущем году сравнительно небольшие бюджетные средства. Для этого нужно оперативно внести соответствующие изменения в законодательство. И это будет сделано.
   
   Четвертое. Должна быть оказана действенная помощь предприятиям-производителям в привлечении финансовых ресурсов.
   
   Правительство уже внесло в Госдуму поправки в бюджет, разрешающие использовать механизмы государственных гарантий по кредитам, которые привлекают ключевые предприятия отечественной промышленности. А предприятия автопрома к ним, безусловно, относятся. Напомню, что речь идет о создании списка, состоящего из нескольких сотен предприятий. Сначала я говорил о 300 предприятиях, сейчас эксперты Правительства работают над этим - возможно это будет и 400 предприятий, и 500. В целом эта система по стране должна охватить не менее 1 500 предприятий. Повторяю еще раз: к ним, конечно, будут относиться и предприятия автопрома. Предполагается, что используя механизм госгарантий, эти предприятия смогут привлечь до 70 млрд рублей кредитных ресурсов.
   
   Государство также поможет производителям разместить в 2009 году облигации в объеме до 60 млрд рублей - для повышения привлекательности этих бумаг. Под них будут предоставлены государственные гарантии, а для банков, выкупивших эти облигации - открыто рефинансирование со стороны ЦБ. Надеюсь, что предоставление госгарантий и рефинансирование будут учтены Центральным банком при определении своих ломбардных списков.
   
   Пятое. Важнейшая задача - восстановить потребительскую активность населения. Нужно людей поддержать. Для этого предлагается следующая мера - субсидировать процентные ставки по трехлетним кредитам граждан на приобретение автомобилей. Хочу особо подчеркнуть, что тем гражданам, которые собираются приобрести автомобиль, лучше это сделать в 2009 году. Потому что эта мера будет действовать только в этом году. Если в 2009 году будет осуществлена покупка отечественного автомобиля, - конечно, речь идет об автомобилях, выпущенных на территории России и в первую очередь относящихся к сегменту наиболее массового спроса (стоимостью до 350 тыс. рублей) - размер субсидии составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. То есть, если человек в 2009 году по трехлетнему кредитному договору приобрел автомобиль, то мы будем помогать ему выплачивать этот кредит, рефинансируя две трети процентной ставки Центрального банка.
   
   И последнее. Вы знаете, что для защиты отечественного производства были повышены ввозные таможенные пошлины, в том числе на подержанные иномарки. Считается, что эта мера в известной степени затрагивает интересы, прежде всего, наших граждан, проживающих в Дальневосточном регионе. Я регулярно бываю на Дальнем Востоке, встречаюсь там с людьми, поэтому понимаю их озабоченность.
   
   Я считаю, что эта озабоченность является обоснованной. Действительно, я часто слышал - ну, почему мы, проживая здесь, на Дальнем Востоке, должны покупать отечественный автомобиль, скажем, ту же "Ладу" по цене в два-три раза выше, чем такие же, как мы, граждане Российской Федерации, проживающие в европейской части. Действительно, это справедливый упрек. Мы живем в единой стране, и все граждане должны находиться в одинаковых социально-экономических условиях. Конечно же, нельзя добиться этого сразу. Но резкие и бросающиеся в глаза диспропорции, конечно, должны быть устранены.
   
   Из-за чего на Дальнем Востоке так дорого стоят произведенные на нашей же российской территории машины. Дело, прежде всего, в высоких транспортных издержках. Перевозка одной автомашины по железной дороге с территории Дальнего Востока в европейскую часть стоит примерно 43 тысячи рублей. Для того чтобы перевести машину из европейской части в Дальневосточный регион, гражданин может заплатить и до 70 тысяч рублей. Конечно, это несправедливо.
   
   Но мы в то же время должны позаботиться и о нашем автопроизводителе, вот о таких же рабочих, которые сидят здесь сегодня в этом зале. Мы должны обеспечить их рабочими местами. Мы должны обеспечить налоги в бюджет Российской Федерации и регионы России с тем, чтобы решать социальные задачи. Но при этом, конечно, должны уже сегодня подумать о том, как обеспечить интересы наших граждан по приобретению отечественных автомобилей, граждан, проживающих в Дальневосточном регионе.
   
   Для того чтобы это сделать, предлагаю обнулить железнодорожный тариф на перевозку отечественных автомобилей, произведенных в любой части Российской Федерации, в Дальневосточный регион. Выпадающие доходы РАО "РЖД" будут компенсированы из государственного бюджета.
   
   Кстати говоря, для справки могу сообщить, что из Дальневосточного региона на территорию Российской Федерации за 10 месяцев 2008 года было ввезено примерно 350 тысяч единиц автомобильной техники. Зарегистрировано в органах ГАИ, или сейчас ГИБДД, всего 15 тысяч автомобилей, которые оставлены в Дальневосточном регионе страны. Все остальное так или иначе поступило на другие территории Российской Федерации. Это значит, что сами дальневосточники, граждане России, проживающие в этом регионе, получают вот такой объем - примерно 15 - 30 тысяч. Все остальное - это просто коммерческие операции соответствующих структур.
   
