Тормозная система автомобиля. От теории к практике.

Обычный процесс торможения возникает при нажатии тормозной педали и последующей за этим блокировки колес. Но если пренебрегать тормозной системой и отключить двигатель от ведущих колес в процессе движения, автомобиль будет двигаться по инерции достаточно длительное время. Остановка автомобиля произойдет под действием сил сопротивления, которые будут снижать скорость движения до полной остановки транспорта. Т.к. остановка автомобиля таким путем произойдет довольно не скоро, то более эффективным принят метод принудительного торможения, который обеспечивает тормозная система. Именно о тормозной системе, ее устройстве и эксплуатации мы расскажем в этой статье.

Теоретическая часть:
Тормозная сила возникает между колесом и дорогой, в момент, когда тормозной механизм препятствует дальнейшему вращению колеса. Т.к. тормозная сила прямо противоположна движению автомобиля, на ее максимальное значение влияет степень сцеплении колеса с дорогой и вертикальная реакция Rz, действующая от дороги на колесо. Эта формула выглядит так: Pt max = YR (Y-коэффициент сцепления с дорогой). Таким образом, коэффициент сцепления напрямую влияет на величину тормозной силы. Исходя из этого можно сделать вывод, что на сухой дороге коэффициент сцепления намного выше (Y=0,8), чем на мокрой, во время дождя (Y=0,5).
При качении колеса происходит наилучшее сцепление с дорогой. Т.к. если оно скользит и блокируется. Коэффициент сцепления уменьшается на 20-30%. Это приводит к выводу, что для достижения максимальной эффективности лучше удерживать колесо на грани блокировки или использовать всем известную систему АБС

От теории к практике:
Действие тормозной системы довольно просто и известно многим. Водитель давит на педаль тормоза, это усилие передается через ряд устройств на тормозные механизмы, которые прижимают тормозные диски к тормозным колодкам, посредством чего замедляется вращение колеса и следует остановка вращения полностью.
В автомобиле предусмотрено 3 тормозные системы: рабочая, запасная и стояночная. Наиболее востребованная, как вы догадались – рабочая. В основном в нее входят тормозные устройства (дисковые, барабанные или другие), главный тормозной цилиндр, вакуумный или (или другой) усилитель тормозов и регулятор тормозных сил. Так же нужно обязательно упомянуть тормозную жидкость и контуры (при гидравлической системе).

Детализируем:
Колесные тормоза:
Наиболее известные – это ленточные, колодочные и дисковые тормоза. Мы заострим свое внимание на дисковой системе тормозов. Сам механизм располагается в углублении обода колеса. Дисковый тормозной механизм предусматривает неподвижные и плавающие скобы. При использовании неподвижной скобы корпус крепко соединен с опорой. В корпусе скобы расположено с двух сторон 2 поршня, которые прижимают тормозные колодки к тормозному диску, создавая процесс торможения.
Скобы плавающего тормозного механизма различают на скользящие и так называемые Mark II. В том и в другом случае один или несколько поршней воздействуют на внутреннюю тормозную колодку а подвижный корпус скобы прижимает вторую. Преимуществами этой тормозной системы можно назвать небольшие габариты пространстве между тормозным диском и колесной аркой. Этот тип суппортов удобен для подвески с использованием небольших или отрицательных величин плеча обкатки.

Регулятор тормозных сил.
Регулятор тормозных сил, или в простонародии «колдун», выглядит как обычный клапан – элемент управления разомкнутой связью. Его задача заключается в регулировании соотношения тормозных сил между осями. Есть клапаны статические , они ограничивают тормозную силу. Есть – динамические, которые работают с давлением в тормозном приводе, осевой нагрузкой и величиной замедления.

Усилитель, гидропривода.
Его ответственная задача заключается в облегчении работы водителя. Он привлекает дополнительные источники энергии – сжатый воздух (пневмоусилитель), разрежение во впускном трубопроводе (вакуумный усилитель) и энергию давления жидкости (гидроусилитель). Чаще всего используется вакуумный усилитель тормозов, за счет его невысокой цены и простой конструкции.

Доработка тормозной системы:
Доработкой можно обойтись легкой, для которой достаточно заменить колодки, диски и барабаны (при их наличии) на боле качественные. Вакуумный усилитель можно заменить на более прогрессивный, благодаря которому результат при нажатии на педаль тормоза более эффективен.
Серьезные доработки предполагают установку передних вентилируемых 15-х тормозных дисков, что требует установку дисков колес на R15, замену задних барабанных тормозов и на 13-е диски. После такой процедуры эффективность торможения намного выше, благодаря большой энергоемкости при высоких температурах. Но есть существенный минус, после такой доработки и усиления тормозного момента, колеса блокируются раньше, и на повороте машина может сорваться в занос. Во избежание таких ситуаций следует воспользоваться делителем тормозов, благодаря которому усилия между передней и задней осью равномерно распределяются. Если вы устанавливаете заднюю дисковую тормозную систему, требуется замена привода «ручника» на гидравлический. И на этом список не заканчивается.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.