Россия в очереди за "Нивой"

Компания General Motors "забила" место на рынке российских внедорожников. Успех отечественного автомобилестроения или ошибка американцев?

Совет директоров американской компании General Motors наконец одобрил создание с тольяттинским АвтоВАЗом совместного предприятия, которое будет выпускать новые "нивы-2123" ("шевроле- нива"). Решение GM, видимо, далось с большой натугой, поскольку на принятие его потребовалось несколько лег. О том, что именно смущало американцев в этом проекте, они официально никогда не заявляли. Однако репутацию АвтоВАЗа неторопливостью принятия решения сильно подмочили: у СМИ и экспертов авторынка не вызывало сомнений, что крупная американская фирма боится "связаться" с АвтоВАЗом из-за качества его автомобилей и менеджмента завода. Теперь намерения вроде бы высказаны четко, но то, что стоит за официозом, снова заставляет сомневаться в том, что СП появится.

Досье "МН"
"ВАЗ-2123". Год выпуска – 2001-й. Максимальная скорость 140 км/ч. Время разгона до скорости 100 км/ч – 17 сек. Впрысковый двигатель – 1,7 л мощностью 82 лошадиные силы. Предусмотрена также комплектация двигателями "ВАЗ-21231" объемом 1,8 л (мощность 90 л.с.) и "ВАЗ- 21233" объемом 2 л.(мощность 100 л.с.). Двигатели соответсвуют по токсичности европейским стандартам "Евро-2" и "Евро-3". Объем топливного бака - 58 л - позволяет проехать без заправки 600км. Грузоподъемность - 450 кг. Максимальный вес груза, перевозимого в багажнике на крыше, - 75 кг. Отпускная цена внедорожника - 280 тыс.руб.


Как случилось, что GM все-таки согласился на СП? На АвтоВАЗе говорят, что применили к американцам хитрый старинный ход: не дожидаясь их ответа, взяли и запустили конвейер с "нивами-2123". Дескать, мы и без вас, и без ваших инвестиций способны производить такие же по качеству автомобили. Уже через несколько дней, после того как шумно и торжественно продался первый вседорожник (кстати, красноярцу, работающему в системе компании АвтоВАЗ), американцы прилетели в Москву и подписали с главой компании Владимиром Каданниковым документ о создании СП. По словам источника "МН" на АвтоВАЗе, произошло это так стремительно, тю удивило дике самого Каданникова.
Получив согласие GM, он позвонил на завод и прикаал остановить опытно-промышленное производство, в котором и выпускаются "нивы-2123". Новые партнеры поставили условия ни с кем больше ни о чем не договариваться и не запускать производство "нив-2123" до 2002 годд когда официально заработает СП. Вот так просто, по версии АвтоВАЗА, россияне загнали могущественную американскую корпорацию в ловушку. Правда, и себя не забыли в нее загнать: в бюнес-планах завода стояло производство 2 тыс. "нив-2123" на этот год.

До создания СП теперь остается один шаг. Поскольку его предполагается сделать трехсторонним – GM, Европейский банк реконструкции и развития и АвтоВАЗ, – то теперь ожидается реакция ЕБРР. От банка зависит многое: по крайней мере обещанные в случае создания СП 40 тыс долл. инвестиций и 90 млн. долл. Кредита больше чем на 5 лет. Но европейцы тянут. Почему, уж совсем неясно. В прошлом году они участвовали в переговорах между АвтоВАЗом и GM по поводу этого СП, и ничего с тех пор принципиально не изменилось.

Досье "МН"
Стоимость совместного проекта производства "ВАЗ 2123! - 300 млн.долл. General Motors собирается вложить в СП 100 млн.(деньгами и оборудованием), АвтоВАЗ - 100 млн.долл. (землей, зданиями и инженерной концепцией нового автомобиля), ЕБРР - 40 млн.(деньгами) и 90 млн. (в виде кредита). Акции распределяются так: 41,5 проц. - GM, 41,5 проц.- АвтоВАЗ, 17 проц. ЕБРР. СП сможет в год выпускать примерно 90 тыс.автомобилей, чтобы 20-25 тыс. экспортировать, а остальное продавать в России.


По словам пресс-секретаря ЕБРР Ричарда Уоллиса, для банка очень важно, что окончательное решение наконец принял совет дирекгоров GM, причем "не частичный, европейский, а сама штаб-квартира в СБИВ. Важно для банка, как считзл г-н Уоллис, и то, что деньги в случае чего "придется одолжить не

АвтоВАЗу, а СП, и это большая разница". Так что больше "за", чем "против", тем не менее ЕБРР не дает ответа – обещает, правда определиться на одном из ближайших советов директоров банка.
АвтоВАЗ, преуспев по его мнению, в сделке с GM, хочет и ЕБРР подтолкнуть к решению тем же способом. Остановив конвейер, как и просили джеэмовцы, тольяттинские бизнесмены вновь его запустили чуть-чуть погодя.
Видимо, теперь Европейский банк должен понять, что без него смогут производить "нивы-2123" так же успешно, как это еще за несколько дней до того планировалось делать без GM. "Прилетит" ли после этого ЕБРР в Москву с готовым решением?

Пока же заводские сообщения о продажах идут самые радужные. На Интернет-сайте АвтоВАЗа (на самом деле имеется в виду сайт - прим. ИА Ladaonline) "висит" такой текст: "Клиенты обзванивают все возможные "точки продаж", сами дилеры "терзают" руководство ОПП ВАЗа побыстрее заключить договоры на будущие поставки 23 "нив". Вся первая партия была продана в начале февраля практически "по блату" по ценам около 10 000 долл., а в дальнейшем "рынок начал диктовать свои условия".

Неудовлетворенный спрос заставил автобизнесменов строить продажи по принципу аукциона – кто больше даст. Пракгически вот такими словами встречают на фирмах, где еще стоят в наличии по одной "новой красавице": "Нам уже предлагают за нее 340 тысяч рублей – если предложите больше, приезжайте, покупайте". Конец цитаты. Быть может, General Motors смущает как раз этот пафос? Кто поверит, что российские "нивы" (заметьте, пока даже без американских комплектующих, поскольку СП еще не существует), сбиваясь с ног, покупает вся Россия и отдает за них любые деньги, только бы "оторвать"? Тем более что их пока выпущено, по официальным данным, чуть больше десятка? Рассказ на сайте достоин миллионных тиражей. Может, из-за такой хитроватой манеры вести и обставлять бизнес, GM побаивается компанию АвтоВАЗ?
Судя по всему, над тем же теперь размышляет и ЕБРР.

Президент американской торговой палаты Эндрю Соммерс прокомментировал недавно намерение GM поучаствовать в СП с АвтоВАЗом как "демонстрацию готовности американцев сотрудничать с Россией". Понятно, что г-н Соммерс не собирался сделать из своей фразы каламбур, а был совершенно искренен. Но, похоже, из заявления о создании СП, и правда может получиться "демонстрация готвности".

Евгения Квитко,
"Московские новости", №8, 20-26 февраля 2001г.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.