AUDI A4: Идеальный «автомат»?

За что не любят «автоматы»? Чаще всего среди причин называют запаздывания при переключениях, потерю динамики, повышение расхода топлива. Но оказывается, есть «автомат», практически лишенный всех этих недостатков, – это Multitronic от Audi. Так ли он хорош, как обещают TTX, мы проверили за рулем A4 2.0 Multitronic.

С момента дебюта «четверки» прошло уже 3 года, но она по-прежнему выглядит в духе времени, а в чем-то даже авангардно. Кроме того, сильное сходство с «шестеркой» и «восьмеркой» придает ей солидности. Глядишь, кто-то и примет компактный седан за более дорогой автомобиль.

Привычка – вторая натура

Распознать, что в машине установлена не классическая АКПП, а Multitronic, не так-то просто. Селектор управления практически идентичен рычагу «автомата». Единственное отличие – на его шкале возле стандартных появилось положение «S». Не чувствуется разницы и в режиме работы КПП.

От машины с вариатором ожидаешь нудного жужжания мотора на одной ноте и скучного, «троллейбусного» разгона. К счастью, инженеры Audi учли недостатки работы предыдущих поколений вариаторов. Теперь коробка имитирует поведение классического гидротрансформатора, но при этом лишена всех его «слабых сторон».

При плавном разгоне мотор раскручивается до средних оборотов. На какое-то мгновение он «зависает», и обороты падают на тысячу вниз. И так до шестой передачи. Полная иллюзия разгона с «автоматом», плавно переключающимся со ступени на ступень.

Молниеносные реакции

Машина очень быстро реагирует на нажатие акселератора. Еще не дожал педаль, а коробка уже переходит на пониженную. Даже вручную вряд ли успеешь переключиться быстрее. Более того – потенциальная скорость срабатывания вариатора так высока, что разработчикам пришлось искусственно снизить ее до темпа набора оборотов мотором. Вот так-то!

Если начинает казаться, что машина слишком рано переходит на следующую ступень и не очень охотно тормозит двигателем, значит, пора переводить рычаг КПП в положение S (Sport). В таком режиме коробка позволяет мотору раскручиваться до красной зоны тахометра, которая начинается с 6,5 тысячи об/мин. При этом даже в ровном темпе движения силовой агрегат постоянно держится в зоне средних и высоких оборотов – от 3 до 5 тысяч. Ведь именно на этот интервал приходится пик крутящего момента. При интенсивном разгоне в режиме кик-даун «автомат» способен перескочить не на привычные две, а сразу на три ступени вниз.

Для тех же, кому и этого покажется маловато, есть режим ручного выбора передач. Чтобы задействовать его, нужно лишь перевести селектор в короткую прорезь, расположенную справа от основной шкалы.

Но откуда же в вариаторе ступени? Все очень просто: бесконечное множество комбинаций передаточных чисел вариатора поделено на шесть секторов, каждому из которых соответствует запрограммированное положение шкивов. Так что выбор ступени в ручном режиме соответствует быстрому переходу шкивов к этим положениям.

Кстати, в ручном режиме выбора передачи все же успеваешь заметить тот небольшой интервал времени, который проходит между движением рычага и отзывом машины. Особенно если переключаешься сразу на несколько ступеней.

Влияние на устойчивость

Для машин с коробкой Multitronic предусмотрена такая опция как управление переключением передач кнопками на рулевом колесе. Но за мультифункциональный руль придется доплатить 726 евро. А есть ли смысл? Когда я ездил на машине с 3,0-литровым мотором, эта опция казалась очень уместной. Спортивный драйв в скоростных виражах, когда отрывать руки от руля – значит терять часть контроля над автомобилем, делает ее даже необходимой. Но, во-первых, оптимальные характеристики вариатора проявляются лишь при полностью автоматическом режиме. А во-вторых – для спокойного семейного седана, которым несомненно является Audi A4 2.0 Multitronic, это, на мой взгляд, просто излишне. Сто тридцать «лошадей», высокая резина и мягкая комфортная подвеска не очень-то сочетаются с агрессивным стилем вождения.

