Город на Венце – родина талантов

Планируя очередной маршрут экспедиции по территории Приволжского Федерального округа, мы остановили свой выбор на Ульяновской области. При этом мы и не подозревали, что времени, отведенного на путешествие, будет недостаточно не только для изучения всей области, но даже для посещения всех достопримечательностей Ульяновска – настолько оказался богат туристический потенциал этого удивительного края. Учитывая широкий спектр культурных и спортивных мероприятий, которые проводятся в Ульяновской области, таких, как Широкая масленица в блинной столице России – городе Сенгилей, Фестиваль славянской культуры «Дикий пион», старейший Пушкинский праздник в бывшем имении Н. М. Языкова, друга А. С. Пушкина, праздник, посвященный дню рождения Дениса Давыдова, Обломовский фестиваль, Аксаковский и Гончаровский праздники, парусная регата, праздник гражданской авиации, «гонки на выживание» и гонки на УАЗах в Арском, мы решили наладить в 2009 году регулярные поездки в Ульяновскую область, чтобы подробнее знакомить читателей с событиями, которые там происходят.
 
Документальная история Ульяновской области (как части бывшей Симбирской губернии) начинается в середине VII века, когда после гуннского нашествия, получившего в истории название Великого Переселения Народов, булгары, ближайшие родственники гуннов, образовали в Западном Предкавказье союз племен, так называемую Великую Булгарию, во главе с ханом Кубратом. Волжская Булгария просуществовала до самого нашествия монголов. Начиная с XIV века вся история так называемого Симбирского Поволжья была связана со стратегическим освоением русскими огромной территории. Во время казанского похода в 1552 года царь Иван IV (Грозный) начал обустраивать земли, расположившиеся на реке Суре. В том же году им были основаны на левом (русском) берегу Суры город Алатырь и городище Промзино (ныне р. п. Сурское). В конце XVI века на землях, позже составивших Симбирское Поволжье, основываются города Самара (1586) и Ардатов (1598). В 1647 году русское правительство принимает решение о строительстве Карсунско-Симбирской засечной черты. В июне того же года стольником Богданом Хитрово основывается крепость Корсунь (ныне р. п. Карсун), от которой оборонительная линия продолжалась до берега Волги. 10 февраля 1648 года царем Алексеем Михайловичем был издан указ о строительстве новой русской крепости на Волге, получившей название Симбирск. В 1780 году в ходе административной реформы было образовано Симбирское наместничество, с 1876 года – Симбирская губерния. В 1924 году Симбирск был переименован в Ульяновск.

Дорогу от Москвы до Ульяновска можно разделить на три этапа: Москва–Рязань, Рязань–Краснослободск–Саранск (трасса М5 «Урал») и Саранск–Ульяновск (трасса Р178). Можно выбрать и другой маршрут – по трассе М7 «Волга» через Нижний Новгород, но, имея возможность сравнивать, мы рекомендуем дорогу, по которой ехали сами. За исключением нескольких неудобных участков от Шилово до Краснослободска, как, например, в районе Путятино, где трасса изобилует выбитым большегрузными автомобилями асфальтом, «заплатами» и, самое главное, неисчислимым количеством знаков, ограничивающих скорость движения и запрещающих обгон, что, при существующей загруженности трассы, не позволяет двигаться быстрее 30-40 км/ч, остальной путь доставляет водителю истинное удовольствие. Это или двухполосная разделенная магистраль, или широкая однополосная дорога, позволяющая выполнять маневр обгона без пересечения разделительной линии, если водитель обгоняемой машины вежлив и захочет слегка потесниться. А дорогу от Саранска до Ульяновска, не беря в расчет небольшой участок в самом начале, вообще можно посвятить острову Мэн, приняв во внимание хорошее дорожное покрытие, слабую загруженность трассы и видимое отсутствие сотрудников ГИБДД.

Порадуют путешественников названия пересекаемых речек, например, Аморда в районе деревни Пятина, Пара под Авдотьинкой и вообще фантастическое название – Вобля. Двигаясь из Ульяновска на Саранск, в деревне Прислониха, рядом с церковью, которую мы не преминули сфотографировать, в небольшом здании бывшего колхозного управления можно посетить музей-усадьбу великого русского художника Аркадия Александровича Пластова. Утолив духовный голод и преодолев более трехсот километров, можно порадовать себя сытным обедом-ужином в деревне Умет, где вдоль трассы сосредоточено более четырехсот домашних кафе.

