ALFA ROMEO: Маэстро и его дети - Автомобильный справочник





ALFA ROMEO: Маэстро и его дети

13 февраля 2003 года знаменитому итальянскому дизайнерскому ателье ItalDesign-Giugiaro исполнилось 35 лет. Прекрасный возраст, знаменательная дата… И удачный повод, чтобы поговорить с Маэстро Джуджаро – о нем, его работах, видении современного дизайна и о многом другом.

«Ни один компьютер, – говорит, улыбаясь, синьор Джорджетто, – не сравнится со мной в скорости, хотя я воплощаю идею на бумаге». В доказательство этих слов Маэстро берет в руки мягкий карандаш и начинает свое волшебство. Кусочек отточенного графита дрожит в его руках, исполняя диковинный танец, напоминающий безумную пляску иголки сейсмометра. Буквально три-четыре линии – и на бумаге возникает стремительный силуэт совершенно нового, «неизвестного науке» спорткупе. «Видите? Ни один компьютер не сделает это так быстро – считая от момента включения его в сеть и до появления рисунка на принтере».

Обреченная на успех

«Работая над дизайном очередной машины, я всегда следую своим собственным принципам, даже если они и не совпадают с модными тенденциями и потребностями рынка», – продолжает Джуджаро. Конечно, человек, признанный в 1999 году лучшим автодизайнером уходящего столетия, может позволить себе такую роскошь как собственные принципы. «Нет, это не самолюбование, – усмехается Джорджетто. – Возьмите, например, Alfa Romeo Brera (положительно, Джуджаро «неровно дышит» к этой марке – прим. автора). Когда я задумывал ее, не хотел создать ретро-автомобиль, как это получилось, например, с Alfa Romeo Montreal. С другой стороны, я не собирался устраивать очередную дизайнерскую революцию, как это стало модно называть в последнее время. Я просто хотел создать современное «горячее» красное спорткупе, наполненное электроникой по последнему слову техники».

Судя по реакции посетителей прошлогоднего Женевского автосалона, где и дебютировала Brera, Маэстро справился со своей задачей. Машина, получившая такое имя (Brera – известнейший музей искусств в Милане), была изначально обречена на успех. В дизайне автомобиля непринужденно переплетаются «родовые» признаки марки и свежие идеи Джуджаро. К первым отнесем доминирующую в оформлении передка решетку радиатора, традиционно круглые фары и такие же вырезы в 20-дюймовых колесных дисках, скругленные обводы кузова. Ко вторым – большие воздухозаборники в бампере, переходящее в прозрачную крышу лобовое стекло, одинаковую по форме переднюю и заднюю оптику.

Может ли Brera претендовать на титул «совершенного автомобиля»? «Настолько, – уточняет Джорджетто, – насколько вообще возможно создать что-либо совершенное. Но лично для меня – да, Brera близка к идеалу. Особенно ее двери, выполненные в виде крыльев, – правда, многие называют эту конструкцию «гильотиной»… Я всегда мечтал создать именно такую машину».

Спорткупе как совершенство формы

«Кроме всего прочего, именно купе является наиболее близкой мне формой, – признается Джуджаро. – Купе – это типично итальянская машина, которая сочетает в себе простоту и грацию пропорций с большой мощью, действительно позволяющей состязаться с ветром. Очень важна гармония колес, колесных арок и крыльев. И, конечно же, расположение двигателя должно быть передним. Я не говорю сейчас о технических достоинствах такой конструкции; я просто подчеркиваю, что двигатель, размещенный спереди, позволяет сделать капот большим и длинным».

Говоря о длинном капоте, Маэстро проводит замысловатую на первый взгляд параллель, которая на поверку оказывается простой до гениальности. «Вспомните древность, средние века – царственные особы запрягали в свои кареты по шесть, восемь лошадей. Почему? Ведь для того, чтобы просто передвигаться, вполне хватило бы и двух… Однако поезд из восьмерки лошадей выглядел гораздо величественнее, чем пуританская двуколка. Посмотрите – разве не то же самое происходит с автомобилями?».

Вкус и безвкусица

35 лет – немалый срок. Что изменилось в мире автомобильного дизайна за это время? «Раньше конструктор был более независим в выборе формы, – считает Джуджаро. – Теперь же решение принимают целые комитеты. Что предпочтительнее в данный момент? Какая форма станет более конкурентоспособной? Основное внимание уделяется «революционным» идеям, а вот хороший вкус иногда отступает на второй план. В этом аспекте я предпочитаю быть старомодным. Мне кажется, что не стоит гнаться за оригинальностью, пренебрегая при этом чувством стиля. Ведь хороший вкус – это такая вещь, которой не научат ни в одном университете. Похожая ситуация сложилась, например, в современной музыке – она стала слишком «математичной», утратила чувства, страсть. Очень немногие люди могут создать что-то по-настоящему стильное. Но мы живем в условиях свободного рынка, и безвкусица, к сожалению, тоже пользуется спросом».

