Приэльбрусье: крутые маршруты

Кабардино-Балкарию и один из самых ее удивительных уголков – Приэльбрусье –  по праву называют природной жемчужиной. А минивэн служит идеальным транспортным средством для семейного ознакомления с неповторимыми пейзажами этого поистине сказочного места.

Если активный отдых для вас – состояние души, а времяпрепровождение на пляже не вяжется с вашим представлением о семейном отпуске, стоит подумать о Приэльбрусье. Например, как о месте весеннего катания на лыжах или разнообразных пеших и даже конных маршрутах по красивым горным ландшафтам. Чудеснейший край высочайших гор и реликтовых сосен, где сияние снежных вершин осеняет цветение лугов, прорезанных белопенными реками и водопадами, отблескивающих гранями скал... Все это Приэльбрусье. Рай для альпинистов, горнолыжников и просто отдыхающих: горнолыжные трассы длиной в десятки километров разной степени сложности с большими перепадами высот, маршруты к ледникам и водопадам, природным источникам, в живописные ущелья, многие из которых не требуют специальной подготовки и снаряжения.

Самый верный и экономичный, на наш взгляд, способ добраться до этих сказочных мест – поездка на автомобиле. Даже несмотря на то что протяженность маршрута Москва – Эльбрус – Москва составляет 3500 км. Подготовку к поездке следует начать заблаговременно, предварительно выбрать отель и забронировать номер. Изучив доступные предложения, останавливаемся на «Чыран-Азау», расположенном примерно в 150 м от поляны Азау. Цена вполне приличного номера весной составляет 1530 руб./сутки, в сезон (декабрь–март), особенно в новогодние праздники, его стоимость увеличивается до 2530 руб. При выборе отеля лучше всего будет найти его «прямой» телефон, поскольку турагентства берут за свои услуги 15-20%.

Получив подтверждение по гостинице, достаточно быстро определяемся с выбором машины в пользу Volkswagen Multivan в исполнении United. Автомобиль, оснащенный 2,5-литровым турбодизелем, работающим в тандеме с 6-ступенчатым «автоматом», служит идеальным вариантом для дальней поездки с точки зрения комфорта и экономичности. Высокая посадка, широкий диапазон регулировок водительского сиденья и 3-зонный климат-контроль позволяют без усталости преодолевать большие расстояния.  Кроме того, он способен принять на борт до семи пассажиров и большое количество багажа, включая несколько комплектов горных лыж с ботинками, сумки с вещами и прочий дорожный скарб.

Если места для багажа все-таки окажется недостаточно, задний ряд сидений можно сдвинуть вперед, высвободив дополнительное пространство. Особого внимания заслуживает проявленная производителем забота о детях. Два раздельных сиденья второго ряда в считанные секунды переоборудуются в детские кресла за счет подъема подушек, а сами сиденья легко перемещаются в продольном направлении и поворачиваются. Как взрослые, так и дети находят превосходной возможность расположиться вокруг выдвижного столика, легко извлекаемого из левого борта нашего Multivan. И, конечно же, радует большое количество ниш для хранения вещей в виде выдвижных ящичков под сиденьями.

Итак, около 18 часов выезжаем на трассу «Дон» (М4), именно по этой дороге нам предстоит проехать большую часть нашего пробега. Практически на одном дыхании, без остановок и дозаправок, преодолеваем 670 км за 7 часов. Быстрее проехать этот отрезок пути до Павловска не позволили пробки в Московской области, вызванные огромным количеством машин, спешащих на загородные дачи, ремонтные работы в районе Михнево и череда мелких ДТП. В Павловске Воронежской области принимаем решение остановиться для отдыха в одном из многочисленных мотелей, расположенных как в непосредственной близости от трассы М4, так и в некотором удалении от нее. Средняя цена номера с душем составляет 1000 руб.

Следующим утром около шести, позавтракав и дозаправив топливный бак, продолжаем движение. До вечера нам предстоит проехать более 1000 км. Дорога по российским меркам вполне приличная. Лишь на выезде из Воронежской и при въезде в Ростовскую область трасса приводит в уныние обилием выбоин и ремонтными работами, где повсеместно расставлены знаки, запрещающие обгон и ограничивающие скорость движения даже в тех местах, где уложен новый асфальт. К тому же эти участки щедро усеяны засадами ДПС. Добравшись до Краснодарского края, двигаемся по трассе М29 в направлении Тихорецка, Кропоткина, далее въезжаем в Ставропольский край и следуем в сторону Невинномысска, Минеральных вод и Пятигорска.

Федеральная трасса М29 начиная с Краснодарского края впечатляет хорошим качеством дороги и невысокой загруженностью, позволяя передвигаться с высокой скоростью. Чему в равной степени способствует дизельный двигатель, оснащенный системой турбонаддува. Рядный 5-цилиндровый агрегат мощностью 131 л. с. с  крутящим моментом в 340 Нм, доступных начиная с 2000 об./мин., работает практически без вибраций и предлагает достойное сочетание темперамента и экономичности. Радует и тот факт, что даже при полной загрузке у него вполне хватает сил на крутых подъемах, и он не испытывает при этом топливной жажды. Расход топлива составил 8,5 л/100 км. При этом 6-ступенчатый «автомат» становится идеальным сочетанием с мотором, поскольку мягко и практически незаметно переключает передачи, элегантно маскируя и без того незначительные турбоямы двигателя.

