Словарь автомобильных терминов и аббревиатур



Словарь автомобильных сокращений
Словарь автомобильных сокращений

4WD (4 Wheel Drive) -автомобиль с четырьмя ведущими колесами. (Обозначаются автомобили, укоторых привод всех четырех колес включается вручную водителем).

4WS (4 Wheel Steering) - автомобиль с четырьмя управляемыми колесами

ABC (Active Body Control) - активный контроль кузова. Система активной подвески кузова автомобиля.

ABS (Antiblockier System)- Антиблокировочная система тормозов. Предотвращает блокировку колес при торможении автомобиля, что сохраняет его курсовую устойчивость и управляемость. Сейчас применяется на большинстве современных авто. Hаличие ABS позволяет нетренированному водителю не допускать блокировки колес.

AIRBAG -подушка безопасности. (Надувная подушкабезопасности, которая при аварии заполняется газом и предохраняетводителя или пассажира от повреждений)

AMT (Automated Manual Transmission) -автоматизированная механическая трансмиссия (Механическая коробкапередач с автоматическим переключением передач с помощью гидравлическихили электрических исполнительных механизмов с автоматическимуправлением сцеплением)

ARC - активный контроль крена. (Система,уменьшающая крен кузова автомобиля на поворотах. Заменяет стабилизаторыпоперечной устойчивости. Изменяет жесткость пневматических илигидропневматических упругих элементов. Управление осуществляется откомпьютера, получающего сигналы от датчиков поворота руля, боковыхускорений и др.)

AWD (All Wheel Drive) - автомобиль совсеми ведущими колесами. ( Так обозначаются полноприводныеавтомобили,  которые имеют либо постоянный привод на все колеса,либо, подключаемый автоматически).

BA (Brake Assist) EBA (Electronic BrakeAssist) - система помощи водителю при экстренном торможении.(Электронная система, которая реагирует на резкое нажатие тормознойпедали водителем и обеспечивает более эффективное торможение вэкстренных ситуациях).

BBW (Brake By Wire) - -«торможение попроводам». (Тормозная система, у которой нет механической связи междупедалью тормоза и исполнительными механизмами. Тормозная педальоборудована датчиками, а управляет процессом торможения компьютер).

Bifuel - автомобиль приспособленный для работы на двух видах топлива (Обычно газ и бензин)

Biturbo - турбонаддув с двумя турбонагнетателями

CAN bus - мультиплексная линия (Высокоскоростная линия передачи данных)

CBC (Cornering Brake Control) - электронная система перераспределения тормозных сил по бортам автомобиля.

CCB (Ceramic Composite Brake) - керамический композитный тормоз

CIDI (Compression Ignition Direct Injection) - дизельный двигатель с непосредственным впрыском

COMMON-RAIL - система питания дизеля с «общейрейкой». (Система питания дизелей, в которой насос высокого давленияподает топливо в общий аккумулятор - рейку, а подача топлива в цилиндрыдвигателя осуществляется с помощью форсунок с электронным управлением.Система работает при высоких давлениях, более 100 Мпа, и обеспечиваетлучшие показатели мощности, топливной экономичности и  меньщуюшумность работы дизеля).

CTPS - контактный датчик давления в шине. (Датчик,устанавливаемый в пневматической шине, сигнал от которого, используетсядля информирования водителя о давлении в каждой, конкретной шинеавтомобиля).

CVT (Continuously Variable Transmission) --бесступенчатая трансмиссия с вариатором. (В автоматических коробкахпередач применяются клиноременные вариаторы с раздвигающимися шкивами итороидные).

DCG (Direct Shift Gearbox) - коробкапередач непосредственного переключения (Автоматическая коробка передачс параллельными ведомыми валами, в которой переключение передачпроисходит без разрыва мощности. Разработана Audi и серийно применяетсяна автомобилях фирмы)

DOHC (Double Overhead Camshaft) - ГРМ сдвумя валами в головке цилиндров. (Привод таких газораспределительныхмеханизмов осуществляется от коленчатого вала двигателя с помощьюцепной или ременной передачи).

DSC (Dynamic Stability Control) - системадинамического контроля устойчивости. (Система с электроннымуправлением, предотвращает занос и опрокидывание автомобиля, путемизменения тяги на отдельных колесах или применением торможенияотдельных колес).

EAS (Electric Assist Steering) -электрический усилитель рулевого управления. (В электрическихусилителях рулевого управления используются бесщеточныеэлектродвигатели, получающие управляющие электрические сигналы откомпьютера системы рулевого управления).

