АВТОВАЗу предстоит разработать новые требования к поставщикам

НОВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ – РЕАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

В соответствии с международным стандартом ИСО-14001 по экологическому менеджменту на производителя продукции возлагается ответственность за весь ее жизненный цикл. Включая производство материалов и комплектующих, эксплуатацию изделия – и его утилизацию. В последнее время в Европе был принят ряд законодательных и нормативных документов, которые касаются производства и экспорта автомобилей в страны ЕС…

Постановление ЕС (Regulation № 1907/2006) от 18 декабря 2006 года вводит в станах ЕС поэтапно новую систему REACH (Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals) по учету химических веществ в составе продуктов и материалов. За период с 1 июня по 31 декабря 2008 года должна быть произведена предварительная регистрация применяемых веществ в составе продукции, изготавливаемой или экспортируемой на территорию ЕС, в том числе и автомобилей. Установлены поэтапные сроки, требования и процедуры проведения полной регистрации веществ с заполнением паспортов безопасности на продукцию и ее компоненты (Safety Data Sheet). Выполнение этих новых европейских требований по сбору и предоставлению полной информации на автомобили, его компоненты и материалы является сложной задачей для всех автопроизводителей, требующей значительных организационных мер и финансовых ресурсов.

ДИРЕКТИВЫ РЕГЛАМЕНТИРУЮТ
Завершившийся ХХ век со всей очевидностью показал, что за мобильность, свободу и новые качества жизни, предоставляемые человечеству наличием транспортных средств, приходится расплачиваться. Автомобильная экспансия последних десятилетий привела к целому ряду законов, нормативов и требований. Сформировалась сложная многоуровневая правовая система тестирования, сертификации и контроля автотранспортных средств (АТС). Ни один продукт массового производства не регламентируется при его разработке и производстве таким количеством правовых "вердиктов", не характеризуется таким повышенным вниманием при эксплуатации, не утилизируется с такой тщательностью, как автомобиль.

Директива 2005/64/ЕС по одобрению типа транспортных средств в части их рисайклинга и утилизации требует от производителей новых типов автомобилей с 15 декабря 2008 года предоставить:
– Перечень всех материалов состава автомобиля по определенным группам материалов.
– Расчеты коэффициентов рисайклинга и утилизации автомобиля по методике международного стандарта ISO-22628, подтверждающие выполнение норматива вторичной переработки 85% и норматива утилизации 95%.
– Подтверждение выполнения требований Директивы 2000/53/ЕС по ограничению в автомобиле тяжелых металлов: свинца, ртути, кадмия, шестивалентного хрома.
– Подтверждение выполнения решения ЕС № 2003/138 по маркировке полимерных материалов.
– Описанную стратегию проведения утилизации автомобилей для стран ЕС.
– Доказательства управления и контроля сбора необходимой информации по всей цепочке поставщиков автомобильных материалов и компонентов.

Эта директива является обязательной в системе единого европейского отипования транспортных средств и вносит соответствующие поправки в Директиву 70/156/ЕЭС от 6 февраля 1970 года по одобрению типа АТС. Прежде чем автомобилю будет предоставлено одобрение типа, компетентный орган должен провести предварительный аудит у изготовителя АТС. И убедиться, что изготовитель внедрил удовлетворительные технологические мероприятия и процедуры для правильного управления аспектами повторного использования, переработки и утилизации. Убедиться в наличии необходимой маркировки, ограничении содержания вредных веществ, процедуры сбора и управления всей информацией, которую производитель получает от поставщиков по всей цепочке поставок. Для продолжения продаж и регистрации новых автомобилей, одобрение типа которых было получено до 15 декабря 2008 года, необходимо в срок до 15 июля 2010 года получить новые сертификаты на соответствие Директиве 2005/64/ЕС. В противном случае в странах ЕС будет отказано в праве продаж.
Кроме того, в Европе специальными директивами и законами регламентируется исключение или ограничение применения ряда веществ, относящихся к категории опасных для здоровья или значительно воздействующих на природу, в том числе озоноразрушающих и парниковых газов. Такие ограничения распространяются на фторхлористые углеводороды (фреоны), асбест, барий, фенол, формальдегид, полибромированные и полихлорирован-ные соединения в составе полимерных материалов, лаков, эмалей, адгезивов, текстиля, обивочных и синтетических материалов, электроизделий и других компонентов автомобиля, а также в технологиях вспенивания при производстве пенополиуретана.

