CADILLAC: 100 лет прогресса

Одна из старейших американских автомобильных компаний, Cadillac, в 2002 году отмечает 100-летие. За вековую историю компания внесла огромный вклад в развитие мировой автомобильной промышленности.

Будущий основатель компании Cadillac Генри Лиланд во время гражданской войны в США был механиком на военном заводе в городе Спрингфилд, а позже работал в компании BrowneSharpe специалистом по точным приборам. Переехав в Детройт, предприниматель открыл компанию Leland Faulconer по производству автомобильных двигателей и деталей подвески.

Первые модели

В 1902 году Генри Форд и совладельцы Детройтской Автомобильной Компании (ДАК) решили закрыть свое дело и попросили Лиланда определить стоимость оборудования. Лиланд сделал оценку и посоветовал продолжить производство автомобилей. В результате его пригласили на должность директора и технического консультанта созданной после реорганизации ДАК новой компании Cadillac Motor Car Company, названной в честь Антуана де ла Мота Кадиллака, основателя города Детройт. Уже через несколько месяцев, в январе 1903 г. первый Cadillac модели А появился на автомобильной выставке в Нью-Йорке.

Настоящую известность компании принесла модель D выпуска 1905 года. Оснащенный четырехцилиндровым двигателем пятиместный автомобиль имел деревянный корпус и алюминиевую обшивку.

В 1908 году три автомобиля Cadillac участвовали и победили в ежегодном соревновании Dewar Trophy, где главный приз присуждался за самые значительные технические новшества. До этого времени все детали автомобилей изготавливались индивидуально, а затем каждая подвергалась доводке шлифованием. Cadillac предложил принцип взаимозаменяемости. Три автомобиля были полностью разобраны, все их детали перемешали, после чего машины снова собрали и отправили в пятисотмильный пробег, входивший в конкурсное задание.

В целях получения экономической выгоды, а также для усиления позиций компании на рынке было принято решение войти в состав General Motors в июле 1909 года. Президент GM Вильям Дюрант попросил отца и сына Лиландов остаться и управлять компанией, как собственной.

В 1912 году автомобили Cadillac стали оснащаться электрическим стартером, так что водителям больше не приходилось заводить их вручную, вращая приводную ручку. Cadillac во второй раз выигрывает приз Dewar Trophy, на этот раз за электрическую систему освещения и зажигания.

Стиль и элегантность

В 1922 году было выпущено 12 тысяч автомобилей Cadillac. Успешными продажами компания частично была обязана новой модели Type 61, в стандартной комплектации оснащенной «дворниками» и зеркалом заднего вида. Новая эра в автомобильном дизайне «ревущих двадцатых» была связана с Харли Эрлом, основавшим в 1927 году первое художественно-дизайнерское отделение при автомобильной компании, названное General Motors Art and Colour Section.

Первой работой Эрла для Cadillac стала модель небольшого автомобиля LaSalle 1927 года, которая заняла нишу между Buick и Cadillac. В первый год выпуска LaSalle были представлены одиннадцать (!) различных по стилю кузовов на двух колесных базах, а также четыре варианта с кузовами от Fleetwood. В двухместном закрытом купе LaSalle было даже маленькое отделение, где хранились принадлежности для игры в гольф.

Технические новинки

В 1929 году Cadillac оснастили первой КПП с синхронизаторами. Теперь водителям не нужно было два раза выжимать сцепление, чтобы избежать поломки зубьев шестерен.

С началом производства в 1930 году двигателей V12 и V16 компания стала одним из лидеров автомобильной промышленности США. Самые известные модели Cadillac оснащались моторами V16. Кроме двигателя, модель 1930 года имела еще одну новинку – тормоза с вакуумным усилителем.

В 1932 году началась работа над автоматической коробкой передач, а через год на экспериментальной модели Cadillac появилась первая независимая подвеска передних колес, которую с 1934 года начали устанавливать на всех автомобилях GM.

В 1938 году 24-летний Билл Митчелл сконструировал новый Cadillac Sixty Special. Модель была лишена подножек, а кузов оборудовали тонкими центральными стойками и рамками окон с хромированным покрытием. При солидной внешности автомобиль был прост в управлении и комфортабелен.

В 1941 году Cadillac впервые представил автоматическую гидравлическую трансмиссию и систему кондиционирования.

В феврале 1942 г. компания полностью прекратила выпуск гражданских моделей, и уже через полтора месяца с конвейера завода Clark Avenue в Детройте сошел первый танк, оснащенный двумя двигателями V8 и двумя гидравлическими трансмиссиями Cadillac. В годы войны также было налажено производство платформ для гаубиц М-8, легких танков М-24 и деталей для авиационного двигателя Allison V12. В 1946 году компания вернулась к выпуску легковых автомобилей.

Аэростиль

В 1948 году у автомобилей Cadillac появились аэродинамические «плавники» на задних крыльях, позаимствованные Харли Эрлом у боевого самолета Lockheed P-38. Подобная дизайнерская находка вызвала всеобщий восторг. Доходило до того, что владельцы автосалонов выставляли автомобили задней частью в витринах и зажигали фары на всю ночь, тем самым привлекая покупателей. Аэростиль определил тенденцию развития автомобильного дизайна на целое десятилетие.

