РБК: интервью с Каданниковым В.В.

Интервью председателя совета директоров ОАО "АВТОВАЗ" В. Каданникова

РБК: Владимир Васильевич, каковы предварительные производственно-финансовые итоги работы ОАО "АВТОВАЗ" в 2004 году?

В.К.: Прошедший год был достаточно удачным для нас. Мы планировали сделать около 700 тыс. автомобилей, но в результате выросшего спроса произвели больше 717 тыс. автомобилей, это больше на 2,7%, чем в 2003г. Кроме этого, "АВТОВАЗ" произвел порядка 250 тыс. комплектов для предприятий внешней сборки в разных странах, включая Россию, Украину, Казахстан. Также, мы произвели 54 тыс. комплектов для СП "GM-АВТОВАЗ". Валовый объем составил 126 млрд рублей, включая продажи запчастей, услуги и прочее. К сожалению, сегодня я не могу назвать цифры прибыли, потому что их должно утвердить собрание акционеров, которое пройдет в мае. Однако, совершенно очевидно, что прибыль будет выше, чем в 2003 году. При этом, могу сказать, что рост чистой прибыли превысит 10%.

Правда, надо сказать, что одновременно с этим продолжался непропорциональный и несбалансированный рост стоимости материалов и компонентов. К 1 января этого года, рост цен стал очень опасным. Если вести отсчет с августа 98-го года, когда в России произошел кризис, т.е. с начала резких изменений макроэкономических показателей, то цена на автолист выросла в девять с лишним раз. Вообще в целом, стоимость материалов выросла в 6,7 раза. Плюс инфляция. Серьезно выросли затраты на железнодорожные перевозки - почти в 5 раз, одновременно замедлились темпы роста цен на электроэнергию. Но газ дорожает, и цены на него выросли в 3,3 раза. А продукция ОАО "АВТОВАЗ" за этот период подорожала в 2,8 раза, поскольку на стоимость автомобилей влияет, прежде всего, потребительские возможности населения. Такой рост на фоне значительно роста цен на материалы означает, что мы обязаны сокращать наши издержки по всем направлениям. Такая работа идет постоянно, но и у нее есть ограничения.

Одновременно с этим, мы сделали много с точки зрения потребительских качеств нашей продукции. По существу, мы заменили все автомобили на наших главных конвейерах, осталось лишь завершить подготовку и начать производство Priora. Мы довели токсичность автомобилей до Евро-2 и сейчас намечена работа по доведению их до норм Евро-3 и Евро-4. Очень много сделано по пассивной и активной безопасности, повышению комфортности. Все это, конечно же, потребовало от нас определенных затрат. И все эти затраты, внедряемые нами, не компенсировались за счет покупателей. Все это делалось за счет завода, лишь потом мы начали постепенно возвращать наши инвестиции.

При хороших финансовых показателях за весь прошлый год в декабре 2004 года мы пришли с показателем 93,7 копейки расходов на 1 рубль продукции. И это потребовало от нас составления и внедрения дополнительных мероприятий на 2005 год по сокращению издержек. Нам необходимо сохранять объемы реализации, сокращая при этом наши издержки. При этом точка безубыточности для ОАО "АВТОВАЗ" достаточно высока и составляет около 550 тыс. автомобилей в год.

Этот год для нас будет более сложным, чем прошедший, но мы готовы к этому, наметив мероприятия по сокращению издержек на ту сумму, которая позволит нам выполнять все наши планы, в т.ч. и по развитию.

РБК: Сейчас наибольший интерес прикован к новому проекту ОАО "АВТОВАЗ" - Lada Kalina. Сколько будет стоить этот автомобиль?

В.К.: Отпускная цена Lada Klaina в базовой комплектации составит 7,5 тысяч долларов. Пока мы укладываемся в эту цифру и надеемся, что наши дилеры не подведут нас и не будут серьезно увеличивать отпускную цену. Тем более, что с дилерской сетью завод работал очень много в прошлом году, будет работать в этом. В этом году мы планируем произвести 20 тыс. автомобилей Lada Kalina. К концу года мы закончим подготовку производства хэтчбека Kalina с тем, чтобы в 2007 году производить все семейство Kalina: седан, хэтчбек и универсал. Хочу подчеркнуть, что Lada Kalina будет производиться плюсом к существующим мощностям.

РБК: Кто станет конкурентом Lada Kalina на рынке?

В.К.: Это конкурентная среда в целом. Нельзя говорить о конкуренции в одном классе, т.к. пока на одну российскую семью приходится, в основном, один автомобиль, а не несколько, как в развитых странах. Поэтому конкуренцию оказывает весь рынок, но, конечно же, это, прежде всего, автомобили, близкие по цене к Kalina. При этом, в секторе автомобилей ценой 10-12 тыс. долларов пока не очень большой выбор и все предлагаемые автомобили похожи по комплектации.

