Автокредитование - в ожидании бума

Автомобиль в кредит - услуга, вполне обычная для зарубежья и получающая свое распространение у нас. С одной стороны, количество банков, предлагающих подобные услуги, увеличивается. Дилеры тоже стали уделять все большее внимание автокредитованию - в любом уважающем себя дилерском центре такая услуга должна быть априори. С другой стороны - увеличивающийся уровень доходов части населения и растущие потребности покупателей также стимулируют развитие рынка автокредитования.

Свое мнение по поводу современного состояния рынка автокредитования в России высказывает Жан-Франсуа Трамбле, старший эксперт отраслевого подразделения по работе с предприятиями автомобильной промышленности компании "Эрнст энд Янг", руководитель Российского автомобильного инвестиционного центра (RAIC).

На передовой автокредитования – Москва

- Автокредитование завоевывает все большую популярность в России. Причем это касается не только покупателей, но и российских и международных банков, работающих в России, для которых предоставление кредитов на покупку автомобиля постепенно становится одним из перспективных видов услуг. Тем не менее, необходимо отметить, что в России рынок банковских услуг населению все еще остается недостаточно развитым, в частности в сегменте кредитования. За 2002 год объем предоставленных гражданам кредитов составил 4,49 млрд. долл., что на 51% превышает показатели предыдущего года, но и это всего лишь менее 1% ВВП России. В западных странах кредитование населения составляет от 40 до 70% ВВП.

Кредиты на покупку автомобиля пока играют довольно скромную роль на рынке кредитования, в особенности, если рассматривать положение в стране в целом. При этом большая часть рынка этих услуг приходится на долю Москвы и Санкт-Петербурга - свыше 95% от всего объема рынка автокредитования населения. В 2002 году сумма кредитов, предоставленных на покупку автомобилей в Москве, достигла 60 млн. долл. На первый взгляд, цифра выглядит весьма внушительно. Однако если учитывать, что средняя сумма кредита на покупку автомобиля составляет 14 000 долл., то выходит, что подобной услугой в Москве в 2002 году воспользовалось менее 4300 граждан. Если сопоставить эти цифры с примерным населением Москвы - 10 миллионов, то сразу становится понятным, насколько неразвит этот рынок, хотя, безусловно, Москва находится в наиболее выигрышном положении. Автодилеры из регионов обращаются сюда с запросами о предоставлении различных схем автокредитования, но лишь немногим удается реализовать их на практике. Причина такой ситуации проста: ни один из крупных банков в России, поддерживающих программы автокредитования, не имеет развитой инфраструктуры, позволяющей обеспечивать надежный механизм кредитования на всей территории страны. И вряд ли стоит рассчитывать на то, что подобная ситуация скоро изменится, пока лишь немногие банки располагают эффективной сетью отделений и филиалов для организации этой формы обслуживания в достаточном количестве городов Российской Федерации.

На рынке автокредитования Москвы и Санкт-Петербурга еще предстоит многое сделать, поскольку большинство дилеров уверены, что они могли бы существенно увеличить объем продаж при помощи программ автокредитования и довести его до 70% от общего объема продаж. Тем не менее, ряд банков уже устремил взоры на регионы с высокой плотностью населения и развитой индустрией - такие, как Поволжье и Урал.

В ожидании бума

Безусловно, у рынка автокредитования есть огромный потенциал не только в Москве, но и в регионах. Как бизнес автокредитование стало наиболее привлекательным в прошлом году, когда банки начали рассматривать заявки без подтверждения доходов заемщика. По мнению руководства банков, занимающихся автокредитованием в России, основным барьером на пути дальнейшего развития этого вида банковских услуг является справка о доходах (форма 2 НДФЛ - налог на доходы физических лиц), дающая право на льготные проценты, которую многие покупатели не могут или не хотят предъявить.

Другим документом, осложняющим покупку автомобиля в кредит, является необходимость предъявления клиентом справки об отсутствии судимости.

В прошлом году количество ссуд, выданных на покупку автомобиля, значительно выросло. А в текущем году, согласно прогнозам, оно может увеличиться более чем в два раза. В ближайшие два года, с учетом обнадеживающих макроэкономических показателей России на рынке автокредитования ожидается настоящий бум. Одной из очевидных причин для подобного роста является растущее желание и готовность дилерских компаний брать на себя роль помощника клиентов в решении различных вопросов, связанных с получением кредита. Дилеры по существу выходят за рамки чисто сбытовых функций, занимаясь с обратившимися к ним потенциальными покупателями подборкой необходимых для получения кредита документов и представляя их банкам, что значительно повышает шансы потенциальных покупателей на получение кредита. Сейчас мы являемся свидетелями того, как финансовое консультирование становится частью стандартного пакета услуг, предлагаемых дилерскими компаниями все более требовательным клиентам. Ряд банков, содействуя этому процессу, даже организовал специальные тренинги для сотрудников дилерских компаний.