Наше путешествие благодаря испытуемой машине оказалось и комфортным, и приятным. Ford Kuga просто влюбил в себя с первого взгляда, применив неотразимость своего «кинетического дизайна», а потом укрепил отношения своим поведением на дороге. Интерьер создает ощущение простора, даже, как в нашем случае, без большой опциональной панорамной крыши. Высокое положение водительского и переднего пассажирского кресел обеспечивает хорошую обзорность. Расположение всех органов управления и переключателей эргономично и оптимально. Применение новых технологий повысило удобство автомобиля в эксплуатации. Это относится к таким опциям, как кнопка «Ford Power» для запуска двигателя без ключа, двухсекционная задняя дверь типа «liftgate in liftgate», беспробочная система «Ford Easyfuel» для облегчения заправки. Синее тонированное стекло, направляющие на крыше, мускулистый рельеф капота, большие вытянутые назад биксеноновые фары с «голубоватым» отражателем, нижняя защитная пластина, содержащая две спортивные выхлопные трубы, мощные колесные арки и 17-дюймовые легкосплавные диски – все это придает Ford Kuga стремительно-респектабельный вид.

Нельзя не отметить и хорошие динамические характеристики автомобиля – 2,0-литровый «фордовский» двигатель Duratorq TDCi мощностью 136 л.с., соединенный с шестиступенчатой механической трансмиссией Durashift, позволял Kuga справляться со всеми задачами, которые мы ставили перед ним в ходе экспедиции. А сохранение контроля над кузовом, высокий уровень маневренности, небольшой диапазон углов поворота рулевого колеса предотвращали ощущение управления «большим» автомобилем. Все плюсы, наработанные автомобилем за время эксплуатации, с лихвой перекрыли мелкие неудобства, связанные с процедурой открывания капота (пользоваться ключом из брелока не совсем удобно), быстрым расходом жидкости для омывателя стекол, упирающимися в капот поводками дворников во время протирания лобового стекла, отсутствием запасного колеса (имеется клеящая жидкость, которая закачивается внутрь пробитого колеса). Подытоживая можно сказать, что новый Ford Kuga – это идеальный автомобиль для семьи из 3-4 человек, который можно использовать для дальних поездок и путешествий, что и было подтверждено на практике.

Венец, бульвар на бровке волжского косогора в центральной исторической части города Ульяновска. Расположен между площадью 100-летия со дня рождения В. И. Ленина и ЦПКиО им. Я. М. Свердлова, был создан вскоре после пожара 1864 года по личной инициативе симбирского губернатора барона И. О. Велио. К концу XIX века, благодаря своему удачному расположению, Венец, с которого открываются живописные виды на Волгу и Заволжье, стал излюбленным местом отдыха горожан. Вечерами здесь часто звучала духовая музыка. Ульяновск – обитель муз. Остается лишь удивляться, сколь многие и разные поэты, писатели, политики, деятели культуры и искусства связаны с этим городом. Кто только не бывал здесь, не жил, не работал. Автор «Истории государства российского» Н. Карамзин и поэт Н. Языков; А. С. Пушкин и И. А. Гончаров; автор известной песни «Из-за острова на стрежень» поэт Д. Садовников и его собрат по перу, острый сатирик Д. Минаев. В окрестностях Симбирска жили и творили герой Отечественной войны 1812 года лихой гусар Д. Давыдов и поэт Огарев. В этих краях вдохновенно работалось писателям С. Аксакову и П. Анненкову. Многие деятели искусства своим талантом умножали культурные ценности города. Симбирск-Ульяновск украшался стараниями таких известных скульпторов и архитекторов, как С. Гальберг, М. Коринфский, М. Манизер и др. Яркий след в жизни Ульяновска оставил и В. И. Ульянов-Ленин, вождь социалистической революции. Не меньшее уважение, чем исторические личности, вызывают наши современники, которые сохраняют и преумножают культурное наследие земли симбирской. Встречаясь с этими людьми, слушая их рассказы, поражаешься, насколько дорога им история родного края.

В 20 км от Ульяновска, на территории поселка Новая Беденьга в 2008 году открылся «Центр ремесел». Уже сейчас готовы к работе гончарная и камнеобрабатывающая мастерские, музей ремесел, сувенирная лавка, чайная. Основная суть проекта заключается в том, чтобы создать ремесленникам все условия для развития собственных производств. Председатель совета Ремесленной палаты Ульяновской области Андрей Натариус рассказал, что должна быть освоена территория 250 га. Вместе с ремесленными производствами будет развиваться обширная инфраструктура отдыха. «Центр ремесел» не имеет аналогов не только в области, но и во всей России. Это уникальный комплекс, посетители которого могут не только осмотреть необычные экспозиции и отдохнуть, но и окунуться в бытовую и творческую атмосферу ремесленничества, поучаствовать в процессе производства изделий из глины и камня.