Идет серьезный рост продаж иномарок, причем за счет новых автомобилей, а не подержанных. И эти новые автомобили в значительном количестве производятся в России. Все российские предприятия, собирающие иномарки наращивают производство. Да и прирост продаж иномарок идет, в основном, за счет общего роста рынка. Но, несмотря на увеличение продаж иномарок, отечественных автомобилей на рынке не хватает. Пока "АВТОВАЗ" продает все, что производит. Да еще и не хватает, приходится вводить дополнительные смены по субботам. Пока рынок растет, будут расти и продажи. Думаю, это будет продолжаться еще года три, т.к. количество автомобилей на тысячу человек у нас пока очень и очень невелико.

РБК: В этом году АВТОВАЗ изменил структуру экспорта. Сколько автомобилей и куда завод будет экспортировать?

В.К.: Структура экспорта меняется постоянно и зависит скорее не от географии поставок, а от условий контрактов. Хотя иногда доходит и до того, что прекращается сборка, как например в Эквадоре. Это чаще всего связано с изменениями в законодательстве. В прошлом году у ОАО "АВТОВАЗ" было 46 иностранных партнеров, в этом году их станет 47 - добавился экспортер в Венесуэле. В этом году "АВТОВАЗ" увеличит экспорт Lada Niva - планируется поставить 18 тыс. против 7,5 тысяч в прошлом году. Объем продаж в этом году чуть вырастет по сравнению с 93 тыс. автомобилей в прошлом году. Однако, изменится структура: сокращаются поставки одних моделей, таких как, например, Lada Samara, увеличатся поставки автомобилей "десятого" семейства.

В IV квартале 2005 года "АВТОВАЗ" планирует начать поставки Lada Kalina в страны СНГ. Кроме того, в этом году значительно вырастет экспорт автомобилей десятого семейства с двигателем объемом 1,6 литра с гидроусилителем.

В связи с тем, что мы довели все автомобили до Евро-2, а отдельные и до Евро-3, география поставок сохранится в прежнем объеме. В частности, в Европе мы будем экспортировать автомобили в Болгарию, Бельгию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Италию, Испанию, Польшу, Голландию, Словакию, Словению, Францию, Чехию, Швейцарию и Румынию. Будут охвачены все страны Балтии. На ближнем Востоке мы будем поставлять автомобили в Египет, Сирию, Турцию, Алжир. В балканские страны, такие как Босния-Герцоговина, Сербия, Черногория, Хорватия, Македония, Албания. В Латинской Америке наши автомобили будут продаваться в Венесуэле, Колумбии, Кубе, Уругвае, Эквадоре. Естественно, экспортными поставками будут охвачены все страны бывшего СССР. Надеемся, что в этом году закончим переговоры о поставках с компаниями из Чили Мексики, Ливии, Ганны и Анголы.

РБК: Как развивается сотрудничество с General Motors в области создания СП по производству двигателей?

В.К.: Мы продолжаем переговоры с General Motors по этому вопросу в самой сложной части - затраты на проект каждой из сторон. Сейчас, сказать что-либо больше я не могу, поскольку это не только нам принадлежащая информация. Надеюсь, что в ближайшее время соглашение будет достигнуто, в феврале-марте нам предстоит два раунда переговоров с представителями General Motors именно по этому вопросу. Хочу отметить, что в рамках генерального соглашения с GM у нас работа продолжается не только по двигателям, но и по новой базовой модели, которую нужно будет ставить на производство в 2009 году.

РБК: Уже бывший гендиректор СП "GM-АВТОВАЗ" Д.Милонас как-то обмолвился, что в этом году СП начнет производство третьей модели…

В.К.: Нет, в этом году на СП не планируется постановка новой модели. В этом году на СП мы начнем производство экспортной версии Chevrolet Niva. В начале марта мы на АВТОВАЗе начнем производство нового кузова, который позволит устанавливать силовой агрегат FAM-1. Подготовка производства была очень сложная, т.к. приходилось вносить серьезные изменения в структуру кузова, в подвеску автомобиля. Экспортный вариант будет оснащаться двигателем FAM-1 и коробкой передач Aisin.

РБК: Владимир Васильевич, каков объем инвестиций ОАО "АВТОВАЗ" в этом году?

