НГ: Автопром тормозит промышленность

Независимая газета. Алексей Ефимов

Российская автомобильная промышленность не только находится в состоянии стагнации, но и тянет за собой вниз всю экономику. Как заявил в понедельник замглавы Минэкономразвития Аркадий Дворкович, общий промышленный спад двух последних осенних месяцев на 0,8% вызван в том числе и двухнедельной остановкой производства на "АвтоВАЗе" и снижением производства на "ГАЗе". И вряд ли эти показатели будут лучше по итогам декабря, поскольку производство легковых автомобилей с понедельника приостановлено "на неопределенный срок" и на "ГАЗе".

Спад российской автомобильной промышленности - тревожный сигнал для всей российской экономики. Слишком много предприятий завязано на наши автогиганты, и кризис перепроизводства и сбыта на автозаводах самым непосредственным образом сказывается на смежных отраслях.

Как считает эксперт Центра развития Валерий Миронов, не следует пренебрегать этим сигналом. Складывающаяся в автопроме ситуация слишком сильно напоминает конец 1997-го - начало 1998 года, когда остановка конвейеров на заводах стала "первой ласточкой" будущего общеэкономического спада.

В основе нынешнего сокращения производства лежат те же самые причины. Прежде всего это повышение потребительских запросов и рост денежных доходов населения. Люди попросту не готовы покупать дорожающую и неконкурентоспособную отечественную продукцию. А долларовые цены на российские автомобили все растут и уже приближаются к докризисным показателям. Наконец, масла в огонь подлило и правительство, долго и упорно обсуждавшее концепцию развития национальной автомобильной промышленности и не решавшееся волевым образом ввести заградительные пошлины на ввоз подержанных иномарок. За эти долгие месяцы - и в преддверии соответствующего решения - в страну просто хлынул поток недорогих иностранных автомобилей. Пока они не распроданы, отечественных производителей будет лихорадить.

Нет изменений и в структуре российского автопрома. По-прежнему ничтожно мала доля собираемых в России иномарок. По оценкам Центра развития, в стоимостном выражении она составляет всего лишь около 1%. То есть реструктуризация национальной автомобильной промышленности слишком сильно отстает от изменений потребительского спроса. И не случайно в условиях колоссального затоваривания родными легковушками население записывается в многомесячную очередь на приобретение собираемых в России "Форд-Фокусов"...

Впрочем, на российских автозаводах, судя по всему, не видят причин для серьезного беспокойства. Более того, "АвтоВАЗ" не планирует снижать цены на свою продукцию и даже, напротив, рассматривает вопрос "некоторого повышения отпускной стоимости автомобилей". Видимо, объясняется это достаточно существенной "подушкой прочности", накопленной предприятием за минувшие благополучные годы. По крайней мере, полагает эксперт Центра развития, этих средств вполне достаточно, чтобы не только поддержать предприятие на плаву, но и начать разработку новых моделей.

Однако вряд ли это полностью обезопасит автомобильную промышленность от повторения кризисов перепроизводства. Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать привлечение иностранных инвесторов, производящих "отечественные иномарки". И обязательно - развитие собственных производств комплектующих для автомобилей. Во всяком случае, пока у России есть конкурентные преимущества в виде дешевизны электроэнергии и рабочей силы. Не хватает лишь инвестиций и технологий.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.