С помощью круиз-контроля, входящего в штатное оснащение, на длинных прямых перегонах выставляем оптимальную скорость, не попадающую под лишение прав и крупные штрафы, так как в Краснодарском и особенно в Ставропольском крае просто огромное количество засад. Причем при замере скорости действуют сотрудники ДПС весьма ухищренными способами: это могут быть машины, стоящие на обочине без опознавательных знаков, оборудованные камерой, или камеры, закрепленные на штативе и стоящие в кустах. В любом случае через пару километров вас уже ждут с «распростертыми объятиями».

Миновав Пятигорск, тем самым преодолев большую часть нашего маршрута с незначительными финансовыми потерями в виде штрафов за нарушения ПДД, заезжаем на заправку «Лукойл», чтобы полностью заполнить бак, так как заправочные станции этой топливной компании на оставшемся отрезке пути отсутствуют. Желания заправляться на других АЗС у нас не возникает. Кроме того, местные жители настоятельно не рекомендуют заправляться дизельным топливом на других заправках. Пополнив запасы солярки, достаточно быстро добираемся до Баксана Кабардино-Балкарской республики, где уходим на трассу А158, финишную прямую, к подножию Эльбруса.

Дорога начинается с поворота в Баксанское ущелье по направлению к селу Кызбурун. Слева от дороги возвышается горный массив с одноименным названием. Следом на пути – село Заюково, самое длинное в Кабардино-Балкарии, его протяженность составляет более 10 км. Справа видна горная гряда Хара-Хора, что означает «собака и свинья», получившая такое название из-за формы своих вершин. На выезде из села установлен памятник «Скорбящий горец» – память о погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Проехав еще несколько селений, мы попадаем в Тырныауз. Город с населением чуть более 20 тыс. человек, расположенный на высоте 1300 м над уровнем моря, является административным центром Эльбрусского района. Примерно в 20 км от Тырныауза – село Верхний Баксан, за которым по обе стороны дороги установлены памятники первовосходителям на Эльбрус, символизирующие еще въезд в Национальный парк «Приэльбрусье».

При движении по Баксанскому ущелью от Заюково и до Верхнего Баксана следует ехать предельно осторожно. На этих участках, за исключением Тырныауза, большое количество коров. Они могут стоять на дороге, переходить ее в самых неожиданных местах. Более того, в темное время суток, когда становится прохладно, а асфальт еще теплый, некоторые животные просто ложатся на дорогу. Далее на расстоянии друг от друга в 5-7 км следуют поселки Нейтрино и Эльбрус. В нескольких километрах от поселка Эльбрус дорога проходит мимо поляны нарзанов, где на поверхность выходят несколько минеральных источников. Поднимаясь выше по Баксанскому ущелью, проезжаем селение Терскол, где буквально через 2-3 км, перед Поляной Азау, поворачиваем налево на парковку.

Около шести часов вечера добираемся до конечной точки нашего маршрута. Потрясающие виды, которыми мы любовались буквально на каждом участке дороги через Баксанское ущелье, способствуют созданию хорошего настроения. Предвкушение недели беззаботного отдыха с ежедневным катанием по склонам Эльбруса способствует избавлению от усталости, накопившейся за время поездки. На склоны Эльбруса поднимают кабинки современной канатной дороги. Стоимость дневного ски-пасса составляет 850 руб. Разовый подъем и спуск для туристов – 600 руб. Чтобы немного сэкономить, можно, не покупая билета, отдавать по 100 рублей в руки контролеру на каждой из трех пересадок при подъеме.

Первая часть канатной дороги поднимет от станции «Азау» (2350 м), расположенной на поляне Азау, до «Старого кругозора» (3000 м). Далее после пересадки – до станции «Мир» (3500 м). Помимо смотровой площадки, с которой можно часами любоваться здешними красотами, здесь расположен Музей обороны Приэльбрусья. Различных экспонатов в нем немного, но если у вас есть время, то за чисто символическую плату можно получить много полезной и интересной информации о событиях, происходивших здесь в годы Великой Отечественной войны. Неподалеку есть кафе, где можно перекусить. Еще выше до станции «Гара-Баши», второе название «Бочки» (3780 м), уже поднимает кресельная канатная дорога. Правда, работала она за время нашего пребывания всего три дня, так что приходилось подниматься от «Мира» на «ратраке». Стоимость такого удовольствия составила 300 руб. с человека. За подъем до «Приюта 11» (4200 м) просили уже 700-800 руб.

Вдоволь покатавшись и полюбовавшись местными красотами, спускаемся вниз на поляну Азау, чтобы перекусить в одном из многочисленных кафе. Достаточно плотный обед или ужин из нескольких блюд, с коньяком для стабилизации давления, обходится примерно в 500 руб. на человека. Обязательно стоит попробовать местное блюдо хычины: тонкие лепешки или, скорее, блины с разной начинкой. Если хочется разнообразия, можно съездить в кафе, расположенное в 500 м не доезжая поляны Чегет, слева от дороги. Там вы можете самостоятельно наловить форели в озере, и вам ее приготовят (цена 1000 руб./кг). Увы, но по истечении недели нашего прибывания в Приэльбрусье от завораживающих взгляд горных вершин и великолепных горнолыжных трасс, где на некоторых участках кататься можно круглый год, приходится оторваться, чтобы отправиться в обратный путь...

Текст: Алексей Парнев

Фото: Алексей Парнев







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2020 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.