EBD (Electronic Brake Distribution) - В немецком варианте - EBV (Elektronishe Bremskraftverteilung). Электронная система распределения тормозных сил. Обеспечивает наиболее оптимальное тормозное усилие на осях, изменяя его в зависимости от конкретных дорожных условий (скорость, характер покрытия, загрузка автомобиля и т.п.). Главным образом, для предотвращения блокировки колес задней оси. Эффект особенно заметен на автомобилях с задним приводом. Основное назначение данного узла - распределение тормозных сил в момент начала торможения автомобиля, когда, согласно законам физики, под действием сил инерции происходит частичное перераспределение нагрузки между колесами передней и задней оси.

Принцип действия - Основная нагрузка при торможении с движения передним ходом ложится на колеса передней оси, на которых может быть реализован больший тормозной момент, в то время как колеса задней оси, напротив, разгружаются, и, при приложении к ним большого тормозного момента, могут заблокироваться. Во избежание этого EBD, обработав данные, получаемые от датчиков АБС и датчика, определяющего положение педали тормоза, воздействует на тормозную систему и перераспределяет тормозные силы на колесах пропорционально действующим на них нагрузкам. EBD вступает в действие до начала работы АБС или при несрабатывании АБС из-за ее неисправности.

ECM (Electronic Control Module) - электронный контрольный модуль (Электронный блок управления двигателем, компьютер управления)

EDC (Electronic Damping Control) - электронный контроль демпфирования (Амортизаторы с постоянным электронным регулированием)

ECS - Электронная система управления жёсткостью амортизаторов.

ECU (Electronic Control Unit) - блок электронного управления работой двигателя.

EDC (Electronic Damper Control) - электронная система регулирования жесткости амортизаторов. Иначе ее можно назвать системой, заботящейся о комфорте. "Электроника" сопоставляет параметры загрузки, скорости автомобиля и оценивает состояние дорожного полотна. При движении по хорошим трассам EDC "приказывает" амортизаторам стать мягче, а при поворотах на высокой скорости и проезде волнообразных участков добавляет им жесткости и обеспечивает максимальное сцепление с дорогой.

EDIS (Electronic Distributorless Ignition System) - электронная бесконтактная система зажигания (без прерывателя - распределителя).

EDL (Electronic Differential Lock) - cистема электронной блокировки дифференциала.

В немецком варианте EDS (Elektronische Differentialsperre) - электронная блокировка дифференциала. Представляет собой логичное дополнение к функциям антиблокировочной системы (АБС), благодаря которому повышается потенциал безопасности автомобиля, улучшаются его тяговые характеристики при движении в неблагоприятных дорожных условиях, а также облегчаются процессы трогания с места, интенсивного разгона, движения на подъем и эксплуатации автомобиля в сложных погодных условиях.

Принцип действия системы.

При прохождении поворотов колеса автомобиля, установленные на одной оси проходят пути разной длины, из-за чего их угловые скорости тоже должны быть разными. Это несовпадение скоростей компенсируется за счет работы дифференциального механизма, устанавливаемого между ведущими колесами. Но у применения дифференциала в качестве связующего звена между правым и левым колесами ведущей оси автомобиля есть и отрицательные стороны. Особенностью конструкции дифференциала является то, что он (при равенстве правой и левой шестерен) независимо от условий движения осуществляет равное распределение крутящего момента между колесами ведущей оси. При прямолинейном движении на покрытии с равными коэффициентами сцепления это не сказывается на поведении автомобиля. Когда же ведущие колеса автомобиля попадают на участок с различными коэффициентами сцепления, колесо, движущееся по участку дороги с меньшим коэффициентом сцепления, начинает пробуксовывать. В силу условия равенства крутящих моментов, обеспечиваемого дифференциалом, буксующее колесо ограничивает тягу противоположного колеса. Блокировка дифференциала при несовпадении условий сцепления левых и правых колес устраняет эту равнораспределенность. Получая сигналы от датчиков частоты вращения, имеющихся в составе АБС, ЭБД определяет угловые скорости ведущих колес и непрерывно сопоставляет их между собой. При несовпадении угловых скоростей, возникающем, например, при буксовании одного из колес, оно подтормаживатся до тех пор, пока не сравняется по частоте вращения с небуксующим. В результате такого регулирования возникает реактивный момент, который, в случае необходимости, создает эффект механически заблокированного дифференциала, а колесо, имеющее лучшие условия сцепления с дорожным покрытием, получает возможность передавать большее тяговое усилие. При разности частот вращения около 110 об/мин система автоматически включается в работу и без ограничений действует на скоростях до 80 км/ч. Система ЭБД действует и при движении задним ходом, однако при прохождении поворотов она не срабатывает.

