Краткий обзор и советы по выбору инструмента для профессионалов и автолюбителей - Автомобильный справочник





Краткий обзор и советы по выбору инструмента для профессионалов и автолюбителей



Краткий обзор и советы по выбору инструмента для профессионалов и автолюбителей
Сегодня на российском рынке можно встретить гаечные ключи едва ли не со всего света. Дорогие и не очень, сверкающие и скромные, в наборах и россыпью — они есть и в специализированных, и в простых хозяйственных магазинах. И если поначалу это изобилие вызывало определенный ажиотаж, то ныне страсти поутихли. Автомобилисты поняли: внешний вид товара не имеет прямой связи с его рабочими качествами. А еще надо различать любительский и профессиональный инструмент и увязывать это со своими потребностями.

Начнем с того, какой инструмент сегодня есть на рынке и как он оценивается. Если говорить о производителях профессионального инструмента, то среди них безусловный лидер — американская фирма Snap-on. Равной ей, пожалуй, нет. Причем это касается не только достоинств изделий, но и цены, о которой тоже ходят легенды. Говорят, что в США комплект механика от этой фирмы обходится сервисмену примерно в 12 тысяч долларов, а без него на работу устроиться невозможно.

Чуть ниже в нашем импровизированном рейтинге расположилась большая группа европейских фирм, прежде всего немецких: Stahlwille, Gedore, Hazet, Kamasa Tools. Почти все они хорошо известны российским автомобилистам. Это понятно: некоторые из них (например, Stahlwille) “засветились” еще в доперестроечной “Березке” — сети советских магазинов, торгующих на валюту. Кроме того, в семидесятые годы при организации автосервисов-гигантов в них иногда вдруг “сбрасывали” большие комплекты инструментов, послуживших экспонатами на редких тогда в СССР международных автомобильных и прочих выставках. Отдельные составляющие этих комплектов расходились затем по частным гаражам и, надо сказать, до сих пор прекрасно работают. За группой немецких производителей идут практически все остальные европейские фирмы. Например, прогрессирующая прямо на глазах итальянская Usag, французские Facom и Muller Bem. В элиту, возможно, они не входят, однако их продукция — без натяжки — крепкий профессиональный инструмент, немаловажное достоинство которого заключается в том, что он не слишком дорог.

Есть еще одна интересная фирма — достаточно известная Metrinch. Ее особое положение — результат стремления к универсальности. Только ключам Metrinch (что переводится как “метр — дюйм”) в равной мере подвластен как метрический, так и дюймовый крепеж. Специальная волнистая рабочая поверхность ключей и торцевых головок этой фирмы помогает предохранить грани гайки или головки болта от смятия, позволяет крепко захватить грани, уже “подорванные” другим инструментом. Однако непривычность настораживает, универсализм устраивает не всех. Metrinch не смог покорить российских механиков. Они консервативны и предпочитают крутить метрический крепеж метрическими же ключами, а для редкого дюймового используют соответствующий инструмент или подручные средства. Исключение — автосервисы, работающие с американскими и японскими автомобилями. Но здесь чаще в ходу дюймовый вариант Snap-on.

Последнюю группу инструмента, правдами и неправдами попадающего на наш рынок, составляют изделия с азиатской родословной. Здесь между собой конкурируют Тайвань, Китай, Индия и Вьетнам. Продукция эта довольно слабая и, как ни крути, профессиональной называться не может. Скорее это инструмент домашнего мастера. Впрочем, если не хватать все подряд, а подбирать каждый ключ или отвертку со вниманием, можно и из продукции этих производителей составить вполне приличный комплект. Не бог весть какой, но для ремонта от случая к случаю пригодный.

Лучшие отечественные образцы по многим показателям могли бы смело конкурировать с европейскими фирмами средней руки. Не по части ассортимента (тут еще есть над чем работать), а по надежности, и здесь не последнюю роль играет качество наших инструментальных материалов, в первую очередь стали. Кстати, наш инструмент по достоинству оценен некоторыми зарубежными предпринимателями. Есть примеры, когда перекупщики с Запада, в частности из Италии, приобретали его огромными партиями. Изделия подвергали чисто косметической доработке — полировке, антикоррозионной обработке, гальванике, а затем пускали в продажу. У тамошних мастеровых людей наш недорогой, но достаточно прочный инструмент пользовался неизменным успехом. Вообще многие наши беды — в неумении (или нежелании) придать любому изделию достойный и законченный вид. Получается, что очень приличный инструмент, мало чем уступающий европейскому, чаще всего имеет совершенно непривлекательную внешность.