ДОСТУП К ДАННЫМ – ЧЕРЕЗ ГЛОБАЛЬНУЮ СЕТЬ

В последние годы среди ведущих автомобилестроительных компаний мира сформировалась тенденция установления единых критериев для обмена информацией в отношении состава применяемых материалов и веществ в автомобильных компонентах (АК).
International Materials Data System (IMDS) – международная система и база данных автомобильных компонентов и материалов была создана в 2000-м с целью объединения усилий по сбору и упорядочению информации о составе АК по всей цепочке поставщиков. В настоящее время в IMDS зарегистрировано 19 автомобилестроительных компаний и более 50 тысяч их поставщиков со всего мира.
IMDS представляет собой централизованную, WEB-ориентированную базу данных с возможностью доступа через Интернет для автопроизводителей (OEM) и их поставщиков. После регистрации в системе IMDS (на сервере: ) они получают доступ к системе. Обмен информации происходит в виде так называемых Material Data Sheet (MDS) – спецификаций данных на автомобильный компонент полуфабрикат/материал. Спецификации могут создавать как поставщики 1-го уровня, субпоставщики любого уровня, так и сами автомобилестроительные компании. MDS на АК может получаться и в результате цепочки последовательного включения данных несколькими предприятиями-субпоставщиками. По определенным правилам и стандартам системы IMDS поставщики вносят в систему всю необходимую информацию о компоненте. Также по определенным правилам вводятся данные о содержании в изделии или материале регламентированных вредных веществ из унифицированного перечня GADSL: Global Automotive Declarable Substance List (вещества повышенной опасности, на которые имеются нормативные документы и требования).
Зарегистрированный в системе поставщик АК или материала заполняет все необходимые данные на изделие прямо со своего рабочего места (компьютера), последовательно переходя от одной экранной формы (таблицы) к другой в соответствии с требованиями и процедурами IMDS. В конечном итоге каждый компонент оказывается описанным перечнем материалов, из которых состоит, при этом сумма масс материалов соответствует массе компонента.

НЮАНСЫ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИСТЕМОЙ

В режиме работы с опытными партиями изделий и на стадии одобрения поставок допускается возможность первоначального заполнения экранных форм в неполном формате. Дальнейшая информация вводится после процедуры одобрения поставки. Клиенты – пользователи IMDS могут вводить в систему спецификации для АК и материалов, редактировать их, посылать адресатам. Полученные от поставщика спецификации можно принять или отклонить, в зависимости от того, устраивает ли информация получателя. Для пользователя IMDS есть возможность выполнить анализ по выбранному компоненту и получить его состав по категориям основных материалов или отдельным материалам и веществам. Анализ позволяет быстро получить сведения о наличии в детали определенного вещества, его вес и процентное содержание, а также принадлежность вещества к списку запрещенных или ограниченных в применении.
Пользователь IMDS может выполнять поиск спецификаций по определенным критериям, которые вводятся в форме поиска. Поиск доступен среди спецификаций, которые были введены внутри данного предприятия, а также получены от его поставщиков. В системе IMDS существует и категория публичных спецификаций, которые доступны для просмотра всем пользователям системы. Спецификации, которые были введены другими предприятиями или поставщиками, недоступны для просмотра или поиска до тех пор, пока права на доступ к ним не будут открыты автором данной спецификации.
Получив необходимые спецификации (MDS) по системе IMDS, автопроизводитель в конце цепочки имеет полную информацию о каждом изделии, а в совокупности – об автомобиле.
Хотя первоначальными целями для системы IMDS были решение многочисленных экологических задач и выполнение необходимых расчетов для автомобилей, она стала с успехом использоваться в автомобилестроительных компаниях и как хороший инструмент управления системой поставок АК и взаимодействия с поставщиками. Большинство OEM-компаний сформулировали обязательные требования для всех своих поставщиков работать в системе IMDS, оформили такие решения корпоративными стандартами и декларациями, включили в процедуры разработки проектов (PDM), одобрения выбора поставщиков (РРАР) и системы контроля качества (TQM).
Членство и использование IMDS является для всех поставщиков АК и материалов бесплатным, а для автомобилестроительных компаний платным (зависит от количества использованных из системы в год спецификаций на компоненты, которые компания применяет для комплектования своих автомобилей). На территории РФ имеется уже более двух десятков поставщиков АК, которые зарегистрированы в системе IMDS.

ЕСТЬ ЛИ АЛГОРИТМ ДЛЯ АВТОВАЗА?
На переговорах по проекту 2116 со стороны фирмы Magna Steyr были сформулированы предложения по обязательному использованию системы IMDS всеми поставщиками АК для автомобилей семейства 2116, а также дополнительный пакет предложений по обеспечению экологической безопасности автомобилей данного семейства, в том числе обязательность выполнения требований системы REACH и перечня вредных веществ GADSL, в котором 94 наименования веществ и материалов.
Учитывая нарастающие требования европейских законов и директив в отношении экологической безопасности производимых и реализуемых в ЕС автомобилей и озабоченность, выражаемую импортерами ОАО "АВТОВАЗ" в отношении принятия своевременных мер по подготовке к их выполнению, а также планы руководства завода сохранить и увеличить экспорт автомобилей LADA в страны Европы, необходимо уже в ближайшее время предпринять ряд организационных шагов и мероприятий. В том числе разработать и утвердить единые корпоративные требования ОАО "АВТОВАЗ" к поставщикам автомобильных компонентов и материалов по обеспечению экологической безопасности изделий, повысить требования к объему, качеству и оперативности предоставления сопроводительной информации на поставляемые материалы и АК, разработать новые информационные системы архивирования и управления данными по автомобилям действующего производства и новых проектов.
По-видимому, ясного и окончательного ответа, каким образом ОАО "АВТОВАЗ" сможет выполнить все новые экологические требования Европы и станет ли участником глобальных систем, пока нет. Но предпринимать систематизированные шаги и целенаправленные усилия в этом направлении уже необходимо.
По материалам газеты "Волжский автостроитель"






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2018 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.