В 1949 году Cadillac выпустил новый двигатель V8 – легкий, короткоходный, с высокой степенью сжатия.

В 1952 году свое пятидесятилетие компания отметила выпуском моделей «золотой серии». Технической новинкой этого года стало рулевое управление с усилителем.

В 1953 году появилась модель Eldorado – первый со времен войны полностью новый автомобиль высшего класса, впервые оснащенный панорамным ветровым стеклом и характерными фарами с «козырьками». Среди других отличий были съемная металлическая крыша, кожаная обивка салона, хромированные колеса с декоративными спицами, оригинальный дизайн кузова и самонастраивающееся радио. Eldorado стоил 7750 долларов – большие деньги по тем временам.

В 1954 году появился новый бампер с характерными «клыками». Тогда же началось производство сидений с электрической регулировкой по четырем направлениям.

Модель 1957 года Eldorado Brougham стала олицетворением стиля Cadillac. Автомобиль отличался характерными сдвоенными фарами и отсутствием центральной стойки. В стандартную комплектацию входили низкопрофильные шины, электропривод багажника, пневматическая подвеска и кондиционер. В «бардачке» покупателя ждал сюрприз – маленький флакончик духов Arpege. Полированная крыша из нержавеющей стали придавала облику Eldorado Brougham неповторимый шарм.

Автомобили Cadillac 1959 года, сконструированные Харли Эрлом, стали лучшей интерпретацией аэростиля в автомобилестроении. Они оставались предметом культового поклонения не одного поколения американцев.

Борьба за безопасность

В 60-е годы автопроизводители стали уделять большое внимание элементам безопасности, например, фарам подсветки при повороте и двухконтурной тормозной системе. В 1964 году на автомобилях Cadillac появился автоматический регулятор температуры воздуха, а через два года стали выпускать электрически обогреваемые сидения.

В 1967 году увидело свет новое поколение модели Eldorado с приводом на передние колеса. Исключительные ходовые качества обеспечивал 7,0-литровый бензиновый двигатель, который спустя два года был заменен еще более мощным 8,2-литровым V8. Появилась тормозная система Track Master, прообраз современного Traction Сontrol.

Топливный кризис

70-е годы были достаточно тяжелыми для американских автопроизводителей. Не миновала чаша сия и Cadillac. Борьба за экономию топлива вынудила компанию серьезно пересмотреть не только техническую «начинку», но и весь модельный ряд в целом. Так был снят с конвейера роскошный, но прожорливый кабриолет Eldorado Biarritz. C целью снижения содержания свинца в выхлопе автомобили Cadillac переводятся с высокооктанового бензина на низкооктановый.

Тем не менее, Cadillac остается флагманом концерна GM и постоянно совершенствует свою продукцию. В июле 1973 года был выпущен пятимиллионный Cadillac, а ежегодное производство составляло более 300 тысяч автомобилей. В следующем году на всех моделях появились подушки безопасности, а к 1975-му автомобили оснащаются каталитическими нейтрализаторами и двигателями, приспособленными для любого типа бензина. В мае 1975 года Cadillac выпустил новый Seville, более компактный и маневренный, который отличался лучшей топливной экономичностью. В стандартную комплектацию Seville входила система впрыска и электронного управления двигателем.

Новое поколение модели Eldorado дебютировало в 1979 году. Автомобиль получил передний привод, независимую подвеску всех четырех колес и двигатель V8 c электронным впрыском топлива. Несмотря на то, что Eldorado был короче других моделей, он имел просторный салон и вместительный багажник.

На подъеме

Стабилизация экономики Америки в 80-х годах привела к росту продаж дорогих автомобилей. Обновленный Seville 1980 года был впервые создан на одной платформе с Eldorado.

В 1984 году компания возобновила производство кабриолетов Eldorado Biarritz.

Двухдверный Allante 1987 года стал уникальным в истории марки. Его кузов был разработан и произведен итальянской фирмой Pininfarina. Затем корпуса на специально подготовленных самолетах Boeing 747 перевозили в Детройт для окончательной сборки. Эта сборочная линия в 5310 км была самой длинной в мире. В Allante впервые были применены многие технические новшества, включая систему Traction Сontrol и двигатель Northstar.

В 1989 году стараниями дизайнеров и стилистов компании увидела свет изящная модель Fleetwood. Небольшое сходство задних крыльев с плавниками, длинная низкая линия защитных молдингов завершались агрессивной решеткой радиатора со знаменитой эмблемой Cadillac.

Суперновая история

90-е годы ознаменовались использованием для всех моделей Cadillac двигателя Northstar, технические характеристики которого постоянно совершенствовались.

В 1997 году на моделях Seville STS, Eldorado Touring Coupe и DeVille Concours появилась эксклюзивная система стабилизации StabiliTrack. Подверглась рестайлингу модель DeVille, а также появилась ее новая модификация – d’Elegance. Во всех версиях DeVille уже были боковые подушки безопасности. В том же 1997 году на американском рынке под именем Cadillac Catera дебютировала европейская модель Opel Omega.

В последние годы Cadillac успешно осваивает рынки люксовых внедорожников и стремительных суперкаров. А новая концепция ArtScience, которая уже нашла воплощение в серийных моделях CTS и XLR, демонстрирует новые горизонты развития компании.

Сергей Иванов
Фото General Motors

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.