Доля легковых автомобилей, продаваемых в кредит разными дилерскими центрами, естественно, различна и зависит как от работы компании в целом, так и от марки автомобиля. При этом наибольшим спросом при покупке в кредит пользуются самые дешевые модели. В настоящее время дилерскими центрами в кредит продается в среднем до 50% автомобилей. Некоторые дилерские компании уже достигли с помощью схем автокредитования уровня реализации, превышающего 70% от продаж. Другие же компании не вышли и на 20%-ный рубеж - таким организациям еще предстоит оптимизировать свой маркетинговый подход. Интересно отметить, что к схемам кредитования начали прибегать даже компании, продающие более дорогие машины. Однако продажа в кредит автомобилей такого класса сегодня редкость и составляет в общем, объеме продаж "авто" в кредит менее 2%.

Многое зависит от автомобильного рынка в целом

Безусловно, на дальнейшее развитие рынка автокредитования в России повлияют общие тенденции на автомобильном рынке страны. Последние данные, опубликованные Госкомстатом России, свидетельствуют о том, что покупка автомобиля пока еще не стала приоритетной задачей для значительной части российских семей.

Тем не менее более внимательный взгляд на приоритетные потребности населения подтверждает тенденцию роста расходов россиян на автомобили, что выражается в увеличении средств, которые направляет средняя российская семья на эти цели. Если в 1998 году расходы россиян на автомобили и все, что с ними связано, составляли 2,3% от общих расходов на ведение домашнего хозяйства, то к 2002 году они увеличились до 5%. Рост потребления автомобильного топлива был несколько ниже: за тот же период он вырос с 1 до 1,6%. Для сравнения - расходы средней российской семьи на мебель за период с 1998-го по 2002 год росли существенно медленнее - с 4,2 до 6%.

Все более определяющим фактором развития автомобильного рынка России становится рост реальных доходов населения. Согласно данным ЦБР, реальные доходы россиян в 2002 году выросли на 10,3 % по сравнению с 2001 годом, достигнув уровня в 221,03 млрд. долл. При этом с января по март 2003 года рост доходов по сравнению с аналогичным периодом 2002 года составил 16%. Оценить реальную покупательную способность населения трудно, хотя отдельные потребительские привычки на рынке автомобилей дают хорошие данные для анализа. Например, важнейшими в перечне критериев, которыми руководствуются россияне при покупке автомобиля, в настоящее время являются расходы на обязательное страхование автогражданской ответственности, расходы на ремонт и ТО, дизайн и топливо для автомобиля. Качество и надежность сейчас также приобретают важность как одни из основных критериев для российских покупателей при покупке автомобиля.

Прогнозные данные о спросе на новые автомобили в 2003 году оказались заниженными, поскольку в них не учитывался тот факт, что для все большего числа автолюбителей в России цена автомобиля уже не играет определяющей роли: только с января по июнь 2003 года в страну было ввезено почти 90 тыс. новых иномарок. При этом средняя цена нового импортного автомобиля составляет порядка 19 000 долл.

Средняя цена на российские автомобили за первое полугодие 2003 года также выросла с 3 920 долл. до 4 500 долл. Несмотря на сокращение производства легковых автомобилей в России в первом полугодии 2003 года почти на 12%, или на 59792 штук, по сравнению с аналогичным периодом 2002 года, российским производителям удалось увеличить прибыль на 25 млн. долл. При этом объем продаж достиг уровня 2,01 млрд. долл. Здесь необходимо также отметить значительное укрепление позиций на рынке автомобилей иностранных марок, собираемых в России. За первое полугодие 2003 года было выпущено 17449 новых автомобилей, а объем продаж составил 236 млн. долл. Год назад эти показатели за аналогичный период составляли 3 579 штук и 65 млн. долл. соответственно.

Поэтому с очевидным увеличением количества автомобилей, как российского, так и иностранного производства, рынок автокредитования имеет вполне обнадеживающие перспективы.

Кто сегодня покупает автомобили в кредит

Наиболее часто услугами автокредитования пользуются молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет. Дилерские компании выделяют среди таких покупателей, как правило, три категории:

Первую категорию представляет молодой менеджер с семьей, имеющий одного или двух детей, работающий в известной международной компании; стабильный доход такого заемщика составляет примерно 2 000 долл. в месяц. Этот заемщик пользуется и выплачивает кредиты банкам, испытывает некоторые трудности с наличностью. Кредит обычно рассчитан на два года. Покупатели этой группы составляют до 30% всех клиентов, пользующихся автокредитованием.

