ALFA ROMEO: Romeo с годами становится лучше

В этом году фирма Alfa Romeo отмечает 90-летний юбилей. Почти вековое существование марки – яркая страница автомобильной истории, тесно связанная с автомобилями, конструкторами, спортивными соревнованиями и двигателями, суммарные достижения которых стали технологическими и спортивными вехами ХХ столетия.

Верность традициям не превратилась в рутинное производство, потому что на Alfa Romeo никогда не рассматривали автомобиль как средство для доставки из пункта А в пункт Б, напротив, в «альфе» погружаешься в мир эмоций. Это автомобиль для эстетов, а также для тех, кому машина служит средством самовыражения и получения удовольствия от вождения.

Датой основания фирмы принято считать 24 июня 1910 года, когда одна из ведущих французских фирм того времени, «Даррак» (Darracq), разместила свой филиал по сборке легковых автомобилей в городке Портелло, что в предместье Милана. Новый завод назывался «Акционерная автомобильная фабрика Ломбардии» (Anonima Lombarda Fabbrica Automobili). Из первых букв в названии предприятия родилась марка – ALFA.

Успех марки обеспечила первая же модель – 24HP, которая отличалась высоким качеством отделки, надежностью узлов и прекрасными ходовыми качествами. Модель 24НР в 1910 году разработал талантливый инженер Джузеппе Мерози. Автомобиль комплектовался 4-цилиндровым 40-сильным двигателем объемом 4084 куб. см. Максимальная скорость превышала 100 км/ч, что тогда уже было весьма внушительной цифрой. По обычаям того времени, каждый автомобиль производился в виде шасси, на которое устанавливался заказной кузов. Более 200 выпущенных шасси комплектовались кузовами самого различного типа: от открытых двухместных до семиместных лимузинов. Последний тип был наиболее популярным и даже использовался верховным командованием во время первой мировой войны.

В 1915 завод приобрел инженер и промышленник Никола Ромео (Nicola Romeo), чем спас фирму от финансового кризиса. После первой мировой она стала называться Alfa Romeo. Во время войны фирма строила авиационные двигатели, выпускала железнодорожную технику и другую продукцию, не связанную с автомобилями.

Первый автомобиль под маркой Alfa Romeo появился в 1920 году. Это был «Torpedo 20-30HP» с 4,2-литровым двигателем. На нем 22-летний Энцо Феррари занял второе место в гонке «Тарга Флорио» (Targa Florio).

В 1923 году состоялся приход Alfa Romeo в автомобильный спорт со специально подготовленными для соревнований машинами. Участие в соревнованиях было хорошей рекламой и для обычных дорожных машин, и с этого времени марка Alfa Romeo стала ассоциироваться с мощными спортивными автомобилями. Благодаря таким гонщикам как Нуволари, Аскари, Кампари, Варзи на этих машинах было одержано множество побед. Производство спортивных автомобилей началось в конце 20-х годов с известной серии «RL», создателем которой был также Джузеппе Мерози. На пост руководителя фирменной гоночной команды был приглашен тогда еще малоизвестный Энцо Феррари.

Кризис 1929 года поставил фирму на грань разорения. В 1933 году «Итальянский институт промышленной реконструкции» (IRI) взял контроль над фирмой и заставил уйти из спорта. И хотя официально уход состоялся в 1952 году, в 30-е годы на «альфах» выступала команда Энцо Феррари, которая являлась практически независимой и уже начала строить собственные автомобили.

Но строить спортивные автомобили компания не перестала. В 1932-1933 годах болиды Alfa Romeo стали настолько совершенными, что затмили славу такой знаменитой марки, как Bugatti!

В 1937 году появилась Alfa Romeo 8С 2900, впервые заявленная для участия в гонке «Тысяча миль», с 8-цилиндровым мотором объемом 2905 куб. см, которую считали самым скоростным спортивным автомобилем 30-х годов. Его максимальная скорость достигала 200 км/ч. Всего было выпущено 30 таких машин.

После войны Alfa Romeo стала постепенно превращаться в производителя массовой продукции – в 1950 году появилась первая действительно массовая модель – 1900. Она имела мощность 90 л.с. и максимальную скорость 150 км/ч. На ней многие гонщики участвовали в соревнованиях, о машине говорили, что это «семейный автомобиль, побеждающий в гонках». Выпущено было примерно 20 тысяч 1900-х в самых различных вариантах исполнения.

Но настоящим бестселлером стала «Джульетта» (Giulietta), которая поставила фирму на второе место после Fiat. Giulietta выпускалась с кузовами ателье Pininfarina и Zagato, а первоначально разработкой кузова занималось ателье Bertone. С 1954 по 1963 годы было выпущено 131785 экземпляров – фантастический по тем временам результат, особенно если учесть, что это почти в три раза превзошло количество машин, выпущенных за все годы существования фирмы.

В 1962 году появилась «старшая сестра» Giulietta, Giulia с кузовом седан. В стандартном исполнении она комплектовалась двигателем объемом 1570 куб. см мощностью 90 л.с. На шасси «джулии» ставили всевозможные кузова кузовные ателье, и за 15 лет общий выпуск превысил миллион автомобилей.

