Н. Карагин: "…А НАМ НАДО УДЕРЖАТЬ ЗАВОД"

Заработная плата работников ОАО – самая горячая тема на АВТОВАЗе и при прежнем руководстве, и при нынешнем. Обычно тема обостряется в начале года – когда резко идут вверх разнообразные тарифы, растут в цене образование, услуги ЖКХ, со держание детей в садиках… Именно о зарплате больше всего говорят и на колдоговорных конференциях работников ОАО. И все-таки никогда прежде к этой теме не проявляли такого жгучего интереса различные СМИ, политические силы, никогда прежде в таком изобилии не распространялись по заводу “памятки забастовщику”. Создается впечатление, что главное нынче для сторонних “радетелей” не уровень зарплат работников АВТОВАЗа, а страстное желание забастовки как таковой…

Мы встретились с председателем профкома ОАО Н.М.Карагиным, чтобы узнать его видение сложившейся ситуации.

– На мой взгляд, год необычный: предстоят выборы в Государственную Думу, возможно, доизбрание в городскую. Вдобавок – известная “борьба с мэром”, результатом которой является безвластие в таком крупном городе, как Тольятти. Не исключаю, что в этой мутной ситуации действуют люди, а может быть, и целые структуры, которые провоцируют и финансируют дестабилизацию на АВТОВАЗе, надеясь заработать тем самым популярность и войти во власть. В числе подстрекателей наверняка могут оказаться и те, кому перекрыли каналы хищения с завода, кто потерял прежние объемы реализации автомобилей и запчастей.

– Николай Михайлович, ну хорошо, согласимся, что дестабилизация на нашем заводе на руку многим, в том числе и вазовским конкурентам, которым работоспособный отечественный автозавод, как кость в горле. Но почему бы и рабочим не воспользоваться таким вниманием?

– Добиваться повышения зарплаты надо! Другое дело – как действовать, как добиваться? Все должно происходить в рамках законодательства, которое регулирует процедуру коллективного трудового спора. Ее необходимо пройти, так как проведение незаконной забастовки чревато для ее участников. Стоит вспомнить 94-й год, когда профсоюз “Единство” спровоцировал к забастовке полсотни человек в СКП. Когда начались суды, и Анатолий Семенович Иванов, и Сергей Константинович Ершов (есть протоколы судебных заседаний) отказались от ответственности: мол, мы не призывали к забастовке, а только консультировали. Они остались в стороне, а рабочих уволили с завода. И нашему профсоюзу пришлось за них просить тогдашнего генерального директора В.В.Каданникова…

А в результате никто ничего не выиграл – весь завод проиграл. Поэтому надо понимать: сегодня остановка конвейера не решит ни одной проблемы. Лишь усугубит ситуацию, вплоть до того, что освободившуюся нишу вазовских автомобилей тут же займут конкуренты.

– А не кажется ли вам, что ситуация обострилась потому, что исчезли так называемые переработки? Ведь для части работников это было серьезное подспорье?

– Вопросы зарплаты, условий труда постоянно обсуждаются и на согласительной комиссии, и на конференциях работников. Все они известны. В прошлом году обстановка на рынке продаж была более благоприятной – на АВТОВАЗе организовывались дополнительные работы. Разумеется, с оплатой. Для некоторых категорий работников ее размер оказывался чуть ли не второй зарплатой. Сейчас возможности (и надобности) организовывать дополнительные смены нет – нужно реализовать все, что скопилось на региональных складах. Поэтому мы и предлагаем администрации найти такой механизм индексации тарифов и окладов, чтобы компенсировать традиционный в начале года рост цен.

– Насколько я знаю, вопрос низкой заработной платы волнует не только вазовцев, но и всех, кто трудится в российской промышленности…

– Действительно, на всех российских предприятиях вопрос заработной платы стоит очень остро. Хотя мы при сравнении с другими автозаводами выглядим предпочтительнее. Вот передо мной данные Госстата. В апреле, например, у нас средняя зарплата 14 771 руб., на ГАЗе – 12 683 руб., на КАМАЗе – 12 033 руб., на Уральском автозаводе (Миасс) – 11 932 руб. И ведь это все работающие предприятия.

– Николай Михайлович, даже если сравнение в пользу АВТОВАЗа, это же не означает, что вазовцам легче. Жизнь-то дорожает на глазах.

– Конечно, и мы предлагаем разные варианты материального стимулирования. Кстати, к хорошему быстро привыкают, но я напомню: вот уже второй год подряд на АВТОВАЗе выплачивается в конце года премия, которую некоторые называют “четырнадцатой” зарплатой. С 1 марта, на месяц раньше прописанного в колдоговоре срока, произведена индексация тарифов и окладов на 5 %. С июля тарифные ставки и оклады увеличены на 4,6%, тем самым мы перешли к стопроцентной компенсации инфляции.

