Владислав Пашко: Личный знак – сердце на открытой ладони - Автомобильный справочник





Владислав Пашко: Личный знак – сердце на открытой ладони

Окончив художественно-промышленное училище имени Строганова в Москве (ныне академия), Владислав Иванович Пашко в августе 1997 года приехал в Тольятти. Выбор специальности не был случайным. Дипломная работа включала в себя разработку проекта автомобиля повышенной проходимости на пневмокатках. Предложение устроиться на Ликинский автозавод было отвергнуто после того, как молодой художник выяснил, что автобус, который нужно было разрабатывать, войдет в серию только через 20 лет. Перспектива вазоваского производства была более привлекательной. Первым творческим опытом для В.И. Пашко на автозаводе было создание знака вазовской ладьи. Но его вариант знака не был принят. Комиссия попеняла, что автор "ушел в символику", а нужна была стилистика. Зато измененная форма нынешнего логотипа – эллипс, в центре которого все та же ладья – идея Владислава Ивановича. АО "АВТОВАЗ" объединяет достаточно много партнеров, и плавные очертания эллипса есть тот самый символ измененного производства – акционерного общества. А присутствие знакомой ладьи – подтверждение того, что заводом сохранено все, что накоплено за годы, - опыт, традиции, история, часть которой, без сомнения, люди, творившие ее вначале в образах, затем на бумаге, макетах из пластилина и, наконец, из металла.
Машину – техническое чудо – дизайнер вначале должен образно представить как продолжение себя самого, то есть “автомобиль – длинные ноги”, “автомобиль – костюм”, “автомобиль – дом” и т.д. Конечная цель определяет процесс и результат. Дизайнер автомобиля – это технический художник, который делает машине “лицо”, создает в соответствии с содержанием облик. Наверное, отчасти именно поэтому машину иногда сравнивают с женщиной – стильной, элегантной (на выход) или уютной, домашней (для семьи) и т.д.
Продолжить творческую тему в традиционной рубрике газета пригласили дизайнера НТЦ ВАЗа Владислава Ивановича Пашко, одного из создателей в составе дизайнерской группы под руководством Марка демидовцева силуэта модельного ряда автомобилей “ВАЗ-2108”, “-2109”, “-21099” и семейства “Лада-Самара”: “ВАЗ-2113”, “-2114”, “-2115”.