Агрегаты и 4-цилиндровый мотор серийной Giulia послужили для создания одного из красивейших автомобилей своего времени – Alfa Romeo Montreal с кузовом от Bertone, который экспонировался в 1967 году на всемирной выставке в Монреале. В серию этот автомобиль пошел только в 1971 году с мотором V8 объемом 2593 куб. см, который разгонял машину до скорости 220 км/ч. Несмотря на выдающиеся характеристики, он не имел коммерческого успеха, так как требовал частого обслуживания и отличался невысокой надежностью. Поэтому после шести лет производства его выпуск был прекращен.

В связи с расширением производства в 1968 году был построен новый завод в местечке Помильяно д’Арко возле Неаполя. Там начали выпуск модели Alfasud, названной так из-за месторасположения завода (sud по-итальянски – юг). Модель имела очень красивый кузов, разработанный тогда еще молодым «мэтром» автомобильного дизайна Джоджетто Джуджаро. Alfasud оснащалась 4-цилиндровым двигателем, разработанным совместно с Porsche, с горизонтальным оппозитным расположением цилиндров, так называемый тип Boxer, объемом 1186 куб. см. С 1976 года выпускалось спортивное купе Alfasud Sprint. Одновременно с Alfasud появился седан Alfetta с первым в Италии дизельным двигателем.

В 70-е Италию охватили политические, социальные и экономические проблемы. Это не могло не отразиться на деятельности фирмы. Несмотря на неурядицы, Alfa Romeo не сошла с «пути технического совершенствования» – каждая новая модель была результатом активного технического поиска конструкторов фирмы.

В 1977 году фирма решила захватить сектор автомобилей среднего класса, выпустив «Gulietta-2». Кроме имени, с известной моделью она не имела ничего общего. Это был обычный семейный седан с 4-цилиндровым двигателем в 1,3-2,0 л. В 1983 году запущен в производство седан «33», который стал популярным даже на территории Украины не в последнюю очередь благодаря модификации с полным приводом, а также универсалу на полноприводном шасси. Появившаяся в 1984 году более комфортабельная Alfa 90 интересна особенностями конструкции: выдвигающийся по мере увеличения скорости передний спойлер, электронное табло панели приборов, двигатель с изменяемыми фазами газораспределения.

В 1980 году, ища партнеров за рубежом, Alfa Romeo создала совместное предприятие с японским Nissan. Новая модель называлась Arna, в ней совмещались шасси Alfasud и кузов Datsun Cheri. Кооперацию с Nissan можно отнести, скорее всего, к стратегическим промахам, и, возможно, поэтому уже в 1986 году IRI выставил акции фирмы на аукцион. Ее приобрел Fiat. Первым делом был ликвидирован проект Arna, а вскоре исчезли и романтические названия, которые сменились «сухими» цифровыми обозначениями. В честь 75-летия фирмы в 1985 году выпустили модель «75». Это был седан спортивного стиля, который по техническим характеристикам почти копировал Gulietta, но он должен был вернуть часть международного рынка в столь популярном среднем классе. Его особенностью был двигатель с двумя свечами зажигания на цилиндр.

Присоединение к Fiat стабилизировало и укрепило положение Alfa Romeo на международной арене, но в то же время автомобили не утратили индивидуальности, по-прежнему оставаясь серийной продукцией со спортивным оттенком. Ярким примером этому служит первая выпущенная после слияния модель – «164» с кузовом от Pininfarina.

Сегодня модельный ряд Alfa Romeo состоит из 4 моделей: компактный хэтчбек 147 (2000 год), седан и универсал 156 (1997 год), седан бизнес-класса 166 (1998 год), спорткупе и родстэр GTV (1996 год).

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что за 90 лет Alfa Romeo не растеряла накопленный опыт и машины этой марки сохранили спортивный задор, сочетающийся с техническими новшествами и высокими технологиями. Поклонники фирмы могут смело рассчитывать, что Alfa Romeo в будущем порадует их новыми, еще более совершенными и незаурядными автомобильными «изюминками».

Алексей Кудиненко

Дуэт лучших

Автомобили из Италии во всем мире пользуются большой популярностью. Подтверждением этому может служить и такой факт, что они не раз признавались международным журналистским жюри «Автомобилем года». Сам конкурс «Автомобиль года» был основан еще 30 лет назад голландцем Фредом ван дер Флюгом, который впоследствии стал соорганизатором рейтинга «Автомобиль тысячелетия».

В этом году дебютировала новая модель от Alfa Romeo – 147. Она создана в лучших традициях компании, что и помогло ей стать «Автомобилем 2001 года». Новинка по своему стилю близка к модели 166, в частности оформлением передней части и задних фонарей. Для нее предлагаются моторы объемом от 1,6 до 2,0 литров мощностью от 105 до 150 л.с. К тому же на нее может устанавливаться автоматическая КПП с возможностью ручного выбора передач Selespeed с механизмом переключения кнопками на рулевом колесе.

Теперь Alfa Romeo – единственная на сегодняшний день автомобильная компания, которая в производственной гамме имеет сразу два автомобиля, получивших приз этого конкурса. Ведь модель 156 в 1997 году также была названа «Автомобилем года».

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.