– Это все звучит убедительно, но вы оперируете цифрами средней заработной платы, а ведь у нас очень много работников, которые получают ниже среднего.

– Вот почему мы ведем переговоры по увеличению тарифов и окладов для низкооплачиваемой категории работников с сохранением межразрядной разницы. Мы предлагаем сделать то, что однажды уже было на АВТОВАЗе, когда тарифы 1, 2, 3 го разрядов были повышены дополнительно, отдельным решением.

– Люди говорят не только о зарплате, но и об условиях труда. Собственно, они предлагают администрации совершенно логичную сделку: если нельзя по ряду причин улучшить условия – оплачивайте.

– Да, и мы, профсоюз, неоднократно предлагали такой вариант. После последнего нашего постановления о готовности завода в летних условиях (в нем мы отметили недостаточную подготовку) обратились напрямую к вице-президенту по производству и техническому развитию В.В.Капустину с просьбой взять вопрос под свой контроль. Он тут же собрал совещание, на котором дал поручение ДИТО и УОТиЗу проработать варианты: или дополнительно оплачиваемый отдых за дни, когда температура не соответствовала допустимым нормам, или оплата за работу в таких условиях. Подчеркиваю, даны конкретные поручения проработать наболевший вопрос.

– Когда состоялось это совещание?

– В начале июня. Конечно, со своей стороны мы будем настаивать, чтобы документ был разработан быстрее. До полугодовой колдоговорной конференции, то есть до 8 сентября. На нашей стороне и то, что в прошлом году в стране наконец прописали жесткие требования по температурному режиму.

– Николай Михайлович, сколько в среднем тратит завод на одного работающего по социальным программам?

– Затраты составляют где-то 25–27 тыс. руб. в год. Но если эти деньги отдать в зарплату – люди потеряют существенно больше. Например, исчезнут выплаты при уходе на пенсию, безвозмездные субсидии и многое другое.

– В обращении профсоюза к президенту Группы “АВТОВАЗ”, принятому на митинге 1 Мая, говорилось о требованиях профсоюза, причем подчеркивалось, что профсоюз оставляет за собой право действовать более жестко, если администрация “не услышит”. Вы считаете, что администрация “слышит”, что можно найти взаимопонимание без жестких действий?

– Переговоры всегда идут сложно, это надо понимать. И в ходе них мы пользуемся серьезными аргументами, в том числе не исключаем возможность коллективного трудового спора. Но ведь шаги навстречу профсоюзу были и есть. Переход на 100-процентную индексацию – это разве не шаг навстречу? Или решение о снижении до 30 % оплаты доли работника за путевки? А разве удалось бы отрегулировать проблемы реализации автомобилей для вазовцев, не сделай администрация шага навстречу? Конечно, можно получить бешеную популярность, заявив, что мы требуем зарплаты в три раза больше теперешних. Но как это реально сделать, за счет чего? Наши требования основываются на экономических расчетах, которые не позволят поставить завод на грань краха. Мы должны двигаться поэтапно. Резкое увеличение средней оплаты по АВТОВАЗу до 25 тысяч или вынудит увеличить цены на автомобили – тогда их попросту не будут покупать; или увеличивать объемы, что тоже не выход, так как приведет к увеличению запасов автомобилей на складах. Ну, есть еще путь – резко сократить численность работников. Вот только кто может быть уверен, что сократят не его лично?

– А если сократить управленческие расходы?

– И эти вопросы нами ставятся. Они и сокращаются, изменяются структуры управления. Совсем недавно, например, сократили одну из дирекций, потому что структура управления не должна тяжким бременем давить на себестоимость производства...Чем меньше проблем по качеству, по затратам на гарантийный ремонт, тем больше можно положить на зарплату работникам. Сейчас на заводе осваивается программа “бережливого производства”. Если удастся сделать эту систему на нашем предприятии жизнеспособной, то мы сможем получить серьезную экономию, что также положительно повлияет на рост заработной платы. И еще хочу сказать вот о чем. Недавно был по делам в Москве, проезжал мимо корпусов АЗЛК. Страшная картина: окна разбиты, на крыше даже деревья выросли… Но Москва “не заметила потери бойца”, она-то большая. Люди нашли работу в других местах. А вот нам, тем, кто работает на АВТОВАЗе и живет в Тольятти, просто необходимо удержать завод. Случись с ним что-то – получим трагедию для многих тысяч людей.

Рина МАРКОВА, "Волжский автостроитель"






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.