Усилия по созданию современного автомобиля должны быть объединены - Автомобильный справочник





Усилия по созданию современного автомобиля должны быть объединены

Для большинства промышленно развитых стан мира уже давно не является секретом тот факт, что для поддержания конкурентоспособности автомобильной промышленности, совершенствования надежности, качества, безопасности автомобилей необходимо обязательное участие трех сторон – промышленности, науки и государства. Причем, усилия всех участников должны быть объединенными и скоординированными, а не автономными и разрозненными.
Завершившийся ХХ век со всей очевидностью показал, что человеческая деятельность достигла такого глобального масштаба, что запасы экологической прочности нашей родной планеты оказались не безграничны, а последствия экологических катастроф, причиной которых явился человек и плоды его усилий, могут быть необратимыми. Возникло понимание того, что двигатели внутреннего сгорания, автомобили и автомобильная промышленность в целом имеют не только локальный экологический эффект в пределах небольшой территории, но и эффект глобального воздействия на природу с очень значительными последствиями. Выбросы соединений серы и азота оказывают влияние на озера, реки, леса не только рядом, но и на значительных расстояниях, а также на другие страны. Индустриальные химикаты попадают и аккумулируются в почве, растениях, рыбе, наземных животных. Антропогенно обусловленные парниковые газы, приводящие к потеплению климата, и вещества, влияющие на озоновый слой Земли, приводят к глобальному эффекту воздействия на планету в целом и ощутимы для населения каждой страны.
В начале 21 века проблема охраны окружающей среды стала для общества одной из самых важных, во всем мире возросло внимание общественности к различным экологическим проблемам. Мировой парк легковых автомобилей достигает почти 600 миллионов единиц. Ежегодно с конвейеров автомобилестроительных фирм мира сходят десятки миллионов новых автомобилей. Почти столько же автомобилей ежегодно завершают свой срок эксплуатации, поступая на вторичную переработку, а также пополняя свалки значительным количеством непереработанных отходов. Человеческое население Земли уже превышает 6 миллиардов и увеличивается на 6 млн. человек ежемесячно. По прогнозам, через 25 лет население на планете будет составлять более 8 миллиардов. Однако скорость роста числа автомобилей на планете в 2 раза выше скорости роста населения, и к 2050 году ожидается, что автомобилей будет более 1,5 миллиарда штук. Уже сейчас автомобильный транспорт потребляет половину всей добываемой в мире нефти и выбрасывают в атмосферу около четверти всей антопогенно обусловленной эмиссии СО2.
Поэтому неслучайно, что специальные правительственные органы многих промышленно развитых стран проводят всестороннее изучение экологических и других проблем и формулируют систему норм, ограничений, требований и стимулов к производителям и потребителям продукции. Это делается с целью минимизации негативного воздействия на природу на протяжении полного жизненного цикла товара, включая все процессы его производства, распространения, потребления и завершающей утилизации.
Обеспокоенность мирового сообщества, правительств многих государств темпами технического развития цивилизации отразилась в ряде международных, европейских и национальных документов по обеспечению экологической безопасности и защите окружающей природной среды.
За прошедшие 100 лет в США было принято около 50 различных законов, касающихся защиты окружающей среды. Более 2/3 из них приняты за последние 25 лет. Такая тенденция осознания ограниченной способности природы восстанавливаться после широкомасштабных и все усиливающихся антропогенных воздействий на нее и формулирования вполне конкретных мероприятий, постановлений и добровольных соглашений, стала давать положительные результаты.