Но все же возможность вручную управлять коробкой передач временами оказывается весьма полезной. Например, есть смысл активно использовать ее для торможения двигателем при езде в горах или во время буксировки тяжелых прицепов.

Вы можете возразить: если машина не предназначена для скоростного прохождения поворотов, то непрерывный поток тяги на ведущих колесах не очень-то и важен. Но вспомните, как приходится переключать передачи при движении по гололеду. Чуть резче отпустил педаль сцепления, и ведущие колеса в лучшем случае беспомощно шлифуют скользкую дорогу, а в худшем – срываются в снос. В машине с Multitronic об этом можно забыть. При изменении передаточного числа связь между колесами и мотором не разрывается. Это обеспечивает устойчивость автомобиля, даже если переключать ступени в повороте.

До чего ж он хорош?

«Четверка» с 2,0-литровым мотором, оснащенная автоматической КПП Multitronic, придется по душе семейным людям, которые ценят плавность хода и комфорт. Кроме того, приятно осознавать, что «умная» автоматика еще и позволяет экономить топливо в городском режиме движения. Однако стоит иметь в виду, что машина с такой прогрессивной коробкой на 1190 евро дороже, чем аналог с механической КПП.

 Комплектация

Легкосплавные колесные диски R15 ABS+EBD ESP Электронная блокировка межколесного дифференциала EDS Противобуксовочная система ASR Шесть подушек безопасности Ц/з с д/у Иммобилайзер Противотуманки Электропривод, подогрев зеркал Климат-контроль Г/у руля Электропривод передних стеклоподъемников


Плавность хода Экономичность Хорошая шумоизоляция Цена
 Audi A4 Общие данные Тип кузова седан Дверей/мест 4/5 Габариты, Д/Ш/В, мм 4545/1770/1430 База, мм 2650 Колея передн./ задняя, мм 1530/1525 Клиренс, мм 140 Масса снаряж./полн., кг 1310/1860 Объем багажника, л 445/720 Объем бака, л 70 Двигатель Тип бенз. с распр. впр. Расп. и к-во цил./кл. на цил. R4/4 Объем, см. куб. 1984 Мощность, кВт (л.с.)/об/мин 96(131)/5700 Макс. кр. мом., Нм/об/мин 195/3300 Трансмиссия Тип привода передний КПП мех. 6-ст. Ходовая часть Тормоза передние/задние диск. вент./диск. Подвеска передн./задн. незав./незав. Усилитель руля гидро Шины 195/65 R15 Эксплуатационные показатели Максимальная скорость, км/ч 205 Разгон 0 – 100 км/ч, с 10,2 Расх. трасса-город, л/ км 6,2-10,9 Гарантия, лет/км 2/без огр. пробега Периодичность ТО, км 15 000 Стоимость ТО, грн. от 302,50 Цена тестируемого автомобиля 26009 евро Результат испытаний EuroNCAP 4 Цена баз. версии 24061 евро
 Как устроен Multitronic

У вариатора Multitronic есть ряд преимуществ перед привычным «автоматом» с гидротрансформатором и даже механической КПП. Эта коробка представляет собой две пары продольно разрезанных шкивов с рабочей поверхностью в форме конуса. Половинки шкивов подвижны и посажены на валах со шлицами. Шкивы связаны между собой не ремнем, а цепью, которая может передавать большой крутящий момент. Изменение передаточного числа в такой конструкции обеспечивается за счет перемещения (отдаления и сближения) половинок шкивов. При малейшем их смещении цепь начинает обкатывать шкив по другому радиусу, и передаточное число изменяется. В цепочке передачи крутящего момента нет разрыва при переходе с низшей ступени на высшую, благодаря чему не происходит заметного снижения тяги на ведущих колесах. Это, собственно, и обеспечивает вариатору преимущества перед конкурентами не только по плавности хода, но и по динамике разгона, а также активной безопасности в повороте.

Кроме этого, Multitronic позволяет вручную выбирать передачи. При этом коробка работает в режиме 6-ступенчатого автомата, но все так же с переходами между ступенями без потери тяги.

Андрей Волощенко
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит компанию «Автохаус Киев» за предоставленный на тест автомобиль

На время теста автомобиль был застрахован страховой компанией «Надра»

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.