Количество поддельного бензина растет вместе с ценами - Автомобильный справочник





Количество поддельного бензина растет вместе с ценами

По данным Московской топливной ассоциации, в июне цены на бензин в столице и области вырастут на 8-12% в зависимости от марки. Уже к концу этой недели 1 литр низкооктанового бензина на автозаправках подорожает на 40 копеек (4%), а высокооктанового - на 30 копеек (2.5%). По прогнозам специалистов, топливо будет расти в цене как минимум до осени. Ситуацией пользуются дельцы, которые подделывают бензин и продают его по заниженным ценам . "Хлебнуть" паленки можно и на вполне солидной АЗС.

"В столице доля поддельного топлива еще весной не превышала 5%, теперь этот процент несколько возрос", - отмечает Григорий Сергиенко, исполнительный директор Московской топливной ассоциации. Однако, по данным оперативников, в Московской области действует не менее сотни подпольных заводов.

Недавно в подмосковном Красноармейске на территории одного из федеральных предприятий Российского агентства по боеприпасам было ликвидировано несколько установок по производству суррогатного топлива. Производители успели продать фальсифицированного Аи-95 почти на $5 млн.

По сведениям ГУБЭП МВД России, в регионах и глубинке на поддельное горючее приходится от трети до половины продаваемого на автозаправках топлива. "Самоваров" (нелегальных мини-заводиков) много на юге европейской части страны, Северном Кавказе и Дальнем Востоке. И если в Москве и области, по данным проверяющих органов, покупателей обманывают на каждой четвертой автозаправке, то по трассам и вдали от крупных населенных пунктов – на каждой восьмой из десяти.


В ГОРОДАХ ПРЕДПОЧИТАЮТ НЕДОЛИВАТЬ
Там, где АЗС контролируют, как, например, в Москве и некоторых крупных городах, работники автозаправок пользуются в основном тем, что недоливают топливо. По словам "губэповцев", этот способ, как и в давние годы, приносит операторам заправок наибольшую прибыль. Ежедневно только на одной колонке удается "сэкономить" до 2 тонн горючего, получая в среднем более $700. Недолив применяют как на АЗС с механическими колонками, так и на современных компьютеризированных станциях.

- На половине автозаправок колонки не проверяются, хотя владельцы АЗС должны это делать не реже одного раза в год, - говорит Галина Елькина, государственный инспектор Госторгинспекции Московской области. – Поэтому неизвестно, что они показывают. И трудно предъявить конкретные претензии: колонка недоливает из-за технического сбоя, или ее перенастроили.

По словам Галины Елькиной, заправщики научились подделывать микрочипы самых современных заправок, как в игровых автоматах. И доказать это Госторгинспекции практически невозможно, поскольку добраться до микрочипа и проверить его исправность могут только специалисты, которых у инспекции нет, и только с разрешения милиции при серьезных подозрениях. Недолив на современных АЗС возможен, соглашаются в нефтяных компаниях, но настройщик себе не враг - его легко вычислить. К тому же есть официальный норматив недолива - по ГОСТу 50 мл на 10 л, т.е. стакан на бак бензина.

Все большее распространение, по словам инспекторов, получает и другой, невинный с виду, но эффективный способ - неправильное оформление документов.
В товарно-транспортных накладных и паспортах качества топлива не указывается производитель. Товар левый, и качество топлива сомнительно, поскольку происхождение неизвестно, но как это доказать?

- Чаще всего топливо на АЗС поступает с нефтебаз, а не с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), - комментирует ситуацию Константин Рудяк, заместитель директора департамента переработки нефти Тюменской нефтяной компании, - это и должно отражаться в сопроводительных документах. Если АЗС продает топливо с бумагами НПЗ, и тем более какого-нибудь отдаленного региона, то скорее всего горючее будет поддельным или некачественным.


НА ТРАССАХ БЕНЗИН ГОТОВЯТ СВОИМИ СИЛАМИ

На АЗС, которые частыми проверками не тревожат (в регионах, на трассах, вдали от населенных пунктов), работники заправочного сервиса предпочитают готовить собственное топливо, доводя его до нужной кондиции всевозможными присадками. Больше всего так подделывают 95-й и 92-й марки бензина, получая их из 76-го или 80-го. Поймать за руку "химиков" тоже трудно. Эксперты Центральной лаборатории проверки АЗС, куда поступают взятые образцы, говорят, что имеющееся у них оборудование не позволяет определить, какими добавками или присадками топливо доведено до нужного октанового числа. Об этом "скажет" после нескольких часов стояния машина. В лучшем случае она не заведется, поскольку присадки выпадают в осадок. В худшем - двигатель начнет детонировать и полностью выйдет из строя. "Отечественные автомобили более приспособлены к низкокачественному топливу, - говорит мастер одного из автосервисов, - а иномарку можно "убить" сразу. Если добавки содержали железо, то в двигателе образуется токопроводящий налет, который выведет из строя электрооборудование.

