Матрешка на льду

«Газ в пол! Газ в пол! — командует Олег Кессельман, — Всё проспали, тормозим». Вместе с Mazda Sport Academy мы укрощали Мазду 3 на льду Тушинского аэродрома и учились действовать на опережение. С этого в зимней сессии маздовской академии спортивного вождения участвуют новые трешки. Занятия проводятся на хэтчбеках с двухлитровым бензиновым мотором и «автоматом».

По сравнению с кроссовером CX7 переднеприводной Mazda3 управлять на скользком покрытии намного сложнее. От водителя требуются особые навыки действия рулем и газом. Они оттачиваются с помощью двух упражнений. Первое — на управление автомобилем с недостаточной поворачиваемостью. Это обычная змейка, где конусы выстроены в линию, и ee проходят на обычном автомобиле, обутом в шипованную резину. Система стабилизации по традиции отключена. Это, по мнению выполнявшего инструктаж известного гонщика Олега Кессельмана, приучает водителя надеяться на собственные силы, а не на электронику. Да и не факт, что электронный помощник правильно поведет себя в экстремальной ситуации. У Mazda3 ESP сделана полностью отключаемой. А вот с учебными CX7 пришлось повозиться. Систему стабилизации у кроссоверов все-таки умудрились деактивировать, но вместе с ней пропала и ABS, жалуются инструкторы.

Для успешного прохождения обеих змеек прежде всего нужно научиться действовать с опережением. Ведь автомобиль на льду реагирует на действия водителя с запозданием. Еще, советуют инструкторы, нужно чувствовать баланс автомобиля: сброс газа — загружается передняя ось, добавление — задняя.  И ни в коем случае не перекручивать руль. Сброс газа, поворот баранки на небольшой угол. Машина нехотя начинает плыть в поворот. Ставим колёса ровно, не следует держать их вывернутыми слишком долго, и очень плавно добавляем газ, чтобы избежать срыва в пробкусовку. После пары кругов начинаешь чувствовать ритм перестроений и перестаешь бояться запаздываний машины.

Второе упражнение научит управляться с переднеприводным автомобилем с избыточной поворачиваемостью — сочетание крайне опасное. Его выполняют на  машинах с «испорченной» задней подвеской — углы установки колeс нарушены, а сами они обуты в перекачанные летние шины. Вдобавок конусы расставлены не в линию, а сильно смещены, чтобы увеличить крутизну поворота. В итоге автомобиль начинает активно мести хвостом и совладать с ним удается, только следуя командам опытного инструктора. Чуть  замешкался с доворотом руля в сторону заноса, не достаточно сильно топнул по педали газа и автомобиль полный разворот, испытывая возможности вестибулярных аппаратов пассажиров. Самое сложное — преодолеть психологический барьер. При заносе кормы пытаешься ещe больше довернуть руль в сторону поворота, а нужно вращать его в сторону заноса. Да и резко добавлять газ, вместо того, чтобы давить на тормоз, некоторым участникам было сделать довольно трудно.

Все эти ухищрения нужны, чтобы смоделировать ситуацию, при которой автомобиль с исправной подвеской и на зимней резине проваливается в занос. Только скорость у него при этом должна быть сильно за 100 км/ч. В учебном варианте и скорость меньше и у водителя больше времени на то, чтобы среагировать. Да и в случае ошибки последствия не столь катастрофичны — машина утыкается в мягкий сугроб, откуда ее вызволяют с помощью технички — пикапа BT-50.

Полученные в упражнениях навыки мы оттачивали на извилистой гоночной трассе. Мало сказать извилистой. В ней был один единственный прямик и целых четыре поворота. Под конец обучения трассу раскатали и все больше машин оказывалось в объятиях сугроба. Всего курс зимней подготовки занимает пять часов из которых час отводится на инструктаж, а остальные — на практику. Маловато, но, по мнению маздовских академиков-оптимистов за это время вполне реально привить водителю навыки управления автомобилем в экстремальной ситуации. Тем не менее отбоя от желающих поступить в Mazda Sport Academy руководимую знаменитыми гонщиками Борисом Шульмейстером и Олегом Кессельманом, нет. И весь зимний курс уже полностью расписан, несмотря на довольно серьезную стоимость обучения — около 7000 рублей.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.