Болезнь горами – Эльбрус

Интересно, что заставляет человека срываться с насиженного места и нестись, сломя голову, в дебри приключений? Я уже не первый раз мотаюсь в Кабардино-Балкарию, но все равно, попадая в Приэльбрусье, испытываю какой-то благоговейный трепет. Дома мне кажется, что я что-то упустил в прошлый раз, и эти непройденные места манят меня, как… как… я не знаю, что такое наркотики, но, кажется, выражение «как наркотик», подойдет лучше всего.

Фантастическая природа Приэльбрусья имеет наркотический эффект. Завораживающий. Гипнотический. Подбирайте какие угодно слова и метафоры, но тот, кто оказался там хоть раз, всегда будет помнить громаду скал, нависающих над дорогой, огромные равнины заснеженных полей, частокол мрачных лесов и адреналин, бешеный адреналин, которой стучит в мозгу, заставляя подниматься все выше и выше. Хотя я совсем не альпинист.

Да, в моем послужном журналистском списке есть подъем на четырехтысячник, но не могу сказать, что он мне доставил удовольствие. Само ощущение гор, величественных громад, пред которыми ощущаешь себя песчинкой, – вот, наверное, что меня привлекает. В горах очень здорово думать. Думать о сущности бытия, о тленности жизни, о скоротечности времени. Впрочем, довольно лирики, перейдем к прозе.

Приэльбрусский заповедник – центральная часть Большого Кавказа, находящегося на территории нашей страны. Эльбрус является самой высокой вершиной России и Европы, это двуглавый потухший вулкан, западная вершина которого имеет высоту 5642 м, а восточная – 5621 м. Несмотря на пугающие цифры, совершить восхождение на него не очень сложно, вполне доступно и средним альпинистам. Но эта альпинистская легкость вместе с вечными снегами на верхушке делают гору Шат (старорусское название Эльбруса, от слова «выступ, ложбина») очень привлекательной для горнолыжников. На новогодние каникулы сюда слетаются сорвиголовы со всей России, чтобы вдоволь пообщаться с собратьями, обычных туристов в эти дни тут не очень много.

Добраться до Кабарды из Москвы на машине проще простого: трасса М-4 на Ростов, далее – на Краснодар, а потом – на Пятигорск и Нальчик. Впрочем, есть варианты проезда через Ставрополь и по федеральной трассе «Кавказ» ехать совсем не обязательно, вполне можно поэкспериментировать с маршрутом.

Из Москвы несколько шоссе ведут на федеральную трассу М-4. Но тот, кто плохо знает город, будет долго плутать, прежде чем выскочит в начало этой скоростной магистрали. В этом году М-4 порадовала отремонтированным участком в Липецкой области. Пару лет назад там было сужение до полутора полос и на преодоление 10 км приходилось тратить более часа толкания в пробке. Зато теперь на выезде из Воронежской области и на въезде в Ростовскую сплошные ямы и колдобины, и всего на двух полосах. На этих участках ведутся постоянные работы, конца и края которым не видно. Из года в год, из раза в раз я наблюдаю картину, как водители ругаются с местными инспекторами ГИБДД, которые взяли на вооружение опыт новгородских коллег, когда знак «Обгон запрещен» ставится где попало и после него через пару километров таится засада, которая радостно «принимает», а потом отпускает за 500-1000 рублей. Если у вас московские номера, умножайте цифру на два.

В этот раз на дороге и в горах испытывался Hyundai Tucson 2.0 CRDi, корейский «индеец», который стабильно пользуется спросом у наших покупателей более шести лет. Появлялись его модификации только с передним приводом, менялась мощность двигателей, отделка салона, но спрос постоянно оставался отличным. И вот, наконец, мы дождались – он появился с дизельным двигателем.