EGR - система рециркуляции отработавших газов.(Система с электронным управлением, в которой с целью снижения вредныхвыбросов в атмосферу, часть выхлопных газов, на определенных режимахработы двигателя, подается обратно в цилиндры ДВС).

EHB (Electro Hydraulic Brake) -электрогидравлический тормоз. (Тормозная система, в которойгидравлическая система выполняет силовые функции, а управлениеторможением осуществляется с помощью электрических сигналов).

EPB (Electronic Parking Brake) - Стояночный тормоз с электронным управлением

EON (Enhanced Other Network) - встроенная навигационная система. В СНГ пока не работает, однако в Европе преимущество EON уже оценено по достоинству. Информация о пробках на дорогах, строительных работах, маршрутах объезда со спутника поступает в бортовой компьютер вашего автомобиля. Электронный мозг машины тут же дает водителю подсказку, какой дорогой пользоваться, а с какой лучше свернуть.

ESP (Electronic Stability Programm) - Она же ATTS, ASMS (Automatisches Stabilitats Management System), DSTC, DSC (Dynamic Stability Control), FDR (Fahrdynamik-Regelung), VDC, VSC (Vehicle Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist) - противозаносная система (ПЗС).

Наиболее сложная система с задействованием возможностей антиблокировочной, антипробуксовочной с контролем тяги и электронной систем управления дроссельной заслонкой. Контрольный блок получает информацию с датчиков углового ускорения автомобиля, угла поворота рулевого колеса, информацию о скорости автомобиля и вращении каждого из колес. Система анализирует эти данные и рассчитывает траекторию движения, а в случае, если в поворотах или маневрах реальная скорость не совпадает с расчетной и автомобиль "выносит" наружу или внутрь поворота, корректирует траекторию движения, подтормаживая колеса и снижая тягу двигателя. В случае возникновения экстремальной ситуации она компенсирует неадекватно резкую реакцию водителя и способствует сохранению устойчивости автомобиля. Работа данной системы заключается в осуществлении тягово-динамического регулирования работы систем управления автомобилем. ПЗС распознает опасность заноса и целенаправленно компенсирует нарушение курсовой устойчивости автомобиля.

Принцип действия системы.

ПЗС реагирует на критические ситуации в том случае, если известны ответы на два вопроса: куда намерен ехать водитель? куда на самом деле едет автомобиль? Ответ на первый вопрос система получает от датчиков, определяющих угол поворота рулевого колеса и угловые скорости колес автомобиля. Ответ на второй вопрос можно получить, измерив угол поворота автомобиля вокруг вертикальной оси и величину его поперечного ускорения. Если по поступающей от датчиков информации получаются разные ответы на упомянутые выше вопросы, то существует вероятность возникновения критической ситуации, при которой необходимо вмешательство ПЗС. Критическая ситуация может проявляться в двух вариантах поведения автомобиля:

Недостаточная поворачиваемость автомобиля.В этом случае ПЗС дозировано подтормаживает заднее колесо на внутренней стороне поворота, а также воздействует на системы управления работой двигателя и АКП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате добавления к сумме сил тормозной силы, приложенной к упомянутому выше колесу, вектор результирующей силы, действующей на автомобиль, поворачивается в сторону поворота и возвращает машину на заданную траекторию движения, предотвращая выезд за пределы проезжей части и обеспечивая тем самым вписываемость в поворот.

Избыточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ПЗС дозировано подтормаживает переднее колесо на внешней стороне поворота и воздействует на системы управления работой двигателя и АКП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате вектор результирующей силы, действующей на автомобиль, поворачивается наружу поворота, предотвращая тем самым занос автомобиля и следующее за ним неуправляемое вращение вокруг вертикальной оси. Еще одной распространенной ситуацией, в которой требуется вмешательство ПЗС, является объезд неожиданно возникшего на дороге препятствия. В случае, если автомобиль не оборудован ПЗС, события в данном случае часто развиваются по следующему сценарию: Перед автомобилем неожиданно возникает препятствие. Чтобы избежать столкновения с ним, водитель резко поворачивает влево, а затем, чтобы возвратиться на ранее занимаемую полосу, - вправо. В результате подобных манипуляций автомобиль резко поворачивается и возникает занос задних колес, переходящий в неуправляемое вращение автомобиля вокруг вертикальной оси. Развитие ситуации в случае с автомобилем, оборудованным ПЗС, выглядит несколько иначе. Водитель пытается объехать препятствие, как и в первом случае. По сигналам датчиков ПЗС распознает возникший неустойчивый режим движения автомобиля. Система производит необходимые вычисления и, в качестве контрмеры, подтормаживает левое заднее колесо, способствуя тем самым повороту автомобиля. При этом сила бокового увода передних колес сохраняется. Пока машина движется по дуге влево, водитель начинает поворачивать рулевое колесо вправо. Чтобы способствовать повороту автомобиля вправо, ПЗС подтормаживает правое переднее колесо. Задние колеса при этом вращаются свободно, благодаря чему оптимизируется действующая на них боковая сила увода. Предпринятая водителем смена полосы движения может вызвать резкий поворот автомобиля вокруг вертикальной оси. Чтобы предотвратить занос задних колес, подтормаживается левое переднее колесо. В особо критических ситуациях это торможение должно быть очень интенсивным, чтобы ограничить нарастание боковой силы увода, действующей на передние колеса.Рекомендации по эксплуатации ПЗС.Рекомендуется выключать ПЗС: при "раскачке" автомобиля, застрявшего в глубоком снегу или рыхлом грунте, при езде с цепями противоскольжения, при проверке автомобиля на динамометрическом стенде. Отключение ПЗС осуществляется нажатием кнопочного выключателя с надписью на панели приборов, включение - повторным нажатием на указанную клавишу. При запуске двигателя ПЗС находится в рабочем режиме.

ETC (Electronic Throttle Control) -дроссельная заслонка с электронным контролем (Дроссельная заслонка,которая не имеет механической связи с педалью акселератора. Обычноуправляется с помощью электродвигателя и имеет датчики положения)

ETS - электронный контроль сцепления с дорогой. (Противобуксовочная система - ПБС- с электронным управлением).

FCEV (Fuel Sell Electric Vehicle) -транспортное средство на топливных элементах. (Перспективныеавтомобили, использующие альтернативные источники энергии - топливныеэлементы, в которых топливо, как правило водород, преобразуются вэлектрический ток, который приводит в действие электрическуютрансмиссию).

FWD (Front Wheel Drive) - привод на передние колеса (Переднеприводный автомобиль)

GDI (Gasoline Direct Injection) -непосредственный впрыск бензина. (Система питания ДВС, в которой бензинвпрыскивается с помощью двухрежимных форсунок в цилиндры двигателя.Впервые серийный выпуск таких двигателей был осуществлен компаниейMitsubishi. Двигатель может работать на сверхбедных смесях. Имеетулучшенные показатели мощности, топливной экономичности и меньшиевыбросы вредных веществ в атмосферу, но чувствителен к качествубензина).

GPS - глобальная навигационная система. (Используется в навигационных системах современных автомобилей).

HDC (Hill Descent Control) - система сэлектронным управлением, замедляющая скорость движения автомобиля наспуске. Применяется на автомобилях повышенной проходимости.

HEV (Hybrid Electric Vehicle) - гибридноетранспортное средство. (Автомобили, в которых кроме ДВС, используютсяэлектродвигатели. Существуют параллельные и последовательные "гибриды".В параллельных HEV колеса могут приводиться в действие, используяодновременно, как крутящий момент от ДВС, так и от электродвигателя. Впоследовательных, ДВС с помощью генератора, заряжает аккумулятор, апривод колес происходит от электродвигателей. Современные HEV имеютпримерно в два раза лучшую экономичность, чем традиционные автомобили).

HID - газоразрядная лампа. (Современныегазорязрядные источники света высокого напряжения, "ксеноновые фары",обеспечивающие лучшее освещение дороги и большую долговечность).

HPI (High Pressure Injection) - впрыск топлива при высоком давлении

HPU (Hybrid Power Unit) - гибридная силовая установка

HUD - головной дисплей

HVAC (Heating Ventilation Air- Conditioning)- отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. (Климатическаяустановка, в которой кроме отопителя салона автомобиля, используетсякондиционер).

