Мода на "Мак-авто"

Автогиганты смирили гордыню и занялись не очень престижным, зато потенциально прибыльным делом. Toyota - уже четвертая фирма, пообещавшая создать "народный автомобиль" за $6000-8000. Чуть раньше об этом же заявили Nissan и DaimlerChrysler. Ничего невозможного: Renault, спохватившаяся раньше всех, уже пожинает плоды предусмотрительности своего бывшего главы Луи Швейцера. Легенда утверждает, что задуматься над проектом Швейцера заставили российские "Лады", в конце 1990-х все еще неплохо продававшиеся во Франции примерно вдвое дешевле самых дешевых Renault. Автопроизводители тогда изо всех сил старались перещеголять друг друга в изобретении все новых технических наворотов, облегчающих жизнь автомобилиста.

Каждая новая модель становилась мощнее, "упакованнее" и просто больше предшественницы. VW Golf пятого поколения на 5 см длиннее четвертого, на 18 см длиннее третьего, на 24 длиннее второго... Вот только покупателям все это доставалось почти бесплатно. В России автомобили дорожают, а в развитых странах цены остановились. За последние четыре года, по данным английского исследовательского бюро Roadtodata, они росли в Европе на 1,7% в год — на уровне инфляции. Становясь все больше и совершеннее, машины постепенно освобождали нишу в нижнем, самом дешевом секторе. Швейцер тогда считал, что потребителями здесь станут развивающиеся рынки. Инженеры конструкторского центра Renault под Парижем взялись за работу. Шеф поставил задачу: упрощать, упрощать и еще раз упрощать. Минимум электроники. Почти плоское ветровое стекло. Цельнолитая передняя панель (у других Renault в ней три десятка деталей). Опускались до мелочей: бачок омывателя стекла поставили рядом с "дворниками", вот и еще пара евроцентов экономии на водяных трубках. А главное — машину решили собирать без помощи роботов. Их на купленном Renault румынском заводе Dacia заменяют рабочие со средней зарплатой около $300: им не нужны ни начальные инвестиции, ни ремонт, ни сервис.

Швейцер ошибся дважды. Обещал машину за €5000, вышло €6000. Зато вторая ошибка сыграла ему на руку. К машинке, предназначавшейся румынам, русским и прочим "развивающимся", неожиданно проявили интерес благополучные западные европейцы. В июне 2005 года Renault решила начать продажи во Франции, и уже в июле очередь растянулась до Нового года. Renault уверена, что к 2010-му производство Logan вырастет до миллиона и на него придется четверть всех ее машин. Аналитики уже окрестили Logan ""Макдоналдсом" автомобильного мира".

Что же произошло? Еще в 2005 году в исследовании "Автомобильный сектор завтрашнего дня" European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions рассмотрел несколько сценариев развития автомобилестроения. Вот один из них: "Из-за замедления экономики люди становятся чувствительнее к ценам. Сложные автомобильные системы кажутся им дорогим излишеством. Они начинают искать как можно более дешевые машины..." Кажется, прогноз начинает сбываться в мировом масштабе. В декабре ушедшего года DaimlerChrysler подписала с китайской Chery соглашение о совместной разработке дешевого автомобильчика - и не для Китая, а для Америки.

В начале января о своем "народном автомобиле" объявила Nissan. Мудрить нечего, будут использованы технологии Renault Logan, заявил старший вице-президент североамериканского подразделения Nissan Доменик Торманн. И наконец, сдалась Toyota. Управляющий директор по рынкам Азии, Океании и Среднего Востока Акира Окабе откровенен: "Наши машины настолько совершенны, что оказываются слишком безопасны и надежны для развивающихся рынков в ущерб продажам". Выход все тот же, швейцеровский. В содружестве со своей "дочкой" Daihatsu фирма обещает через 2-3 года выпустить автомобиль для рынков Бразилии, Индии, Китая и России. Пусть даже Toyota, как и Renault, ошибется с ценой процентов на двадцать. АВТОВАЗу, невольному соавтору блестящей идеи Швейцера, лучше не дожить до этих времен.

SmartMoney , 23.01.2007






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.