Вторую - молодой бизнесмен, имеющий собственное дело в России. Месячный доход обычно свыше 3 000 долл., что, безусловно, позволяет профинансировать покупку любого автомобиля стоимостью до 25 000 тыс. долл. Однако, несмотря на то, что кредиты на покупку автомобиля бывают очень высокими, вложения через приобретение автомобиля в кредит легко перекрывают доходы от средств, которые могут быть гораздо более выгодно вложены во что-либо другое. Поэтому такие покупатели обращаются именно к услугам автокредитования. Ряд банков требует от владельцев небольших предприятий представить им данные об основных видах деятельности предприятия. На долю таких покупателей приходится примерно 40% от всех покупок в кредит.

Третья группа - автолюбители, не прибегавшие ранее к банковским кредитам. Как правило, это люди разного возраста с доходами менее 1 000 долл. в месяц. Такие клиенты незнакомы с банковскими правилами, к тому же не полностью доверяют банкам. Эта категория в настоящее время составляет до 30% клиентов, прибегающих к услугам автокредитования.

Специалисты, занимающиеся кредитованием, отмечают, что их клиенты хотят по возможности быстрее получить доступ к кредитным средствам, даже ценой более высоких процентов. Большинство заемщиков согласны платить более высокие проценты, лишь бы только от них не требовали предъявления официальной справки о доходах. Банки сохраняют у себя копии документов о регистрации автомобиля на время выплаты кредита в качестве предохранительной меры. Независимо от величины процентов по кредиту заемщики должны быть готовы также к дополнительным расходам, связанным с выплатой комиссионных и страхованием. Последнее - кстати, не самая дешевая услуга - часто оказывается неприятным сюрпризом для неопытных автолюбителей. Скажем, если вы приобретаете автомобиль стоимостью 15 000 долл., взяв кредит на три года и уплатив при покупке 20% от стоимости автомобиля (первоначальный взнос обычно варьируется от 20 до 50%), вам придется ежемесячно в течение трех лет выплачивать сумму в 380 долл., плюс стоимость страховки примерно 1 400 долл. за первый год, за второй - чуть меньше. Нетрудно подсчитать, что покупка автомобиля в кредит обойдется вам на 20% дороже его первоначальной цены.

Зарубежные производители опять впереди

Ряд иностранных производителей имеет четкую стратегию продвижения своих автомобилей на российский рынок, тесно связанную с автокредитованием. Так, компания "Форд", предлагая российским автолюбителям широкую продажу своей модели "Форд Фокус", совместно с рядом российских и международных банков организовала соответствующую кредитную программу. По этой программе "Фокус" можно приобрести в кредит под 4,9% годовых, первоначально уплатив 50% от ее стоимости в наличных денежных средствах. Это субсидируемая компанией кредитная схема начинает пользоваться популярностью.

Для того чтобы оставаться конкурентоспособными в среднесрочной перспективе, другим игрокам на рынке, скорее всего, придется пойти на снижение процентных ставок по кредитам.
GM совместно с одним российским банком приступила к продажам в кредит модели "Шевролет-Нива". Кредит можно оформить в более чем 20 представительствах "GM-АВТОВАЗ" в 14 городах России. Размер кредита обычно варьируется от 1 000 до 5 000 долл. и выдается максимум на два года. Кредитной программой предусматривается обязательное приобретение страхования от угона и от ущерба.

Что касается российских производителей, то сейчас предугадать, будут ли производители легковых автомобилей участвовать в развитии рынка автокредитования, и если "да", то в каком объеме, трудно. Очевидно одно - сотрудничество в этой области российских автомобильных предприятий с иностранными банками, работающими на российском рынке, вряд ли возможно.

Что дальше?

Программы автокредитования будут претерпевать значительные изменения, в особенности в части размера процентных ставок. В настоящее время они колеблются от 10 до 15% годовых, в зависимости от срока кредита и документов заемщика, представленных в банк. Средняя ставка составляет 12% годовых. В течение ближайших лет она снизится до 7-9%, поскольку ведущие банки готовы бороться за этот перспективный рынок. На практике нижним пределом ставки процента по валютным кредитам для физических лиц, скорее всего, останется 9%, поскольку при ее дальнейшем снижении у получателей кредита возникнут налоговые обязательства, обременительные как в финансовом, так и в административном плане. Но такая ситуация сохранится при условии, что действующий Налоговый кодекс не изменится.