Симбирцит – коммерческое название разновидности кальцита. Назван по прежнему названию г. Ульяновска – Симбирск. Минерал относится к карбонатам (СаСО3), к подклассу безводных карбонатов, может содержать в виде включений в пирит, ископаемый перламутр, органические вещества. Легко растворяется в соляной и уксусной кислотах. Кристаллы призматические, столбчатые. В зависимости от места нахождения различают две разновидности симбирцита: аммонитовый и жильный.

Сенгилит – описан в 1989 году, назван в честь г. Сенгилея, близ которого обнаружен, является разновидностью глинисто-карбонатной породы. Встречается в основном на территории Сенгилеевского палеонтологического заказника. Происхождение – осадочное, гидротермальное. В области встречается в аптских отложениях, часто замещает ископаемую древесину, может встречаться и самостоятельно. Содержит большое количество органических включений. Используется как сырье для изготовления крупных поделок (шкатулок, стаканниц), оформления интерьеров.

21 февраля 2005 года в Ульяновске открылся музей-салон камня «Симбирцит». Здесь мы осмотрели экспозицию по истории камней, их использованию в камнеобрабатывающем промысле. Симбирцит является уникальным поделочным камнем, найденным на территории Ульяновской области. Эта горная порода – разновидность кальцита, основу которой составляют мраморные ониксы. Благодаря уникальным геологическим условиям образование симбирцита проходило в раковинах моллюсков-аммонитов. Кристаллы мраморного оникса в течение 60-80 млн лет заполняли полости раковин, перемежаясь с прожилками пирита, гематита и перламутра, создавая неповторимый рисунок и цветовую гамму. Местные жители издавна делали из этого камня обереги, амулеты, подвески и другие украшения. Наиболее известным местом обработки было с. Ундоры. Промысел базировался на мелких индивидуальных мастерских. Изделия ульяновских умельцев отмечались дипломами и грамотами на многочисленных выставках. 12 июня 2005 года в День города был открыт памятный знак симбирциту.

Музей гражданской авиации был открыт в 1983 году на базе Ульяновского высшего авиационного училища. Особую ценность представляет выставка авиатехники в районе аэропорта Ульяновск-Центральный, которую мы и посетили. Здесь на площади 17,5 га размещено более 30 отечественных воздушных судов разных лет. Среди них такие редкие экспонаты, как вертолет Ми-1, самолет Як-112, легендарный По-2, первый отечественный пассажирский самолет АК-1, первый в мире цельнометаллический двухмоторный самолет АНТ-4, самолеты ТУ-114, ТУ-104. В музее находится тот самый Ту-134, на котором выполнялись уникальные трюки для фильма Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Здесь же выставлен первый в мире сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Ту-144 – единственный из семи оставшихся, который находится в полной комплектности.

Следующим пунктом нашей программы было посещение уникального места – кузнечного двора Корч. Он был создан как творческая мастерская профессиональных кузнецов-художников. Это настоящая кузница образца XVIII века, где можно наблюдать технологический процесс кузнечного ремесла и получения железа из руды. Корчий («кузнец» на древнерусском) Сергей Макаров рассказал нам об интересном свадебном обряде, который проводится в кузнице. Выковывается железный блин и маленькие сердечки, затем молодые кладут сердечки на раскаленный блин, сердечки «впечатываются» в блин, оставляя оттиски. Затем сердечки вручаются молодоженам, а блин остается в кузнице как кузнечная печать, закрепляющая брак. Мастера Корча создают из железа совершенно фантастические эксклюзивные вещи – от ювелирных изделий, подсвечников, декоративной мебели, каминных наборов до кованых оград и металлопластики.

Придающая городу неповторимый исторический колорит сторожевая башня стоит на месте, где в 1987 году археологи обнаружили фрагменты вала Симбирско-Карсунской засечной черты, рва и остатки сгоревшего деревянного частокола. В 2001 году здесь был построен историко-архитектурный комплекс «Симбирская засечная черта». Сегодня он пользуется большой популярностью у жителей и гостей Ульяновска. Страницы истории оживают в театрализованных представлениях с участием дружины «Рысь». Желающие могут попробовать свои силы в обращении с оружием XVII века: стрельбе из лука, метании дротиков, ножей и топоров.
 
