Схема гидроусилителя и техническое обслуживание ГУР



Схема гидроусилителя и техническое обслуживание ГУР
Гидроусилитель рулевого управления все чаще устанавливается на легковых автомобилях. Он, конечно, облегчает управление, но что делать, когда гидроусилитель выходит из строя? Особого беспокойства это вызывать не должно.

Человек всегда стремится при минимуме затраченных усилий получать максимум отдачи. Сперва ему стало лень ходить пешком - и появился автомобиль. В скором времени "трудолюбивое" человечество с ужасом обнаружило, что даже на то, чтобы крутить руль, сил приходится тратить не так уж и мало. И задумалось, как бы свою тяжкую участь облегчить... В 1925 году в США Фрэнсис Дейвис одним из первых запатентовал гидравлический усилитель рулевого управления, а в 1933 году General Motors уже намеревался установить его на своем автомобиле Cadillac с двигателем V12.

Как следует из названия, данное устройство основано на использовании принципа гидравлики. Давление в системе, заправленной специальной жидкостью, создается гидравлическим насосом, приводимым в действие коленчатым валом двигателя. В конструкции предусмотрен золотниковый клапан, который при повороте руля переключает подачу жидкости в ту или иную полость, обеспечивая дополнительный механизм рулевого управления (редуктор или рейку).

Задача состоит в том, чтобы сделать поворачивание рулевого колеса достаточно легким при маневрировании с малой скоростью и более ощутимым по усилию на рулевом колесе при движении с большей скоростью, чтобы управление автомобилем стало как можно более безопасным.

У большинства гидроусилителей вне зависимости от скорости движения автомобиля коэффициент усиления остается постоянным.Однако все большее число поступающих на рынок автомобилей сегодня оснащается системами с переменным коэффициентом усиления,у которых степень усиления уже изменяется в зависимости от скорости движения автомобиля. Они обеспечивают точную и быструюреакцию при движении автомобиля на поворотах и требуемое усилие при маневрировании автомобиля с малой скоростью. Одним изпутей достижения этого является использование рейки рулевого механизма с переменным передаточным отношением зубчатогозацепления. С этой целью по длине рейки изменяется шаг и диаметр делительной окружности зубьев, а на шестерне шаг зубьевостается постоянным. Когда колеса автомобиля выставлены для движения в прямом направлении, передаточное число рулевогомеханизма равно единице и коэффициент усиления наименьший, но по мере приближения рулевого колеса к его крайним положениям,передаточное число возрастает и усиление, необходимое для поворачивания колес, уменьшается. Гидроусилитель рулевогомеханизма, управляемый компьютером, также перестает быть чем-то необычным. Такие системы рулевого управления обрабатываютинформацию от спидометра автомобиля. Их работа определяется не только числом оборотов двигателя, но и скоростью движенияавтомобиля. Микропроцессор компьютера анализирует поступающие от датчика сигналы и вычисляет требуемый на каждый моменткоэффициент усиления, который реализуется с помощью электрогидравлического преобразователя. Идея разработчиков таких систем:взять лучшее из двух видов рулевого управления - при скоростях, характерных для паркования автомобиля, сделать рулевоеуправление наиболее легким, а при движении с высокой скоростью действие усилителя уменьшать до такой степени, чтобы системаработала почти так же, как обычное механическое рулевое управление без усилителя.

Как правило, рулевой механизм с гидроусилителем обладает высокой надежностью и не требует сложного обслуживания при эксплуатации автомобиля. Даже в случае отказа насоса усилителя, движение на автомобиле можно продолжать, хотя для поворачивания рулевого колеса в этом случае потребуется прикладывать значительно больше усилий, чем даже на автомобиле без гидроусилителя.

Причиной полного отказа гидроусилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса. Регулярно проверяйте состояние ремня - он может быть изношен или слабо натянут. Одним из признаков слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа.

Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя. При необходимости доливайте жидкость только указанной в руководстве по обслуживанию марки. Учтите, что гидрожидкость, предназначенную для автоматических коробок передач, можно использовать не для всех гидроусилителей рулевого управления. В продаже имеется много разных марок жидкостей. Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе.

Так как жидкость используется не только как рабочее тело гидросистемы, но и как смазочный материал, очень важно, чтобы ееуровень не опускался ниже нормы, иначе насос может выйти из строя. Следите также за чистотой жидкости. Грязная илипросроченная жидкость быстро разрушит насос и уплотнения гидросистемы, расположенные на реечном механизме, что потребуетпотом дорогостоящего ремонта. Замена жидкости требуется редко (проверьте в руководстве по эксплуатации автомобиля, входитли эта операция в число периодических работ по техобслуживанию. Обычно она не предусматривается). Если же вы хотите слитьжидкость, необходимо открыть крышку расширительного бачка, отсоединить один из трубопроводов системы и несколько разповернуть рулевое колесо из стороны в сторону для выдавливания жидкости из гидросистемы. Специальное отверстие для слива жидкости обычно отсутствует. Заправка новой жидкости производится через расширительный бачок. Как правило, при этом в гидросистеме образуются воздушные пробки, нарушающие ее работоспособность. Их следует удалить. Проще всего сделать это следующим образом. Запустите двигатель, откройте крышку расширительного бачка и прокачайте систему, поворачивая руль несколько раз из одного крайнего положения в другое. По мере прокачивания гидросистемы уровень жидкости в бачке будет понижаться. Повторяйте процедуру до тех пор, пока он не стабилизируется. После этого долейте жидкость до требуемого уровня и закройте крышку, предварительно проверив, не засорено ли в ней вентиляционное отверстие (если оно имеется).

