В Гагарин: поехали!

Кто из нас в детстве не мечтал стать космонавтом? Будучи мальчишками, многие из нас с упоением следили за достижениями наших (да и не только наших!) космонавтов и втайне представляли себя на их месте. Завидовали Гагарину, открывшему для нас, землян, полеты в космос. Завидовали Леонову, первому космонавту, осуществившему выход в открытый космос. Завидовали Армстронгу, первому из землян, ступившему на Луну – хоть и спутник родной планеты, но все же другое тело в нашей Солнечной системе.

В наши дни уже нет той «космической гонки», которая наблюдалась между СССР и США в период с 60-х по 80-е годы XX века. Профессия космонавта сильно подрастеряла свою романтическую привлекательность, уступая место финансистам, певцам, актерам и прочим менеджерам. Однако, к счастью, мы по-прежнему помним и чтим героизм первых космонавтов, рисковавших своими жизнями, и, конечно же, до сих пор восхищаемся подвигом Юрия Гагарина.

В 2009 году Юрию Алексеевичу могло бы исполниться 75. К сожалению, он ушел из жизни в 34-летнем возрасте, и именно таким молодым он навсегда останется в памяти человечества. Не будем пересказывать его официальную биографию – старшему поколению она известна с детства, а младшее, если не знает, покопается в источниках. Расскажем лишь, как экспедиция «Авто.ру» накануне 48-й годовщины полета человека в космос посетила родину первого космонавта Земли – город Гжатск (ныне – Гагарин) и село Клушино, в котором в семье плотника и свинарки родился третий ребенок – мальчик Юра.

Для путешествия был выбран автомобиль Mazda CX-7 – достаточно комфортабельный для того, чтобы оно не было утомительным, и в то же время обладающий достаточной проходимостью, чтобы в случае необходимости не искать поблизости трезвого тракториста. Конечно, трасса М-1 и небольшой участок от нее до Гагарина опасений не вызывали. А вот от города до деревни дорога могла преподнести ряд сюрпризов, так что полный привод мог оказаться как нельзя кстати.

Путь от Москвы до Гагарина длиной около 180 км преодолели быстро и без приключений, что неудивительно, все-таки трасса М-1 – одна из лучших, если не лучшая, в России. Конечно, достаточно большой кроссовер – один из самых подходящих для автопутешествий автомобилей, и Mazda CX-7 с 2,3-литровым мотором с турбонаддувом вполне подходил для такой цели. Никаких нареканий за время путешествий (о других мы расскажем чуть позже). Единственный минус – недостаточная шумоизоляция в салоне. Впрочем, тем, кто хочет поподробнее узнать непосредственно об автомобиле, рекомендуем почитать тест-драйв Mazda CX-7 на нашем сайте.

Однако вернемся к путешествию. Вооружившись навигатором с картами «Автоспутника», мы наметили маршрут. Выезд из Москвы ранним утром прошел в «штатном режиме», но на подъезде к Гагарину мы поняли, что с погодой нам не повезло. Было ветрено, шел довольно сильный снег. И это несмотря на начало апреля. Назад пути не было, к тому же вряд ли погода могла стать серьезным препятствием. В конце концов, не на пляж же ехали.

Первое упоминание о Гжатске относится к 1719 году, когда указом Перта I небольшое селение было преобразовано в перевалочную пристань. Уже в 1776 по указу Екатерины II Гжатская слобода была преобразована в уездный город Гжатск, гербом которого стала ладья, груженная хлебом на фоне серебряного поля. Свое название город сохранял вплоть до трагической гибели Юрия Алексеевича в 1968 году. С тех пор он и носит имя первого космонавта Земли.

Приехали в Гагарин рано утром и сразу стали искать Дом космонавтов. К сожалению, никаких указателей мы не заметили. Понятно, что городок небольшой и заблудиться в нем сложно, но сделать хотя бы парочку больших, видимых издали стендов с указанием дороги к главной достопримечательности города было бы можно. И даже нужно. Тем более что центральная площадь города пестрит плакатами и транспарантами с портретом и именем Гагарина.

Конечно, всегда можно спросить дорогу у местного населения, чем мы позже и воспользовались (об этом чуть ниже), но… Итак, пощелкав затвором фотокамеры на центральной площади и обнаружив там же Казанскую церковь 1743 года с назойливыми цыганами у входа, мы решили принципиально не спрашивать дорогу к музею, а найти его самостоятельно. От площади поворачиваем направо и, медленно передвигаясь на автомобиле, крутим головы во все стороны в поисках цели. Может показаться странным, но отыскали мы промежуточную точку нашего путешествия по… автомобилю «Волга». Тому самому, на котором ездил Юрий Гагарин. Согласитесь, далеко не каждый автомобиль удостаивается чести быть помещенным в стеклянный павильон.

Так мы отыскали Мемориальный музейный комплекс Ю.А. Гагарина, состоящий из Дома космонавтов, Дома-музея родителей, Дома-музея школьных лет и… автомобиля, подаренного Гагарину в 1961 году работниками Горьковского автозавода. Кстати, «Волга» в целях безопасности стоит сейчас на опорах – был случай, когда у кого-то поднялась рука угнать этот раритет. К счастью, он был почти сразу найден. А вот единственное место в комплексе, куда нам не удалось попасть – это Дом-музей родителей (одноэтажное здание зеленого цвета), который был построен за короткий срок из стандартных блоков. В настоящее время он закрыт для посетителей из-за ремонтно-реставрационных работ. Не будем выступать гидом и пересказывать то, что мы услышали и увидели. Поверьте на слово – тут есть, на что посмотреть и что послушать. Чего только стоят стенгазеты пера Алексея Архиповича Леонова, нарисованные и подписанные собственноручно или граммофонные пластинки, помеченные юным Гагариным!

Следующим и конечным пунктом путешествия был домик, где родился Юрий Алексеевич. Вот здесь мы и воспользовались подсказкой сотрудников музея. Надо сказать, что дорога до села Клушино и, главное, до самого домика, стоящего на самой окраине, могла бы иметь более явные указатели – все-таки место небезызвестное. К тому же на навигационных картах обнаружить его нам не удалось, так что пришлось ехать по подсказке гида. Автотуристам, последующим по нашим стопам, должно быть легче, поскольку мы записали трек путешествия и планируем выложить его на сайте нашего партнера – компании «Автоспутник».

Итак, Дом-музей семьи Гагариных состоит непосредственно из дома с хлевом и землянки, в которую переселилась семья во время Великой отечественной. Кстати, пожилые местные жители рассказывают, что в детстве Юра был, как бы это помягче сказать, непоседливым мальчишкой и зачастую тратил свою энергию на оккупантов, прокалывая им колеса машин. За что и был однажды выпорот ремнем местной фашистской администрацией. Так что Юра успел внести свой, пусть и небольшой, вклад в победу над фашизмом.

Уезжали мы из Гагарина с непередаваемым чувством гордости за то, что первым космонавтом Земли был наш соотечественник. И вот какая мысль нас посетила. Как часто мы не знаем, чем занять себя в выходные, куда свозить детей, где собраться с друзьями? И порой не замечаем, что совсем рядом с домом можно найти немало замечательных мест.

Одно из них – родина Гагарина. И не обязательно ехать туда именно в День космонавтики. Работники Мемориального комплекса и Дома-музея семьи Гагариных будут рады рассказать вам о своем знаменитом земляке в любое время. Было бы желание.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.