   В целом мы должны и будем поддерживать любую коммерцию, которая находится в рамках действующего законодательства. Но мы должны с вами иметь в виду, что этой коммерцией и этими сверхприбылями пользуется несколько тысяч человек в лучшем случае, а в автопроме и связанных с ним предприятиях у нас работает более 1,5 миллионов человек. В этой ситуации мы должны, прежде всего, подумать об этих людях.
   
   В последние годы отечественный автопром набрал достаточно высокие темпы. В отрасль пришли значительные инвестиции. Были созданы тысячи новых рабочих мест, налажен выпуск конкурентоспособной продукции. В том числе, серьезные улучшения наметились и на заводах, выпускающих наши традиционные отечественные марки.
   
   Не поддержать сегодня эту отрасль - значит перечеркнуть очень многое из того, что мы с таким трудом добились за последние годы. Поэтому принятые сегодня решения должны быть реализованы максимально быстро и эффективно.
   
   Заключительное слово В.В.Путина:
   
   Давайте подведем итоги.
   
   Первое. В целом, я озвучил те меры, которые мы планируем осуществить. Мы добавим в подготовленный проект протокола некоторые из предложений, которые здесь прозвучали.
   
   Напомню, о чем идет речь в согласованных мерах. Речь идет об авансировании государственных контрактов на закупку автомобильной и дорожной техники, производимой на территории Российской Федерации, в размере до 50% от суммы контракта. Без обеспечения исполнения контрактов при условии закупки у непосредственного производителя.
   
   Для целей приобретения техники федеральными органами власти дополнительно будет выделено 12,5 млрд рублей. Напомню, что по предварительным подсчетам, в распоряжении федеральных органов уже есть где-то около 10 млрд. Значит, это будет где-то 22 - 23 млрд.
   
   В первом квартале 2009 года будут проведены первые торги, в том числе и с заключением трехлетних контрактов. Напоминаю также, что эти трехлетние контракты могут быть заключены по тем направлениям, где доводится трехлетний лимит. Это не все, но они существуют. В частности, Министерство обороны может заключать такие контракты.
   
   По лизинговым компаниям. Они, по сути, находятся в очень сложном положении. На срок не менее трех лет направим туда до 43 млрд рублей - и это является весьма существенным элементом поддержки, я считаю.
   
   Что касается ставки. Хочу еще раз напомнить - по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России. Уже в первом квартале будущего года на эти цели будет направлено 7,5 млрд рублей.
   
   Про "Росагролизинг" мы сказали - 5 млрд из выделенных 25. На муниципальные цели, напомню, 20 млрд - из федерального бюджета, 10 мы рассчитываем получить из региональных, всего - 30 млрд рублей.
   
   Обеспечение финансирования, о котором мы говорили. До 70 млрд рублей в рамках Комиссии, которая у нас создана - по повышению устойчивости российской экономики, с использованием механизма государственных гарантий. Это как раз о залогах. При государственных гарантиях - и представители финансового сектора это подтвердили - никаких дополнительных залогов не нужно. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что залоговые массы обесценились. Мы будем заменять их государственными гарантиями.
   
   Что касается ставки, то это решение, которое принимается не только Правительством, но и Центральным банком, и исходит из общеэкономической ситуации и макроэкономических показателей. Наша экономика существенным образом отличается от так называемых развитых экономик. От американской, допустим, где они сами печатают доллары. Мы вынуждены жить по другой системе отсчета. И наши валютные поступления от традиционных товаров нашего экспорта сокращаются - это значит, что приток валюты в страну уменьшается, а отток увеличивается.
   
   Центральный банк вынужден бороться с этой тенденцией, все мы должны понимать, в каких условиях нам приходится функционировать. Тем не менее, в рамках этой Комиссии возможны эксклюзивные решения, связанные с поддержкой отдельных отраслей. Думаю, что и в этом направлении можно подумать. Но для поддержки спроса, что является, наверное, одним из ключевых направлений нашей деятельности по всем видам автомобильной техники... Что касается легковой автомобильной техники, я уже сказал, будем помогать гражданам покупать нашу легковую автомобильную технику, софинансируя 2/3 ставки Центрального банка. Думаю, это тоже будет неплохим подспорьем, хорошей поддержкой автопрому.
   
   Что касается облигаций российских автомобилестроительных предприятий для целей финансирования и инвестиционных проектов в размере до 60 млрд рублей со сроком обращения до 5 лет. Я думаю, что это неплохой инструмент, им, конечно, нужно воспользоваться. Хочу также напомнить, о чем сказал раньше. Речь идет о возможности рефинансирования таких ценных бумаг Центральным банком Российской Федерации, и в этой связи мы рассчитываем на то, что Центральный банк будет учитывать позицию Правительства Российской Федерации, в том числе и при определении своих ломбардных списков. Финансово-экономические последствия таких действий, думаю, всем здесь понятны. Они направлены на облегчение для автопрома доступа к приемлемым по стоимости ресурсам.
   