По данным специалистов США с момента подписания первого Акта о чистоте воздуха в 1970 году эмиссия основных вредных веществ двигателями автомобилей (СО, CH, NOx) была сокращена более, чем на 96%, то есть более 25 раз. Очень важными были шаги по исключению свинца из топлива. Объединенные усилия защитников-экологов всех стран привели к принятию ряда международных соглашений. Монреальский Протокол 1987 г. заложил основы сокращения эмиссии фреонов, разрушающих озоновый слой планеты. В 1992 году в Рио-де-Жанейро были определены принципы защиты окружающей среды для целей устойчивого развития. В 1997 г. в г. Киото на конференции ООН были определены порядок, последовательность и обязательства снижения выбросов парниковых газов для всех стран мира, зафиксированные в итоговом Киотском Протоколе.
Грамотное и эффективное взаимодействие триумвирата – промышленности, науки и государства – приводит к значительным результатам, которые, в конечном итоге, оказываются полезными всем жителям Земли. Так, например, разработка и производство более совершенных двигателей, в первую очередь, с непосредственным впрыском топлива и электронной системой управления рабочими процессами, более эффективных нейтрализаторов позволяют существенно сократить эмиссию в атмосферу вредных веществ. А применение налоговых льгот и штрафных санкций со стороны государственных органов дополнительно стимулирует приобретение покупателем автомобилей с низкой токсичностью и малым расходом топлива.
В Германии владельцы автомобилей, удовлетворяющих нормы Евро-4, получают налоговые скидки в размере 600 DM для бензиновых двигателей и 1200 DM для дизельных. Дополнительные налоговые скидки в размере 1000 DM получают владельцы автомобилей (как с дизельными, так и с бензиновыми двигателями), имеющих средние выбросы СО2 не более 90 г/км, что примерно соответствует среднему расходу топлива в 3 л/100 км пути. До недавнего времени, пока еще в Европе не были введены нормы токсичности Евро-3, их выполнение автомобилями в Германии также стимулировалось для их владельцев.
Путем, ведущим к совершенствованию качества, надежности, безопасности, конкурентоспособности выпускаемых им легковых автомобилей, идет и АО АВТОВАЗ. Причем дорога в прогрессивное будущее часто оказывается просто еще не востребованной ни отечественным потребителем, ни российским законодательством. Да и развитие, эффективность и отдача современной отечественной науки при вполне понятных трудностях с финансированием – оставляют желать лучшего. Многочисленные прогрессивные решения, реализованные в новых автомобилях ВАЗ и потребовавшие значительных организационных, трудовых и финансовых ресурсов, были сделаны, глядя или вперед в будущее, или на Запад, с их продвинутой системой нормативных законов и требований.
С середины 80-х годов на ВАЗе начались работы по выполнению нормативных требований по токсичности США-83, а с начала 90-х стали вестись работы по удовлетворению норм Евро-1 и Евро-2. Для их выполнения в АО АВТОВАЗ была принята стратегия снижения выброса токсичных компонентов за счет применения распределенного по цилиндрам электронного впрыска топлива, трех-компонентного каталитического нейтрализатора и кислородного датчика. Производство деталей и узлов системы впрыска было организовано и начато на предприятиях России.
Разработка и применение для некоторых моделей автомобилей ВАЗ электронных систем управления двигателем, систем снижения токсичности и, в первую очередь, каталитических нейтрализаторов, содержащих платину и родий, - позволили обеспечить оптимальные режимы работы двигателей и протекания окислительных и восстановительных процессов преобразования токсичных компонентов отработавших газов. Проведенные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и доводочные работы позволили выполнить существующие международные нормы по токсичности и обеспечить в будущем удовлетворение новых перспективных требований.
В 2000 г. в АО АВТОВАЗ была завершена разработка, доводка конструкции и проведены омологационные испытания на французской фирме ЮТАК четырех моделей автомобилей, соответствующих новым требованиям Евро-3 по токсичности: переднеприводных: ВАЗ-21093 и ВАЗ-21102 (с 8-и клапанным двигателем объемом 1500 см3), ВАЗ-21103 (16-и клапанный двигатель объемом 1500 см3) и полноприводного ВАЗ-21214 (8-и клапанный двигатель объемом 1700 см3). Успешные омологационные испытания для ВАЗ-21093 означали, фактически, положительную сертификацию под нормы Евро-3 также и моделей ВАЗ-21083 и ВАЗ-21099. А среди семейства "десятки" сертификацию под нормы Евро-3 получили также модели ВАЗ-2111, 2112, 21122, 21113.