В.К.: В этом году мы планируем инвестировать в свое развитие более 250 миллионов долларов, т.к. 2005 год станет одним из самых расходных из-за того, что в 2006 году нам нужно начать производство Priora, и закончить подготовку выхода на проектную мощность в 220 тысяч автомобилей в год семейства Kalina. А затем, начиная с 2006 года, пойдет снижение расходов и мы надеемся, что к 2008 году "АВТОВАЗ" с минусовой отметки дойдет до нуля и выйдет в плюс. Нам обязательно нужно это сделать, потому что в 2009 году нам предстоит начало постановки в производство новой базовой модели.

РБК: В прошлом году "АВТОВАЗ" достаточно успешно разместил кредитные ноты. Планируются ли в этом году новые заимствования?

В.К.: Да, на последнем совете директоров мы утвердили новый пятилетний облигационный заем на 5 миллиардов рублей с полугодовыми купонами, который будет размещен в ближайшее время. Остальные варианты заимствований мы постоянно изучаем, но никаких решений пока не принято. Мы внимательно смотрим за рынком ADR и европейскими бумагами, но они не всегда снижают стоимость размещения. Мы планируем воспользоваться этими инструментами в самый выгодный для завода момент. Все-таки наши заимствования очень велики и рисковать мы не можем. По различным кредитам "АВТОВАЗ" выплачивает 10 миллиардов рублей в год. И это понятно. За короткий период мы вложили большие средства в развитие, обновили практически полностью модельный ряд.

РБК: Каков ваш прогноз для российского рынка на ближайшие пять лет? Когда объем продажи иномарок превысит объемы продаж российских автопроизводителей?

В.К.: Нас в первую очередь беспокоит момент, когда мы не будем продавать всю производимую продукцию. Но пока этого не происходит, и я надеюсь, что не произойдет в ближайшие годы. Если же говорить о стоимостном выражении, то объем продаж иномарок уже превысил объем продаж российских автомобилей. Позицию же на рынке, по крайней мере, "АВТОВАЗ" сохраняет, и в прошлом году наша доля даже немного выросла и превысила 46%, включая производство автомобилей под брендом Lada на предприятиях внешней сборки.

Кроме того, не стоит забывать о том, что пока в России практически не происходит обновления парка. Весь объем продаж лишь наращивает парк. Сам же парк автомобилей в жутком состоянии, возраст более половины автомобилей превышает 10 лет.

РБК: "АВТОВАЗ" каждый год представляет перспективные проекты. Чем завод порадует в этом году?

В.К.: В этом году основные премьеры придутся на "нишевые" мелкосерийные модели, которые готовятся различными департаментами предприятия и нашими дочерними компаниями. Мы же представим серийные Priora и семейство Kalina. Кроме того, нам предстоит серьезная модернизация двигателей для переднеприводных моделей. Это самые современные разработки, которые позволяют увеличить мощность и крутящий момент при сохранении ресурса. Большое внимание уделяется повышению экологичности двигателей. Это очень сложная работа, связанная с модернизацией системы впуска и выпуска, интеграции катализатора и пр. При доводке двигателей мы активно сотрудничаем с зарубежными компаниями, например, модернизация двигателей для переднеприводных автомобилей проводится совместно с известной австрийской инжиниринговой компанией AVL, которая доводила двигатели многим известным автопроизводителям, включая GM Europe.Мы производим больше миллиона двигателей, и все их надо довести до Евро-3 и Евро-4.

РБК: В прошлом году "АВТОВАЗ" начал реструктуризацию дилерской сети. Когда она завершится?

В.К.: До конца года мы окончательно уйдем от посредников, не будет никаких дистрибьюторов. АВТОВАЗ полностью перейдет на прямые соглашения с нашими дилерами, при этом наша дилерская сеть пока будет состоять из трех категорий компаний. Затем мы планируем перейти к двухуровневой системе, а в финале будет только одна категория дилеров. На сегодня у нас около 500 дилеров, причем эта цифра примерно поровну делится на три категории.

РБК: Будет ли "АВТОВАЗ" запускать программы кредитования населения?

В.К.: Напрямую - нет. Однако бюджетом этого года предусмотрено порядка 3 миллиардов рублей, которые будут направлены на созданий условий для потребительского кредитования с банками-партнерами завода. Через поддержку банков ресурсами завода мы хотим расширить кредитные программы. Надеюсь, что мы со своей программой поддержкой кредитования займем порядка 30% всех продаж автомобилей Lada в кредит.

РБК: Каков прогноз деятельности ОАО "АВТОВАЗ" на этот год?

В.К.: План производства предусматривает выпуск более 730 тысяч без учета производства машинокомплектов для предприятий внешней сборки. Объем выпуска валовой продукции должен вырасти на 2 миллиарда рублей. По всем параметрам бюджета предусмотрено сохранение или рост показателей, т.к. в этом году у нас пиковые нагрузки и нам необходимо обеспечить все планы по развитию.

РБК






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.