   Что касается того, как работать с этими ценными бумагами, какого они качества, как выйти на их эмиссию - если кто-то этого не знает, пожалуйста, обращайтесь в Правительство Российской Федерации, в Центральный банк, в ВЭБ - вам там помогут.
   
   Ну а Борис Сергеевич {Б.С.Алешин - президент ОАО "АВТОВАЗ"}, который раньше работал в Правительстве Российской Федерации, знает там все ходы и выходы, все двери, знает всех лично, наперечет. Не думаю, что для него здесь есть какие-то проблемы.
   
   Б.С.Алешин: Владимир Владимирович, у меня не получается...
   
   В.В.Путин: Вы работали в Правительстве Российской Федерации, у вас не получается, а у многих получается. Вот рядом с вами сидит Сергей Викторович {С.В.Чемезов - председатель Cовета директоров ОАО "КАМАЗ"}, который оттуда просто не вылезает. Вот с ним поговорите. Что там вдвоем разговаривать, шушукаться? Делом займитесь. Пойдите в школу, узнайте, что такое ценные бумаги, пойдите к Кудрину {А.Л.Кудрин - Министр финансов РФ}, вы знаете его лично много лет. Вам даже не нужно обращаться к его заместителю, Александру Валентиновичу {А.В.Новак - заместитель Министра финансов РФ}. Если сложно для него добраться, скажите Сергею Викторовичу, пусть скажет мне, я обеспечу вам такой доступ, даже не сомневайтесь.
   
   Но думаю, что для "АВТОВАЗа" крайне важна поддержка спроса со стороны населения, потому что та ниша, о которой мы говорим, для автомобилей стоимостью 350 тыс., справедливости ради надо об этом сказать, рассчитана прежде всего на вашу товарную группу.
   
   Мы не ошиблись, когда говорили о реструктуризации задолженности предприятий. Причем речь идет о налогах и сборах, а также о страховых взносах перед внебюджетными фондами, от чего раньше мы пытались всегда уйти. Понятно, что это имеет социальное значение, но именно с целью поддержки автопрома мы готовы в сегодняшней ситуации и на это.
   
   Повторяю, у Министерства транспорта достаточно большие ресурсы, связанные с тем, что его дочерние компании занимались и до сих пор занимаются приобретением и поставкой специального автомобильного транспорта. Общий объем средств, который они расходуют в течение года на эти цели, - свыше 40 миллиардов рублей. Мы их постараемся сконцентрировать в специализированной лизинговой компании и направим исключительно на приобретение отечественной специальной автомобильной техники. Об оптимизации ввозных таможенных пошлин я уже говорил.
   
   Что бы я хотел добавить в результате нашего сегодняшнего обсуждения? Срок оформления гарантий - я обязательно на это посмотрю. Считаю, что Министерство финансов, Министерство экономического развития - весь экономический блок здесь должен поработать, выработать ясный и понятный, быстрый механизм реализации принятых решений.
   
   Теперь по поводу инвестиционных программ наших инфраструктурных монополий. Это "Транснефть", "Газпром", другие крупные компании. И я тоже считаю, что мы должны сделать все для того, чтобы сохранить эти инвестиционные программы. Но и вы знаете, что в значительной степени инвестиционные программы этих инфраструктурных монополий зависят от уровня тарифов. А в условиях сегодняшнего дня мы вынуждены рост этих тарифов приостановить. Мы постараемся сделать это таким образом, чтобы уменьшение расходов этих инфраструктурных монополий на свои инвестиционные программы было связано не с уменьшением тарифов, а чтобы расходы на инвестиционные программы, по возможности, сохранялись за счет уменьшения стоимости привлекаемых ресурсов. Не финансовых в данном случае, а материальных ресурсов. Имею в виду, что цены на строительные материалы, на металлопродукцию и некоторые другие товарные группы в сегодняшних условиях должны снижаться. Будем добиваться вот этого эффекта. Постараемся также компенсировать выпадающие доходы инфраструктурных компаний - так, как мы это делаем для РАО "РЖД", вот в конкретном случае в объеме 50 миллиардов рублей. Будем проводить такую же аккуратную политику и в отношении других компаний, вводя необходимые поправки по мере развития экономической ситуации в стране, начиная с конца первого квартала следующего года.
   
   И в заключение. Конечно, автопром является одной из ключевых отраслей российской экономики. Наша сегодняшняя встреча и тот комплекс мер, который мы наметили сегодня для реализации, может быть далеко не исчерпывающим. Мы и в этом случае будем вместе с вами внимательно следить за тем, что происходит в отрасли - как в производстве, так и в социальной сфере. В совместной работе с региональными властями мы будем реагировать как на социальную ситуацию, которая складывается в зависимости от самочувствия автопрома, так и на экономическую. Если потребуется, будем принимать и дополнительные решения по поддержке автопрома страны.
   
   Спасибо. 

Пресс-служба Правительства РФ






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.