Приобретение первоначальных навыков вождения (часть 2) - Автомобильный справочник





Приобретение первоначальных навыков вождения (часть 2)

    Первые упражнения, с которых начинают обучение вождению, являются трогание с места и остановка.
Трогание автомобиля с места одна из самых сложных операций в управлении автомобилем, которая тяжело осваивается новичками и не получается даже у опытного водителя в сложных условиях или на незнакомом автомобиле, у которого иначе, например, отрегулировано сцепление. Если при трогании автомобиль дергается и глохнет, у неопытного водителя появляется полнейшая неуверенность в своих силах, боязнь лишний раз остановиться, чтобы потом вновь начать эту неприятную процедуру.  Трудность освоения операции трогания с места состоит в том, что водителю надо синхронно и плавно делать два движения: левой ногой отпускать педаль сцепления, а правой нажимать педаль акселератора. При этом действия каждой ноги надо контролировать отдельно, а тут еще появляется другой отвлекающий фактор: автомобиль трогается с места и надо рулить. Как правило, в такой сложной обстановке неопытный водитель теряется и что-то делает не так. Чаще всего забывает о ногах и бросает педаль сцепления. В результате автомобиль дергается и глохнет, а в том случае, если обороты двигателя высоки, может рвануть с места. Для того, чтобы научиться уверенно, без рывков и глушения мотора трогаться с места, важно прочувствовать, что успех при трогании с места в основном зависит от манипуляций с педалью сцепления и значительно меньше от педали газа. При аккуратном пользовании педалью сцепления синхронность действия ног не обязательна: достаточно несколько прибавить обороты двигателя и правильно отпускать педаль сцепления. Чтобы убедиться в этом, рекомендуется проделать два упражнения.
    Первое.
На площадке или безопасном участке дороги, куда вас привезли для тренировки, запустите двигатель. Вытяните на себя рукоятку троса управления воздушной заслонкой так, чтобы прогретый двигатель работал на оборотах примерно в два раза выше, чем обороты холостого хода. Снимите правую ногу с педали акселератора и поставьте на пол. Выжмите левой ногой педаль сцепления, включите первую передачу и, плавно отпуская педаль сцепления, дождитесь момента, когда автомобиль тронется с места. В этом положении прекратите отпускать педаль сцепления, подождите пока автомобиль наберет скорость и лишь после того окончательно медленно отпустите ее и снимите с педали ногу. Проехав немного вновь выжмите педаль сцепления. Автомобиль станет останавливаться и его можно быстрее остановить нажав правой ногой педаль тормоза, но по-прежнему не отпуская педали сцепления. Повторите это упражнение несколько раз. Когда оно станет уверенно получаться, немного сбросьте обороты двигателя несколько утопив рукоятку троса управления воздушной заслонкой и попробуйте трогаться на более низких оборотах двигателя.
Уже после первого упражнения становится ясно, как можно без ошибок тронуться с места, естественно, не вытаскивая трос управления воздушной заслонкой. Для этого нужно правой ногой установить повышенные обороты двигателя и зафиксировать ногу на педали акселератора, левой выжать сцепление, включить передачу и, прислушиваясь к оборотам двигателя, медленно, как уже упоминалось, в два приема отпустить педаль сцепления. Для дальнейшего совершенствования навыка проделайте упражнение следующее:
    Второе.
Суть второго упражнения заключается в том, чтобы окончательно усвоить тот факт, что плавность трогания и разгона автомобиля зависит от действий с педалью сцепления и почти не зависит от числа оборотов двигателя, т.е. двигатель может работать на высоких или низких оборотах, а также менять обороты, тем не менее автомобиль разгоняется и останавливается независимо от них. Для этого надо научиться трогаться с места с "переменным газом". Делается это так:
    Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение, заведите двигатель. Утопите трос управления воздушной заслонкой, чтобы прогретый двигатель работал на нормальных оборотах холостого хода. Поставьте правую ногу на педаль акселератора и периодически кратковременно нажимайте на нее, чтобы двигатель работал с переменными оборотами от холостого хода до повышенных с частотой изменения оборотов около 1 - 1.5 секунды. На слух при таких действиях с педалью акселератора двигатель будет периодически пофыркивать;
    Продолжая правой ногой удерживать такой переменный режим работы двигателя, выжмите левой ногой педаль сцепления, включите первую передачу и плавно отпускайте педаль сцепления в ожидании начала движения автомобиля. Как только автомобиль тронется, перестаньте отпускать педаль сцепления, дождитесь пока автомобиль наберет скорость, а затем, уже не сбрасывая обороты двигателя (правой ногой), окончательно отпустите педаль сцепления и продолжайте движение. Для остановки выжмите педали сцепления и тормоза одновременно, выключите передачу, снимите ноги с педалей, правую поставьте на пол, левую обоприте о панель левее педали на так называемую площадку отдыха. Часто новички в период разгона с переключением передач, отпуская педаль сцепления, окончательно не снимают с нее ногу. Надо как можно быстрее избавиться от этого недостатка, пока он не превратился во вредную привычку. Для этой цели надо отработать и довести до автоматизма движение стопы левой ноги, которая сразу же после отпуска педали сцепления даже на короткое время должна возвращаться на площадку отдыха.
    Освоение навыков трогания и остановки нужно продолжить на последующих занятиях, постепенно усложняя их. Например, желательно научиться уверенно трогаться с места, когда под одним или двумя колесами лежат небольшие камни.

С.С.Шопп
август 1994г.






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.