Интуитивный маркетинг и мода
- Модельный ряд "Лада-Самара" произвел своего рода техническую революцию в отечественном автопроме, представив потребителю, привычному к "классике" (заднеприводные), переднеприводной автомобиль. Более того, эволюционировала форма. Что на самом деле первично, а что вторично?
-Содержание и конечная цель создания, то есть ориентация на конкретного потребителя, определили форму. Это был автомобиль для молодой семьи – трехдверный "ВАЗ-2108". Расчет строился таким образом, что у родителей, сидящих впереди, не должна болеть голова о безопасности ребенка, сидящего сзади. "ВАЗ-2109" - еще более содержательная модель, потому как одинаково включает в себя аэродинамические качества спортивного автомобиля и универсального (грузового). К тому же пятидверная. Однако столь революционная концепция приживалась достаточно непросто. Подобные изменения требуют времени. Но что характерно, автолюбители восприняли и оценили новую версию гораздо быстрее, чем "наверху".
- Как вообще возникла идея поменять "ментальность" конструкции? Какова была политико-экономическая ситуация в стране к моменту создания модельного ряда "Лада-Самара"?
- В конце 70-х ни одно из таких решений не могло быть принято без одобрения правительства. Рекомендации Совета Министров СССР на этот счет были самыми общими: советский автомобиль не должен уступать иностранным аналогам. К тому времени мировая автомобильная практика уже оценила достоинства переднеприводных автомобилей. Они гораздо легче – отсутствуют тяжелый задний мост, карданный вал, более управляемы, маневренны, устойчивы. (Примерно в это же время "Москвич" произвел на свет "Иж-Комби" с необычной формой кузова). Однако многие чиновники, в том числе и в Министерстве, опасались принимать столь принципиальные решения, мотивируя тем, что переднеприводной автомобиль – это дань моде. А поскольку это понятие временное, то ВАЗу нецелесообразно браться за создание такой машины.
На заводе же понимали и другое: новая концепция потребует иных технологий, возрастут требования к качеству. Но руководству завода удалось добиться разрешения.
Двенадцать лет назад не было столь масштабных и популярных сегодня маркетинговых исследований. Но профессиональная интуиция менеджмента тогда определила стратегию развития на ближайшие 5-10 лет. В 1977 году творческая группа, в состав которой вошли я, Виктор Кряжев, руководителем ее был Марк Васильевич Демидовцев, получила техническое задание на разработку "восьмерки". Год спустя был готов пластилиновый макет.
- С момента "зарождения" до массового производства прошло всего около пяти лет. Каково участие "Порше" в создании "Лады-Самары"?
- Одномоментно над проектом работали три компании: ВАЗ, "Порше" – в качестве рецензента конструкторской разработки и одно из дочерних предприятий ФИАТа, контролирующего некоторые разделы технологии. Такое соглашение, с одной стороны, позволяло добиться качественно нового уровня, с другой, по моему мнению, несколько тормозило процесс. С точки зрения дизайна специалисты "Порше" предлагали несколько вариантов кузова, но в конце концов возвратились к первой версии, предложенной нашими конструкторами.
Таким образом, я бы оценил участие "Порше" в разработке "восьмерки" так: двигатель – вот главное звено, где их помощь была значительной. Что касается "ВАЗ-2109" и "ВАЗ-21099" – это полностью наша разработка.
От "чемодана" до "зубила"
- Водители окрестили детище завода 80-х "зубило", имея в виду внешнее сходство машины с этим инструментом. Не обидно ли слышать такую народную оценку дизайнеру?
- "ВАЗ-1101" называли "чемоданом". В этих прозвищах есть нечто примечательное. Значит, замечают, значит, не безразличны потребителю тенденции изменений стиля. У нас были попытки создать более спокойную форму, менее жесткую. Но угол наклона стекол, передняя панель, фары придали кузову более выраженные очертания, трапецевидные. При создании этого автомобиля использовались новые материалы для экстерьера и интерьера, в частности новый тип стали. Полиуретан для бампера нам "сосватали" фиатовцы и, как потом выяснилось, избавились от черной пластмассы, которая не утилизируется. Вместо легкого, пластичного бампера получился жесткий. Соответственно, изменились конструкция и форма деталей автомобиля, а на кузове остались следы этих изменений, хотя для массового потребителя они незаметны.
- Сейчас появляются новые рестайлинговые (изменение стиля) версии модельного ряда "Лада-Самара", "ВАЗ-2113", "-2114", "-2115". Возможна ли была эта доработка тогда, 20 лет назад?
- Нет, творить приходилось в четко регламентированных политико-экономических условиях. Сейчас новые версии этих моделей сделали автомобиль более тактичным.
- Какой автомобиль предпочитаете вы лично? Что имеет большее значение: комфорт, эстетика или технические параметры?
- У меня "ВАЗ-2109". Я считаю автомобиль наиболее универсальным. Он и молодежный, и практичный (для семьи, для дачников). Просторный салон, в нем нет чувства задавленности, объемный багажник. Он динамичен, эффективен и внешне достаточно привлекателен. А вообще люблю функциональные вещи: если переезжать, к примеру, то чтобы мебель подходила для комнат в новой квартире. То есть никаких угловых полочек, предназначенных именно для этого угла и только...
Символ летящего "сейчас"
Профессия, безусловно, определяет характер, образ жизни и даже образ мысли. Владислав Иванович – философ, впрочем, наверное, как и все художественные натуры. Для него жизнь – это не "вчера" и не столько "завтра", сколько летящее "сейчас". Важен процесс. Процесс создания. Сегодня он работает над образом автомобиля под кодовым названием "21 ХХ". Каким он будет, определит время, потребитель обозначит его характеристики. А дальше – полет фантазии. А откуда черпать вдохновение? Только извне, один из источников – увлечение графикой. Персональные выставки Владислава Ивановича видели не только в Тольятти, но и в Самаре, Казани, Москве, Париже.
"Не стремитесь к совершенству, вы все равно его не достигните", - говорил Сальвадор Дали. Но как бы вопреки сказанному каждый художник стремится достичь в своем творчестве той вершины, от которой, собственно, и начинается его авторское совершенство.
Есть еще одно направление, которым дорожит один из идеологов вазовской "восьмерки", - создание графических знаков для личных библиотек – экслибрисов, нечто вроде личных знаков. Их создано около ста. Кстати, символика таких крупных предприятий, как мясокомбинат "Тольяттинский", агропромышленный комплекс "Лада", СТО "Восточное кольцо" и другие, - тоже творческие произведения Владислава Ивановича.
Мы есть то, что думаем. И удивительное дело – истинный художник интуитивно чувствует внутренний символ человека, его духовный стиль. И затем графический образ вашего "я" переносит на бумагу. Есть у Владислава Ивановича и свой личный знак – сердце на открытой ладони и веточка лавра, символизирующие простоту и открытость, душевность и преданность, обновление и продолжение жизни.

Елена Славина
"Ведущие колеса"






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.