Наиболее частой неисправностью гидроусилителей является течь жидкости. С таким дефектом автомобилям обычно не удается пройти ежегодный техосмотр. У некоторых старых гидросистем допускалось небольшое просачивание жидкости через подшипники, валы и т.п., поскольку их практически невозможно сделать полностью герметичными. Регулярно осматривайте узлы системы со всех сторон для своевременного обнаружения возможных подтеканий из трубопроводов и штуцеров, а также из не туго закрепленных трубопроводов и других деталей.

Выясните, не трутся ли трубки и шланги о детали шасси и подвески. Неисправность гидропривода может приводить к прорыву жидкости через чехлы. Производя проверку, поворачивайте рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. Небольшие течи часто можно устранить, введя в жидкость специальные герметизирующие добавки, которые имеются в продаже. Однако это будет только кратковременной мерой. В случае неисправности насоса его можно отремонтировать, воспользовавшись ремонтным комплектом новых сальников. Замена сальников мало что исправит, если насос сильно изношен.

Для тех, кто любит делать все самостоятельно, ремонт насоса не представит больших трудностей. Однако прежде, чем устанавливать отремонтированный насос на автомобиль, желательно проверить его на стенде. Если вы подозреваете, что насос изношен, то обратитесь к специалисту по гидроусилителям, чтобы он проверил его рабочее давление и правильно определил неисправность.

Вообще говоря, многочисленные достоинства рулевой системы с гидроусилителем во много раз перевешивают проблемы, создаваемые ее возможными неисправностями. Стоит после того, как вы поездили на автомобиле с современной системой, пересесть на автомобиль не имеющий гидроусилителя рулевой системы, и вы немедленно "почуствуете разницу".

Возможные неисправности и методы устраненияНеисправностьПричинаУстранениеОтдача (обратные толчки) на рулевом колесеСлабо наятянут или изношен приводной ремень насосаЗаменить ремень или отрегулировать его положениеРулевое колесо поворачивается с большим усилиемСлабо натянут или изношен приводной ремень насоса. Низкийуровень жидкости в заправочном бачке. Малое число оборотов холостогохода двигателя. Грязный фильтр заправочного бачка
Низкое рабочее давление насоса гидроусилителя. Имеется воздухв гидроусилителе.Отрегулировать натяжение ремня. Долить жидкость. Отрегулироватьобороты холостого хода.
Заменить фильтр. Отремонтировать или заменить насос. Проверитьгерметичность уплотнений и удалсть воздухВращение рулевого колеса в среднем положении требует большогоусилияНеисправность насоса гидроусилителя
Механическая неисправностьПроверить насос и отремонтировать или заменить его. Проверитьсистему рулевого управленияВращение рулевого колеса в одну из сторон требует большогоусилияНеисправность насосаПроверить и отремонтировать насос или заменить его сальники.Быстрое поворачивание рулевого колеса требует большого усилияСлабо натянут приводной ремент насоса. Слишком малое числооборотов холостого хода. В гидроусилителе имеется воздух.
Неисправность насоса гидроусилителя
Механическая неисправностьОтрегулировать натяжение ремня. Отрегулировать работу двигателя.Найти место подсоса воздуха и удалить воздух. Отремонтироватьили заменить насос. Проверить механизмы системы рулевого управленияНечеткая работа рулевого управленияНизкий уровень жидкости в заправочном бачке, течь жидкости.Имеется воздух в гидросистеме. Износ деталей рулевого управления.Нарушена геометрия рулевого привода. Неисправность шинДобавить жидкость, выявить и устранить течь. Проверить герметичностьуплотнений и удалить воздух. Проверить состояние узлов и устранитьобнаруженные неисправности.
Проверить и при необходимости заменить шины.Шум при работеНизкий уровень жидкости в заправочном бачке. Сброс жидкостичерез предохранительный клапан (свистящий звук при крайнем положениирулевого колеса)Добавить жидкость, проверить отсутствие течи. Установить причинуи удалить воздух. Проверить и отремонтировать или заменить насос.Проверить рабочее давление насоса.ВибрацияИмеется воздух в гидросистеме Механическое повреждение илиплохое состояние шин.Установить причину и удалить воздух. Выявить неисправные шиныи отремонтироватьДополнительные проверки для рулевого управления с микропроцессоромПри движении с большой скоростью поворачивание рулевого колесатребует большого усилияНеисправность электронного оборудования.
Неисправность спидометраОбратиться к специалисту. Заменить спидометр или датчикНа больших скоростях рулевое колесо поворачивается слишкомлегко.Неисправность электронного оборудования.
Неисправность спидометра.
Неплотное соединение с массойОбратиться к специалисту. Заменить спидометр или датчикНеравномерность усилия при вращении рулевого колесаНеисправность электронного оборудования.
Неисправность спидометра.Обратиться к специалисту. Заменить спидометр или датчик






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.