Аквапланирование - Автомобильный справочник





Аквапланирование

Аквапланирование

Зима в этом году побаловала водителей: не было ни крутых морозов, ни снежных заносов. Проездили весь сезон по чистому асфальту. К чему будем готовиться летом?
Казалось бы, летом все хорошо: дороги чистые, видимость хорошая, не грех разогнаться, как следует! Но и летом могут возникнуть серьезные проблемы. Одна из них – мокрая дорога.

Вода хуже льда
Теоретически всем известно, что сцепление на мокрой дороге меньше, чем на сухой. Самый неприятный момент – начало дождя. Первые капли смачивают все, что находиться на поверхности дороги: пыль, крошку от резины, гудрон, следы масла. Смесь эта образует какое-то подобие смазки и снижает коэффициент сцепления порой до уровня льда.
Сильный дождь смывает все с поверхности дороги уже через 5 – 10 минут, поэтому самым опасным бывает начало дождя, особенно, если начался он неожиданно. Но успокаиваться рано – не меньшую опасность для водителя представляют лужи, образующиеся на проезжей части дороги.
При движении по луже шина продавливает воду и выводит ее из пятна контакта с дорогой через продольные и боковые канавки протектора. Но с ростом скорости сечения канавок становится недостаточно для полного отвода воды. Часть воды выталкивается вперед, образуя перед шиной водяной клин. Клин как бы подпирает шину, заставляя ее приподниматься.
На критической скорости возникает подъемная сила, подобно подъемной силе, действующей на крыло самолета. Шина приподнимается настолько, что теряет контакт с твердой поверхностью дороги и скользит по слою воды. Такое явление называют аквапланированием.
Создается ситуация, которая даже хуже, чем при движении по льду. На ледяной поверхности коэффициент сцепления очень низок – не больше 0,1. Но все же хоть какое–то сцепление шин с дорогой сохраняется. Значит, можно, очень аккуратно действуя органами управления, снизить скорость и изменить траекторию движения.
Во время аквапланирования сцепление шины с дорожной поверхностью полностью отсутствует. Автомобиль перестает реагировать на любые действия водителя. Торможение может только ухудшить ситуацию – колесо мгновенно останавливается, отвод воды через канавки прекращается и шина всплывает еще больше.

Критическая скорость
Считается, что критическая скорость появления аквапланирования находиться в пределах 80 – 100 км/ч. Но эти цифры получают при полигонных испытаниях на дороге с ровным покрытием при определенной толщине слоя воды. Такие испытания позволяют сравнивать разные шины по сопротивлению аквапланированию.
В реальной жизни скорость, при которой колесо может всплыть, в очень большой степени зависит от ровности и шероховатости дорожного покрытия, от толщины слоя воды, от конструкции протектора шины, величины его износа, давления в шине.
Всплытие всех четырех колес бывает крайне редко – для этого нужно на очень большой скорости въехать в глубокую лужу. Обычно передние колеса как бы разбрасывают воду, а задние катятся по их колее.
Наиболее опасен слой воды на ровных участках дорог с очень гладким покрытием. Как правило, на таких участках скорость высокая и всплытие может произойти даже при толщине слоя воды в 5 – 7 мм.
В момент въезда в лужу мгновенно увеличивается сопротивление движению. Происходит резкое снижение скорости, сопровождаемое ударом. Когда автомобиль попадает в воду одним колесом, удар передается на руль в виде сильного рывка. Одновременно автомобиль начинает разворачивать.
Поскольку толщина слоя воды чаще всего не бывает одинаковой на всем протяжении лужи, разворот автомобиля возможен и при въезде в лужу двумя колесами. Уже после всплытия одно из колес может снова коснуться твердого основания, тогда как второе продолжает «плыть». В этот момент и происходит разворот.
Нередко водитель, пытаясь вывести автомобиль из заноса, поворачивает руль на большой угол. При всплывших на воде передних колесах автомобиль на поворот руля не реагирует. Но в момент выхода из лужи, когда колеса касаются твердой поверхности, автомобиль буквально «выстреливает» в сторону повернутых колес. Обычно после такого «эксперимента» автомобиль приходится вытаскивать из кювета.

Объезжайте лужи
Чтобы избежать неприятностей в дождь, нужно всегда помнить, что на мокрой поверхности сцепление колес с дорогой всегда существенно меньше, чем на сухой.
В начале дождя снижайте скорость и в течение первых 10-15 минут избегайте резких маневров и торможений.
Старайтесь не въезжать в лужи на высокой скорости. По возможности, лужу лучше объехать. Если объехать невозможно, пересекайте лужу по прямой. Избегайте проезда по луже одной стороной автомобиля.
Перед въездом в лужу приготовьтесь к возможному удару по рулю, поэтому держите руль двумя руками в положении «без десяти два» или «без четверти три», плотно фиксируя кистями обод руля.
Если уж случилось так, что автомобиль «поплыл», прежде всего, отпустите педаль газа. На заднеприводном автомобиле можно притормозить, плавно нажимая на педаль тормоза. На переднеприводном автомобиле тормозить не стоит – ведущие колеса могут мгновенно заблокироваться и заглушить двигатель. Повышенное сопротивление движению, создаваемое слоем воды, и торможение двигателем приведут к быстрому снижению скорости и прекращению аквапланирования.
В случае появления заноса автомобиля, корректируйте его короткими поворотами руля на небольшой угол и тут же возвращайте руль в положение «прямо». Это поможет избежать рывка в сторону при выезде из лужи.
При выборе скорости на мокрой дороге всегда учитывайте состояние шин – изношенная шина с канавками небольшой глубины плохо отводит воду и может всплыть на относительно небольшой скорости.
Никогда не забывайте, что под поверхностью лужи, особенно на городских улицах, может скрываться все, что угодно: глубокая яма, камень, открытый люк и т.п.
Поскольку за рулем оценить толщину слоя воды на дороге невозможно, заранее снижайте скорость перед любой лужей, возникшей на вашем пути.
После проезда по луже не забудьте «просушить» тормоза. Включите вторую или третью передачу и немного нажмите на педаль тормоза, одновременно поддерживая скорость добавкой газа. Через 2-3 минуты отпустите педаль тормоза, а затем резко затормозите. Если колодки просохли, торможение будет эффективным, можно смело ехать дальше.
Счастливого вам пути и поменьше луж на дороге!
Семь Вёрст,
№ 11, март 2009 г.








Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.