Засечные оборонительные линии строились для защиты от опустошительных набегов калмыков, ногайцев, крымских татар. К числу вновь построенных в середине XVII века укрепленных линий относится Карсунско-Симбирская и Закамская засечные черты. Все засечные черты состояли изо рва, земляного вала и лесных засек. Рвы рылись на открытых участках глубиной до 6-8 м. Стороны рва засыпались земляным валом, по гребням сооружались стены из толстых заостренных бревен, наклоненных в сторону рва. Там, где оборонительная линия проходила через леса, сооружались засеки глубиной до 200 м. Деревья спиливались на высоте метра от земли, при этом стволы не отделялись от пней и укладывались переплетенными кронами в ту сторону, откуда ожидали нападения. Музей «Симбирское купечество» расположен в здании, воссозданном на месте торговой лавки, входившей в большой усадебный комплекс купцов 2-й гильдии Жарковых. Музей повествует о выдающихся представителях купеческого сословия, чьими талантами и трудами повышался не только уровень благосостояния, но и культурный уровень Симбирской губернии и всей России. Экспозиция музея рассказывает об истории формирования купеческого сословия России, ярмарочной торговле; промышленности Симбирской губернии, банках и страховых обществах, городском управлении и роли в нем купеческого сословия; участии купечества в культурной жизни Симбирска и губернии; благотворительности симбирского купечества. Здесь представлены документы и фотографии, личные вещи симбирских купцов, а также предметы мебели и одежды конца XIX – начала XX веков.

Музей «Симбирская фотография» был открыт 5 февраля 2004 года на улице Энгельса (бывшей Панской). Новое просторное здание расположилось в мемориальной части Ульяновска, на территории бывшей усадьбы А. И. Сахарова. Место выбрано не случайно, а определено самой историей. Здесь с 1904 года действовало фотоателье, в котором работали первые мастера фотографического дела – Холевин и Никаноров. Открыв двери, попадаешь в фотопавильон рубежа XIX-XX веков. Это единственный в России фотопавильон, воссозданный таким, каким он был в XIX веке: полустеклянный, с окнами, выходящими на северную сторону. В те времена фотографы работали только при хорошем дневном свете. Интерьер павильона точно повторяет самые модные фотосалоны России того времени. Это живописные фоны с декоративными тумбами, балюстрадами (деревянными резными ограждениями). В таких интерьерах работали Борис Бик, Федор Каганин, Николай Федосеев, Екатерина Закржевская. Экспозиция второго зала показывает полтора века развития фотографии в Ульяновске. В музее есть еще один выставочный зал – это галерея современного фотоискусства.
 
Не ставя себе цель всесторонне раскрыть тему Ульяновска как родины В. И. Ленина, мы, тем не менее, посетили музей «Симбирская классическая гимназия», где учился Володя Ульянов. Тем более что это единственный в России музей, рассказывающий об истории становления и развития среднего образования в Российской империи. Здание бывшей Симбирской классической гимназии является историческим памятником. Основной корпус построен в 1790 году по проекту архитектора И. Тоскани для Главного народного училища, на базе которого 12 декабря 1809 года открылась гимназия. Это старейшее учебное заведение не только Симбирской губернии, но и всего Поволжского региона. В 1883 году к основному зданию был сделан пристрой из красного кирпича. Здесь, на улице Советской (бывшей улице Спасской), в настоящее время и располагается Музей «Симбирская классическая гимназия». С максимально возможной достоверностью воссозданы интерьеры классных комнат, актового зала, физического кабинета, «шинельной». Мы посидели за гимназической партой, полистали старинные учебники по программам гимназического курса, увидели единственные в России солнечные часы 1840-х годов торгового дома Боргарда, вскипятили воду одним прикосновением руки при помощи действующего физического прибора – кипятильника Франклина, проверили работу электрофорной машины. С момента возникновения и до закрытия гимназия играла роль культурного и научного центра Симбирской губернии. После закрытия гимназии в 1928 году в ее здании размещались: школа 2-й ступени им. В. И. Ленина (1918-1920), рабочий факультет им. Ленина (1920-1939), трудовая показательная школа им. К. Маркса, а с 1943/44 учебного года – 1-я средняя школа им. Ленина.

Честно говоря, расставаться с Ульяновском нам не хотелось, настолько этот город был гостеприимен и пропитан духом истории. Мы не успели посетить Карамзинскую общественную библиотеку с коллекцией уникальных книг, историко-литературный музей И. А. Гончарова, историко-этнографический комплекс «Торговля и ремесла Симбирска конца XIX – начала XX веков» с настоящей мелочной лавкой того времени и столярной мастерской, музей городского быта и многое-многое другое. Но, как и обещали, мы обязательно вернемся на симбирскую землю, чтобы увидеть и узнать еще больше, и поделиться всем этим с вами.

Материал предоставлен журналом ФотоTravel







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.