Особая беда — комплектование наборов. Зачастую их составляют люди, понятия не имеющие о ремонте автомобилей и никогда не бравшие в руки инструмент. Характерный пример: в слесарный набор укладывают шестнадцатимиллиметровое зубило и двухсотграммовый молоток. И такие нелепые сочетания отнюдь не единичны.

Если все же говорить об отечественных производителях, то инструмент наиболее стабильного качества выпускают павловский и камышинский заводы. Есть еще ряд предприятий, чья продукция также заслуживает внимания. Например, Новосибирский инструментальный завод (в основном специализируется на наборах). В то же время число предприятий, выпускающих ручной инструмент, в последние годы резко сократилось. Почти нет производства на предприятиях, входящих в систему МВД. Так какому же инструменту отдать предпочтение, по какому принципу выбирать?

Если вам нужна добротная покупка, главное условие — не гоняться за дешевизной и не искать предмет вожделения на рынках и в торговых палатках. Лучше обратиться в специализированную фирму, предпочтительно ту, что торгует гаражным оборудованием и у которой, помимо высокой репутации и тесных отношений с профессиональным производителем, есть хотя бы сертификат соответствия, одобряющий качество данной продукции. Иначе в случае возникновения всяких неприятностей трудно будет предъявить претензии.

Сертификат — не просто официальная бумажка. Любое обследование начинается с идентификации инструмента и общей проверки его качества: шероховатости поверхности, качества материала, соответствия форм и размеров нормам стандарта. К сертификату качества прибегают, когда возникают какие-либо разногласия между производителем и торгующей организацией. А вот получение сертификата безопасности (так называемого “желтого”) обязательно как для импортного инструмента, так и для отечественного. Его выдают региональные органы Госстандарта или его доверенные организации, имеющие право на сертификационный контроль. Кроме различных ключей (рожковых, накидных, торцевых комбинированных, кольцевых, трубчатых, разводных и так далее) испытаниям подлежат все губцевые инструменты: пассатижи, клещи, кусачки, а еще отвертки, молотки и даже слесарные тиски. Любой инструмент, у которого могут быть измерены параметры, нормируемые по ГОСТу — крутящий момент, усилие сжатия и прочее, — обязан пройти проверку на соответствие. Испытания проводятся по-разному, это целая наука. Но общее — создание условий, максимально приближенных к “боевым”.

Скажем, молотки у нас в стране испытывают главным образом на усилие снятия головки с рукоятки. А по американскому стандарту безопасности их проверяют еще и на разрушение рабочей части при ударе о твердую поверхность. Необходимое здесь условие — испытание должен проводить оператор определенного роста и веса. Когда молотки попадают в его руки, далеко не каждый из них выдерживает удар. Сейчас разрабатывается и российский стандарт подобного исследования.

Отвертки, как и ключи, проверяют на кручение. Здесь тоже своя специфика: оценивается не только их жало, но и прочность посадки рукоятки, стойкость материала. Последнее чрезвычайно важно. У комплекта тайваньских отверток, к примеру, ручки были сделаны из прозрачной цветной пластмассы. Красиво. Но материал оказался очень хрупким, рукоятки кололись даже при незначительном крутящем моменте, а сколы напоминали края разбитой бутылки.

Так что сертификат в какой-то степени успокаивает покупателя — продукт надежен. В какой-то, но не в полной, ибо следует иметь в виду: иногда даже его наличие не гарантирует качество данного экземпляра. Документ всего лишь подтверждает, что соответствующая организация действительно провела необходимые испытания предоставленных ей образцов. А уж качество серийных партий, поступающих в продажу, — дело чести и совести самих производящих фирм и их дилеров, которые, кстати, в соответствии с действующим законом несут полную ответственность за продукцию, которую они производят. Так что, как говорится, доверяй, но проверяй.






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.