Про аналогичный мотор на Santa Fe я уже писал ранее, но у Tucson он имеет особенности. Это двигатель чуть меньшего объема – 2 л, все тот же CRDi, только выдает он 112 л.с. сил и 245 Нм крутящего момента при 2000 оборотов в минуту. По сравнению с двигателем 2,2 л мотор Tucson потерял почти 40 «лошадей» и около 100 Нм крутящего момента! Конечно, немного странно видеть в современном турбодизеле объемом 2 л столь небольшие параметры силы, но вполне допускаю, что дело тут в настройках системы непосредственного впрыска Common Rail, требований Euro 4 и адаптации к российскому топливу. Впрочем, для доставки нас на Эльбрус этих «лошадей» под капотом Hyundai Tucson 2.0 CRDi оказалось вполне достаточно. По трассе автомобиль уверенно держит 160 км/ч, расход при этом не превышает 11 л.

Федеральная трасса М-4 в новогодние каникулы встретила жуткими холодами. Температура доходила до –23 оС на отдельных участках, на одной АЗС под Воронежем мне отказали в заправке, потому что дизель замерз! Каждый раз, клацая стартером, я со страхом прислушивался – заведется ли? Но страхи оказались напрасными – двигатель с легкостью переварил предложенное ему топливо, на совсем уж плохое качество которого он отзывался только недовольным гулом и понижением тяги, но уверенно ехал. Средняя скорость по трассе – 120 км/ч. Участок от Тихорецка до Невинномысска по трассе М-29 оказался покрыт сплошной ледяной коркой, на промежутке в 100 км я насчитал 8 машин в кюветах. Такое ощущение, что все дружно забыли переобуться и ныряли в обочину на замену резины.

На чистом асфальте я разогнал машину почти до «максималки» – 160 км/ч. За что чуть-чуть не поплатился правами – на подъездах к Кавминводам очень много засад ГАИ. Очень много, и вооружены они камерами и современными радарами. Будьте внимательны! За Пятигорском магистраль М-29 упирается в блок-пост – добро пожаловать в Кабардино-Балкарию! Еще чуть-чуть, и в Баксане поворот на трассу А-158 – прямая дорога на Эльбрус.

Новогодние праздники на Эльбрусе – неофициальный интернациональный слет горнолыжников и сноубордистов. Здесь можно услышать и немецкую, и французскую, и итальянскую речь. И это при том, что условия отдыха и развлечений здесь довольно далеки от европейских. Узкая дорога к поляне Азау, с которой начинается катание, усеяна старыми пансионатами и санаториями, сохранившимися еще со времен СССР. Все новые гостиницы – частные, стоимость проживания в которых, мягко говоря, удивляет. По дороге к Терсколу, поселку у подножья Царя горных духов (Джин-падишах – тюркское название горы), находятся еще несколько населенных пунктов – Нейтрийно, Эльбрус и Тегенекли. Для тех, кто на машине и не хочет отдавать больших денег за сомнительное обслуживание, вполне будет достаточно снять квартиру в одном из этих поселков. В частности, мы в компании из трех человек жили в 22,5 км от горы в Нейтрийно и платили по 700 рублей с носа, готовили и закупали продукты сами. Но расторопные местные жители за небольшую плату могут предложить свои услуги по хозяйству.

Кстати, одно из самых вкусных местных блюд – хычины с всевозможной начинкой. Это лепешки из теста, приготовленные по национальным рецептам, подаются во всех кафе. Кафешек на Эльбрусе много, цены на питание вполне умеренные даже на высоте в 3100 м. А вот с ценами на проживание в новогодние праздники что-то произошло. Если в прошлом году горнолыжные катания обошлись нам 25 тыс. рублей на двоих (вместе с расходами на дорогу), причем мы себе почти ни в чем не отказывали, то в этом году при полном расчете всех затрат выяснилось, что дешевле было бы отдохнуть в австрийских Альпах. Конечно, и на прошлый Новый год цены в Приэльбрусье поднимались, но чтоб так… Стоимость очень скромного номера, который стоил 1100 руб. за койку, возросла до 4000, а средний за 3000 руб. вдруг вырос до 7000. Еще, например, подъем на «канатке» раньше стоил 70 руб. по маятниковой дороге и 100 – на новой гондольной, теперь же дешевая маятниковая «поломалась», а работала только новенькая блестящая «гондолка». По цене в 1000 руб. за дневной скипасс (карточный пропуск). Наша компания была совсем не готова отдавать такие деньги за два-три спуска с горы, поэтому мы пользовались уловкой: 100 руб. на руки проверяющему, и поехали.