Однако дилерские компании будут также предлагать специальные льготные программы, предусматривающие более низкие проценты, например, на подержанные автомобили, и повышать качество сервиса в структуре продаж для удовлетворения растущих потребностей клиентов.

С той же темой для разговора мы обратились к представителям банковских структур. О состоянии рынка автокредитования - наше интервью с Виталием Сергеевичем Павловским, начальником отдела развития клиентской базы ОАО "ИМПЭКСБАНК".

- Интерес к кредитным схемам в России все возрастает. Чем это можно объяснить: только ли копированием западной практики, где приобретение автомобиля в кредит уже давно стало общераспространенным явлением? Или же на российском рынке действительно есть все условия для должного развития кредитных схем, когда и дилеры, и банки, и покупатели заинтересованы в существовании этой услуги?

- Я считаю, что условия для развития кредитования на покупку автотранспорта действительно созданы. Этот вопрос можно рассматривать со стороны трех участников экономических отношений: непосредственных заемщиков, дилеров и банков.

Для покупателя потребность в кредитовании формируется под влиянием как экономических, так и психологических факторов. С одной стороны, рост парка частного автотранспорта и относительная доступность вывели автомобиль из разряда "роскоши". По разным причинам практически все категории потребителей сегодня считают автомобиль предметом первой необходимости. С другой стороны, копить на покупку автомобиля слишком долго для одних и экономически нецелесообразно для других покупателей.

С точки зрения дилеров наряду с ростом продаж также существуют очевидные преимущества продажи автомобилей в кредит. Например, имеет место увеличение объемов сервисного обслуживания, так как часто банки предъявляют дополнительные требования к качеству эксплуатации предмета залога. К этому можно добавить, что дилеры экономят на операционных издержках, а безопасность проведения сделки купли-продажи увеличивается.

Для банков из всего спектра услуг по потребительскому кредитованию автокредитование является наиболее выгодным с точки зрения окупаемости, экономической безопасности и технической реализации. Во-первых, есть ликвидный залог, чего нет, например, при кредитовании на покупку бытовой техники или при приобретении услуг. Во-вторых, сумма и срок кредита в среднем существенно меньше, чем при ипотечном кредитовании, но для окупаемости проекта уже не требуется выдавать десятки тысяч кредитов.

- С какого времени в России отмечается повышенный интерес к автокредитованию, и на какой стадии сейчас находится этот вид услуг?

- Можно говорить, что интерес к автокредитованию начал отмечаться в начале 2002 года, но тогда это были достаточно осторожные попытки. Наиболее активно банки стали развивать эту услугу в 2003 году. С этого времени большинство банков, присутствующих в данном секторе, предложило условия, доступные широкой категории потребителей. При более чем четырехкратном росте денежного объема сделок, по сравнению с прошлогодними показателями, мне кажется, можно говорить о качественном изменении рынка автокредитования. По данным сайта , объем выдаваемых ежемесячно кредитов в июне 2002 года был равен примерно 10 млн. долл., а в июне 2003 года этот показатель составлял уже 40 млн. долл. В свою очередь, объем кредитного рынка за этот же период вырос с 54 до 296 млн. долл. И хотя эти цифры несколько условны, однако они хорошо иллюстрируют общие тенденции.

Это связано как с макроэкономическими факторами, так и с внутрибанковским изменениями: накоплен большой опыт, улучшена технология выдачи кредитов. Рост клиентской статистики и кредитного портфеля, а также тесная работа банков с дилерами и страховщиками позволяют банкам предлагать кредитный продукт с уникальными для России условиями.

- Насколько, на Ваш взгляд, оптимальны сейчас показатели российской финансовой системы, чтобы обеспечить более-менее нормальные условия, как для банков, так и для покупателей?

- Для покупателей складывается очень выгодная ситуация. Ставки по кредитам снижаются быстрее, чем на рынке корпоративного кредитования. Фактические ставки при кредитовании в валюте юридических лиц за последний год снизились с 18-22% годовых до 14-18%, а по автокредитованию физических лиц с 14-16% до 9-12%, также появились программы беспроцентного кредитования, что для корпоративного рынка в принципе маловероятно.

Банки становятся более лояльными к заемщику, одновременно растет уровень сервиса. Рост экономики и стабилизация доходов населения дают возможность финансового планирования личного бюджета. Для определенной части потребителей становится более выгодным делать различные приобретения в кредит, не отвлекая собственные средства из более доходных инвестиций, например, паевых инвестиционных фондов.