Маэстро вновь смотрит на лежащие перед ним наброски. «Хотите знать, как я работаю? Я никогда не делаю непропорциональных набросков, выпячивая на них какую-то деталь – например, крыло или оптику. Я всегда рисую машину спереди, сзади, сбоку и сверху. Получается что-то вроде современных трехмерных моделей. Если пропорции верны, автомобиль непременно получится красивым».

«Многие молодые дизайнеры поступают так: берут трехмерный макет машины и на его основе за две недели делают пять-шесть компьютерных моделей. А затем несут их шефу, даже не задумываясь о том, связаны ли эти рисунки между собой общим стилем. Я предпочитаю провести две недели, просто обдумывая дизайн будущей машины, а потом за пять минут отображаю свои мысли на бумаге».

Джорджетто Джуджаро


Бытует мнение, что дизайн-ателье занимаются исключительно разработкой фантастических концепт-каров. Мнение это ошибочно – вот лишь некоторые из «обычных» машин в «костюмах от Джуджаро».


Грани его таланта

Джорджетто Джуджаро родился 7 августа 1938 года в городке Гарессио, что в итальянской провинции Пьемонт. С самого детства было ясно, что ему уготована судьба художника – ведь и дед Джорджетто Луиджи, и его отец Марио прекрасно рисовали и даже расписывали церкви фресками. Однако наш герой выбрал другую точку приложения своих усилий – закончив Академию художеств, в 1955 году он начинает свою карьеру в Центре стиля компании Fiat. Четыре года спустя Джуджаро переходит работать к Нуччио Бертоне, а в 1965-м становится руководителем дизайн-центра Ghia. Однако мечтой Джорджетто остается собственное дизайн-ателье, которое он и открывает спустя три года, назвав ItalDesign-Giugiaro.

Практически сразу дела в ItalDesign стали складываться успешно. Уже в 1971 году фирма получила широкую известность благодаря модели Alfa Romeo Alfasud. А в 1972-м ItalDesign явил миру спортивный Lotus Esprit – одну из первых машин, выполненных в стиле folded paper («рубленая бумага»). «Рубленый» дизайн стремительно ворвался в моду, продержавшись на сцене около пятнадцати лет; его представителями являются Ford Granada, «тройка» BMW 1982 года и даже ВАЗ-2108.

С 1968 года в недрах студии ItalDesign родилось около семидесяти серийных автомобилей и десятки концепт-каров. Вот самые популярные модели в «костюмах от Giugiaro»: Volkswagen Passat (1973) и Golf (1974), Audi 80 (1978) и Lancia Delta (1979), Fiat Panda (1980) и Uno (1983), 21 (1986) и 19 (1988), Toledo (1990) и Ibiza II (1995), Daewoo Leganza (1997) и Aston Martin Twenty-Twenty (2002), Maserati Spyder (2002) и Kubang (2003). Впечатляет? А ведь это капля в море…

В последние годы, не порывая с автомобильным дизайном, Джуджаро создает проекты мотоциклов и автобусов, разрабатывает интерьеры кают маломерных судов и кабин вертолетов, успешно сотрудничает с итальянской фирмой Candy, выпускающей бытовые электроприборы, и работает в области проектирования спортивной одежды и обуви. На мировом рынке завоевали популярность выполненные по проекту Джуджаро наручные часы японской фирмы Seiko и зеркальные фотоаппараты Nippon.

Джуджаро и Альфа

Совершенно очевидно, что из всех своих творений Маэстро особенно любит те проекты, которые он создавал для Alfa Romeo. Первой работой Джуджаро, выполненной для этой фирмы, стала Alfa 2000/2600 Sprint (1960 год). Затем последовали уже упоминавшаяся Alfasud, Alfa 33 Stradale (1967) и Alfa Romeo 33/2 Iguana (1969 год), которая послужила образцом для многих последующих моделей. Отметим среди них Alfetta GTV (1974), Alfa SZ (1989), GTV (1994) и Alfa Romeo Scighera GT (1997). И, конечно же, Brera… Ну а всего за период с 1960 года для Alfa Romeo Джорджетто создал 16 различных машин.

Андреас Конрад, специально для «Автоцентра»
Фото Automedia

↑ Наверх






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.