IC – engine (Internal Combustion engine) - двигатель внутреннего сгорания

LEV (Low Emission Vehicle) - транспортное средство со сниженными выбросами вредных веществ в атмосферу

LPG (Liquid Petroleum Gas) - -сжиженныйнефтяной газ. (Газ, представляющий собой смесь пропана и бутана вопределенном соотношении. Используется в качестве автомобильноготоплива).

MPV (Multi Purpose Vehicle) - многоцелевой автомобиль (Минивэн, микроавтобус)

MTBE (methyl tetriary butyl ether). -добавка к бензину, снижающая вредные выбросы. (Кислородосодержащийсостав, понижающий температуру горения и уменьшающий вредныесоставляющие в отработавших газах. В последнее время появились данные овредности таких добавок).

OBD (On-Board Diagnostic) - бортоваядиагностическая система. (Система электронного блока управления ЭБУ,служащая для диагностики неисправностей автомобиля. Запоминает и даетвозможность считать коды неисправности двигателя, трансмиссии и др.).

OHV (Overhead Valve) - ГРМ с верхним расположением клапанов.

PCM (Power Control Module) - силовой контрольный модуль (Электронный блок управления системами двигателя и трансмиссии)

PDC - система контроля парковки. (Система, сиспользованием ультразвуковых датчиков, определяющая расстояниеавтомобиля до других объектов и помогающая водителю при парковкеавтомобиля).

PEM (Proton Exchange Membrane) -протонно-обменная мембрана. (Элемент, используемый в современныхтопливных элементах, для получения электричества из водорода икислорода воздуха).

Run-Flat Tire - шина, работающаяя при проколе.(Современные "безопасные" шины, дающие возможность водителю проехать нашине, из которой вышел сжатый воздух, некоторое расстояние).

RV (Recreation Vehicle) - автомобиль дляотдыха. (Автомобили, как правило, имеющие привод на все колеса. Могутиспользоваться как на дорогах с усовершенствованным покрытием, так и вусловиях ограниченной проходимости).

RWD (Rear Wheel Drive) - автомобиль с приводом на задние колеса

SBW (Steering By Wire) - "управление попроводам" (Рулевое управление, в котором поворот рулевого колесаоценивается с помощью электрических датчиков, а поворот колесосуществляется с помощью компьютера).

SI (Spark Ignition) - искровое зажигание

SUV (Sport Utility Vehicle) - автомобиль повышенной проходимости.

SVS - система изменения степени сжатия Saab.(Разработанная Saab система позволяет плавно изменять степень сжатияДВС путем изменения угла наклона блока цилиндров).

TCM (Transmission Control Module) - контрольный модуль трансмиссии (Электронный блок управления трансмиссией)

TCS (Traction Control System) - система контроля тяги. (Электронное управление распределением крутящего момента в трансмиссии).

Tiptronic - Автоматическая коробка передач с возможностью секвентального (последовательного) псевдоручного переключения передач.

TWI (Tread Wear Indicator) - индикаторизноса шины (Выполняется в виде выступа в канавочном слое шины.Положение индикатора наносится на боковине шины в виде стрелки инадписи TWI)

Valvetronic - бензиновый двигатель внутреннегосгорания без дроссельной заслонки. (Двигатель разработан BMW. Изменениеподачи топливно-воздушной смеси в цилиндры достигается изменениемстепени открытия впускного клапана с помощью специального механизма).

VCS - радарная система контроля автомобиля.(Система активной безопасности, в которой для предупреждениястолкновений используется радар).

VIVT - изменяемые фазы газораспределения.(Механизмдля изменения времени открытия и закрытия клапанов ДВС, позволяющийулучшить характеристики ДВС на различных режимах работы).

ГУР (Гидроусилитель Руля) - Система, состоящая из насоса и шлангов, облегчающих поворот руля. Особенно помогает ГУР при повороте колес на неподвижном автомобиле и с низкопрофильной резиной, т.к. в этом случае "пятно контакта" резины с дорогой максимально, а качения нет. Из минусов ГУРа можно отметить то, что при быстром вращении рулевого колеса насос может не успевать перекачивать жидкость и перегреться, что приведет к сопротивлению во вращении. К счастью, на современных автомобилях это маловероятно.

 ЭУР(Электроусилитель Руля) - То же, что и ГУР, но вместо насоса, перекачивающего жидкость, роль помощника выполняет электромотор. В случае перегрева ЭУР отключается на 3-4 секунды, затем снова включается.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.