Для банков складывается обратная ситуация. Основной проблемой для большинства этих финансовых институтов является недостаточность "длинных" денег, в том числе со стандартной срочностью для автокредитования. Во-первых, их просто не хватает, а во-вторых, существующие процентные ставки по депозитам почти равны рыночным ставкам по кредитам, т.е. банки вынуждены или работать себе в убыток, или находить новые схемы организации автокредитования. Другой не менее важной проблемой для банков является то, что значительная часть потенциальных потребителей имеет "серые" доходы. Банки вынуждены снижать требования по подтверждению платежеспособности заемщика, что в свою очередь ведет к увеличению кредитного риска.

- В связи с этим, какие именно мероприятия законодательного либо иного характера, которых пока нет, необходимы?

- Во-первых, следует решить вопрос об организации кредитных бюро, централизующих данные о заемщиках и кредитах и осуществляющих информационную поддержку потребительского кредитования в целом. В настоящее время банки вынуждены строить свои статистические модели только на основе собственной клиентской базы, что явно недостаточно. Во-вторых, необходимо одновременно уменьшать налоговую нагрузку на работодателей и увеличивать контроль и ответственность за уход от уплаты налогов юридическими лицами, таким образом побудить работодателей оплачивать труд работников официально. В-третьих, требуется определить государственные и экономические гарантии возвратности средств частных вкладчиков и проводить комплекс мероприятий по переносу накоплений населения в экономику государства. Например, если раньше банковские депозиты можно было рассматривать как инвестиционные активы, сегодня с учетом уменьшения доходности это больше вопрос культуры обращения частных денежных средств.

В свою очередь банкам необходимо направлять значительные средства на адаптацию зарубежных и разработку собственных технологий экспресс оценки заемщика и организации процесса выдачи кредитов.

- Будет ли, по Вашему мнению, в ближайшем будущем усиливаться конкурентная среда для банков. И что в связи с этим ждет дилеров и покупателей: более выгодные условия, иной уровень сервиса?

- Конкуренция между банками уже сегодня жесточайшая, и дальше она будет только усиливаться. Банки вынуждены искать партнерства со страховщиками, дилерами и представительствами производителей для создания конкурентного финансового продукта.
Рынок автокредитования уже прошел через этап, когда банки диктовали условия работы дилерам. И, как мне кажется, близок к завершению тот этап, когда дилеры оказывали давление на банки, побуждая их уменьшать стоимость кредита и требования к заемщикам.

Сегодня основой взаимоотношений между участниками процесса продажи автомобилей в кредит является оптимизация всех его слагаемых: кредитования, страхования, рекламы, обеспечения минимальных сроков доставки и расширение линейки комплектации автомобилей. Одного снижения ставки кредитования явно недостаточно для создания конкурентного продукта.

Банки, занимающие активную позицию на рынке автокредитования, кроме оптимизации данного банковского продукта должны разрабатывать комплексные предложения по обслуживанию дилера, в том числе корпоративное кредитование и построение технологичных схем расчетно-кассового обслуживания.

И, наконец, представляем точку зрения еще одного участника обсуждаемой темы -Виталия Дмитриевича Устинова, директора дилерского центра "АвтоГАЗ".

- Действительно, интерес к кредитным схемам в России возрастает. На мой взгляд, объясняется это финансовой стабильностью и, соответственно, снижением ставок по кредитам, которые стали приближаться к уровню, принятому в мировой практике. Банки в современных условиях ищут новые способы извлечения прибыли.

Можно сказать, что повышенным интересом автокредитование в России стало пользоваться относительно недавно - в текущем году. Вместе с тем мы можем констатировать, что пока автокредитование находится на своей начальной стадии. При дальнейшем снижении процентных ставок по кредитам развитие этого рынка будет происходить более быстрыми темпами.

Хотя автокредитование в принципе должно быть интересно всем участвующим сторонам, на наш взгляд, сейчас наибольший интерес к автокредитованию проявляют все-таки банки, конкуренция среди которых усиливается.

Что касается практического эффекта от автокредитования непосредственно в нашей организации, то при нормальных условиях, когда ставки по кредиту равны 5-6%, мы ожидаем, увеличения объема продаж до 10% - сейчас оно составляет 1-3%. В целом за счет автокредитования, как мы полагаем, можно увеличить объемы продаж до 20-40%.

Если рассматривать автокредитование как один из способов привлечения клиентов и показатель уровня сервиса, то, по нашему мнению, автокредитование сейчас используется недостаточно эффективно.

19.12.2003, Татьяна Балыкина, Автобизнес






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2018 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.