На площадку «Старый кругозор», который находится на уровне 2900 м, канатная дорога поднимает за 12 минут. Еще 12 минут потребуется, чтобы подняться к станции «Мир», которая находится на высоте в 3400 м. А вот дальше, на высоту в 3800 м к станции «Гара-Баши» вас, по идее, должна поднять канатно-кресельная дорога. Но за последнее время пребывания на Эльбрусе я ни разу не видел, чтоб она работала. Может с погодой не повезло? Вместо нее до «Гара-Баши» или «Приюта» (4100 м, станция альпинистов, оттуда начинается восхождение на вершину) предлагается проезд на ратраках – специальных многофункциональных машинах на гусеничном ходу. Цена скромная – 500 руб. Но поверьте на слово – если вы непрофессиональный лыжник, катания с «Мира» и даже со «Старого кругозора» вам хватит с головой. Со всеми поворотами и ответвлениями можно с ветерком промчаться около 6 км по крутым склонам. Кататься с «Мира» удобнее, так как там меньше народа, более широкие и пологие склоны, но и больше риска «заблудиться» – снежные поля очень обманчивы для зрительного восприятия, есть шанс заехать в ложбину, откуда придется карабкаться пешочком. Плюс еще и опасности лавин – только за время нашего пребывания там под снегом погибли три человека, одной из них оказалась 16-летняя сноубордистка из Москвы. Причем она и еще один человек погибли на самых простых горнолыжных трассах Эльбруса, откуда спускаются тысячи людей ежедневно.

Однако помимо горнолыжных испытаний нам предстояли и автомобильные. В эти дни снега на Кавказе было очень много, машину заносило по крышу через час стояния на месте, а перепады температуры от –4 до –13 оС превращали снег в непробиваемую корку со льдом. Добавьте к этому, что отбойники, окаймляющие обрывы на дороге, отсутствуют вообще, что горная дорога очень переменчива в своих свойствах – там, где буквально час назад было сухо и ровно, вдруг вылезают выпавшие камни и обледенелые ручьи, и вы поймете, насколько опасным оказывается подъем даже по асфальтированному серпантину.

С большим интересом я в первый день поднимался на поляну Азау – вскарабкается Hyundai Tucson на 2100 м или нет? Вскарабкался. Причем легкость, с которой он это сделал, поразила. На укатанной снежной колее можно было ехать только на переднем приводе, дабы не нагружать автомобиль, а вот потом, когда начиналось месиво из снега и льда, включать 4WD и можно спокойно забираться в нужное место, глядя, как буксуют рядом многие более именитые марки. Но при всем этом крайне не рекомендуется на ледяном серпантине увлекаться скоростью – на льду не удержит никакая, даже самая хорошая резина! В итоге, я сумел подняться на Hyundai Tucson 2.0 CRDi на высоту в 2300 метров. Дизель тянул ровно и не испытывал кислородного голодания, только потреблял чуть больше топлива. Расход возрос с обычных 10 л до 12-12,5. Прошлогодний рекорд BMW X3, которая взобралась на 2750 м, побит не был, но это, скорее, из-за погодных условий – постоянные сходы лавин и снежные заносы не располагали к езде по малоизученным горным дорогам.

Суммируя результаты, можно сказать, что расходы на топливо в этой поездке на неделю для трех человек составили 9 тыс. рублей, проживание – 15 тыс., еда в среднем по 500 руб. за плотный и вкусный ужин, аренда лыж и сноубордов – от 400 руб. Но сказочное впечатление от гор, великолепной природы, адреналина, моря переполнявших нас чувств нельзя оценить ничем!
 
Что посмотреть:
Обязательно проехаться по всем доступным секторам канатной дороги, заехать на Поляну Нарзанов, прокатиться в заповедник Адык-Су в Верхнем Баксане, взглянуть на ледяной водопад недалеко от поляны Азау и посетить чегетский базар.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.