Достаточно успешными можно охарактеризовать проводимые в научно-техническом центре АО АВТОВАЗ работы по повышению жесткости и прочности кузова автомобилей ВАЗ, применению электроусилителей руля, подушек безопасности, систем АБС, что существенно влияет на безопасность автомобиля и эффективность поведения автомобильных систем в аварийных ситуациях. Значительное внимание уделяется и экологической безопасности новых моделей автомобилей ВАЗ. Применяются более экологически благополучные материалы и комплектующие, ограничивается и исключается содержание опасных, токсичных и вредных веществ. Конструкция автомобилей разрабатывается с учетом требований по утилизации и вторичной переработке отслуживших деталей и компонентов. Применяется прогрессивный, более эффективный для сборочно-разборочных операций, крепеж. Пластмассовые детали имеют специальную международную маркировку материала…
В АО АВТОВАЗ ведутся планомерные работы по обеспечению комплексной экологической безопасности производства на долгосрочный период и реализации системы экологического менеджмента предприятия. Запланированы и поэтапно проводятся мероприятия по повышению экологической безопасности, в том числе решения по очистке промышленных стоков, выбросов в атмосферу, утилизации отходов, созданию оборотных систем водоснабжения. Целью ставится рациональное использование природных ресурсов, внедрение ресурсосберегающих технологий, минимизация воздействия возможных вредных экологических факторов на окружающую среду.
ВАЗ никогда не прятался за провалы или полное отсутствие отечественных законов, наоборот, неоднократно призывал ужесточить требования по эмиссии и токсичности отработавших газов, качеству горюче-смазочных материалов, выступал с предложениями по законодательным нормативам для экологической безопасности автомобилей, созданию общефедеральной системы по сбору и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов.
Законы, как и правительство, которые мы заслуживаем, очень существенно влияют на автомобили и дороги, которые мы выбирает для своего пути. Государственные законы в области автомобильного транспорта должны быть не просто ограничительными или штрафными, не источниками вышибания денег с производителей, торговцев, населения. Они должны быть, в первую очередь, стимулирующими развитие в нужном направлении.
На мой взгляд, уже назрела необходимость, чтобы государство, промышленность и наука смогли обсудить и подготовить проекты новых прогрессивных законов :
    ·
  • О повышении качества выпускаемых горюче-смазочных материалов.·
  • Об установлении дифференцированного налогообложения на эксплуатацию транспортных средств в зависимости от показателей эмиссии и токсичности.·
  • О стимулировании производства, покупки и эксплуатации автомобилей, удовлетворяющих прогрессивным нормам токсичности Евро-3, 4, 5. ·
  • О стимулировании производства, покупки и эксплуатации автомобилей, имеющих низкие показатели расхода топлива и эмиссии СО2.·

Так уж сложилось, что автомобиль имеет несколько особенностей, выделяющих его среди других товаров, предлагаемых на потребительском рынке. Во-первых, автомобиль является неотъемлемой составляющей локальной среды обитания человека и оказывает значительное экологическое воздействие на человека и окружающую среду при его производстве, эксплуатации и утилизации. Кроме того, исторически сложилось, что автомобилестроение имеет важный политический статус, являясь как бы лицом государства, отражающим его научно-технические и технологические достижения. Поэтому для автомобиля, быть может, более, чем для какого-либо иного продукта массового человеческого производства, справедлива фраза, вынесенная в заголовок.
АВТОВАЗ готов к партнерству, диалогу и совместному решению всего комплекса насущных задач, стоящих перед отечественным автомобилестроением и всей транспортной системой России. Встречное слово за партнерами.

Роман Петров
Начальник исследовательской лаборатории НТЦ АО АВТОВАЗ (т.(8462) 382388 )






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.