Недолив, разбавление или продажа нефтепродуктов с нарушениями правил торговли присутствуют и на крупных станциях, говорят в ГУБЭПе, поскольку среди них немало джобберских (когда торговая фирма или сама АЗС покупает бренд компании, производящей бензин, и от ее имени продает топливо). Узнать, что АЗС джобберская, по внешним признакам невозможно. Транспортный инспектор рассказал "Известиям", что одна и та же фирма может продавать хороший бензин, а потом "сбросить" некондиционный. В городах, даже маленьких, ситуация лучше: горожане быстро выводят такую АЗС на чистую воду, поскольку все на ней заправляются.

В подмосковном Наро-Фоминске был задержан генеральный директор одного ООО. Его сотрудники изготавливали бензин марки Аи-92 из Аи-80, добавляя молибден. Сотрудникам милиции удалось арестовать 36 тонн такой продукции на 350 тыс.руб. ($12 300). Бензин уходил через небольшие АЗС в районах, граничащих с Московской областью. Бензин марки Аи-98, полученный с помощью присадок, продавали и на одной из джобберских заправок вблизи подмосковного горнолыжного комплекса Сорочаны, где любит отдыхать столичная элита.
Самопальщики продолжают пользоваться и тетраэтилсвинцом, при добавлении которого получается этилированный бензин. С прошлого года производить и использовать такое топливо в России запрещено, но проверяющие отлавливают и его на заправках. А у нефтеперегонных заводов есть своя "виагра", способная превратить железнодорожную цистерну прямогонного бензина (октановое число 60-64) в Аи-92. Заводы используют это средство, когда полученное технологическим путем топливо чуть не дотянуло до требуемых параметров.
Присадку, заверили в одной из компаний, вводят в микроскопических дозах - как лекарство. Но разными путями она вполне может попасть и к "предпринимателям".

По данным Российского топливного союза, на долю мелких владельцев, имеющих от одной до пяти АЗС, приходится не менее трети рынка. При этом, по данным самих же нефтедобывающих компаний, более половины прямогонного бензина НПЗ реализуют "коммерческим структурам". А у тех задача - создать необходимый сорт и быстро продукт реализовать. Естественно, по ценам ниже фирменных. Низкие по сравнению с другими цены в первую очередь свидетельствуют о сомнительном происхождении и качестве топлива, говорят специалисты.


ПРОВЕРЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БЕССИЛЬНЫ

Если послушать проверяющих, то ни одна служба контроля в стране не является эффективной и все они расписываются в собственной беспомощности.
Транспортная инспекция не может лишить АЗС лицензии - только наказать. И то, если удастся доказать вину (а это, как мы уже знаем, непросто). С физического лица полагается штраф в 20 минимальных оплат (2000 руб.), с юрлица - 200 (20 000 руб., или менее $700). Тогда как неучтенный доход одной АЗС в день может составлять в среднем $5000.

Такое наказание действует в Москве, в других субъектах ставки намного меньше. Транспортная инспекция в состоянии посещать заправку не чаще двух раз в год, и о ее визите почему-то всегда известно заранее. При этом автозаправкам разрешено заключать договоры на проверку качества бензина с коммерческими организациями (что они и делают) с условием, что такие проверки будут проводиться не чаще одного раза в квартал и с предварительным уведомлением.

За рубежом ставка в борьбе с "пиратством" на АЗС сделана именно на усиление работы инспектирующих органов, неотвратимость и суровость наказания производителей и сбытовиков за допущенные нарушения. При этом за рубежом практически все основные производители уже 40 лет имеют собственные цвета топлива, что позволяет успешно бороться с подделками. Окрашенных бензинов в России нет, хотя в свое время основные марки бензина красили даже в СССР.

Отличить суррогатный бензин возможно только при проведении лабораторного анализа, говорят специалисты. Различные экспресс-методы проведения таких оценочных исследований есть, и их проводят в оперативных целях и для собственных нужд крупные нефтекомпании, но сам анализ не является юридическим основанием для предъявления претензий владельцу заправки. Чтобы доказать вину, пробу нужно направлять в стационарную лабораторию при соблюдении всех процедур, которые словно нарочно запутаны до предела.

КАК НЕ НАРВАТЬСЯ НА ПОДДЕЛКУ
Совет специалистов - не пользоваться случайными заправками и так планировать поездку, чтобы топлива хватило до крупных АЗС. Оператор всегда должен выдавать кассовый чек, а не спрашивать, нужен он или нет. Невыдача чека или вопрос о его необходимости должны настораживать. Лучше отказаться от заправки на такой АЗС, а если заправка фирменная, то звонить с жалобой по "горячей линии". Специалисты предупреждают: особенно придирчивыми к качеству топлива следует быть владельцам супердорогих и самых современных автомобилей. Перед планированием маршрута дальнего путешествия можно проконсультироваться о заправках по одной из таких линий, они есть у всех "фирмачей". Специалисты советуют хотя бы раз в два года чистить топливный бак машины и заправляться не когда он уже почти пустой, а когда полон наполовину.

Финансовые Известия, 3.6.2004






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.