Куклы, которые гибнут за металл

Автомобиль резко разгоняется и врезается в препятствие с расстояния  в несколько метров. От сильнейшего столкновения капот превращается в гармошку, двигатель входит в салон, и то, что несколько секунд назад было полноценной машиной, теперь годится лишь для переплавки. Весь процесс столкновения фиксируется камерой. Если вы думаете, что это хроника дорожно-транспортного происшествия — то ошибаетесь. Это даже не съемки кинофильма. Это краш-тест, который традиционно предваряет вывод автомобилей на рынок для широкого потребителя.

Сколько машин разбивается перед тем, как модель появится за стеклянными витражами автосалонов, подсчитать сложно. Но автопроизводители убытками это не считают, ведь результативные краш-тесты в будущем спасут жизни тысяч и миллионов автовладельцев. Однако расходным материалом становятся не только автомобили, но и манекены. Такая уж судьба у этих больших кукол — погибать во имя людей.

Дата появления первых манекенов для краш-тестов точно неизвестна. Есть мнение, что это было в 30-е годы ХХ столетия. В то время люди начали пересаживаться с конного транспорта на автомобильный. Разумеется, принцип езды у них разный и скорость движения тоже. Люди не могли перестроиться, и количество жертв пугало своей растущей прогрессией. В итоге автомобильные умы того времени не придумали ничего лучшего, как сажать в салоны машин (только не вздрагивайте) трупы и на них проверять степени опасности.

Первый манекен, больше всего приспособленный для  проверки состояния человека при столкновениях, конструировался совсем для других целей. На «экваторе» XX века инженер Сэмюэль Эльдерсон создал человекоподобный механизм для тестирования катапультируемых кресел в самолетах. Чтобы не изобретать велосипед, эту «куклу» стали применять компании Ford и General Motors. Имя первого манекена навсегда вошло в историю автомобилестроения — Сьерра Сэм.

Когда его возможности и правдоподобность данных стали подводить автомобилестроителей, появилось новое поколение манекенов. Уже в то время стало понятно — испытания нужно проводить на куклах разных габаритов. Поэтому сконструировали «семью» манекенов — 77-килограммового «папу» ростом 168 см, более легкую «маму», десятилетнего «сына» и трехлетнего «малыша». Их двигательная способность обеспечивалась шарнирами, а результаты краш-теста фиксировали 44 датчика, закрепленные на манекенах. За всю свою трудовую деятельность эта «семейка» спасла жизни многим людям.

Однако даже эти усовершенствованные для того времени манекены не могли гарантировать максимальную безопасность во время езды будущим покупателям. Революционный прорыв в сфере предотвращения травматизма и гибели водителя и пассажиров сделали шведы. С тех пор автомобили Volvo завоевали титул самых безопасных и надежных.

Чтобы планка держалась на заданной высоте, инженеры этой компании ежегодно тратят фантастические бюджеты на краш-тесты. Представьте себе, стоимость одного манекена доходит до 1,5 миллиона шведских крон, а таких в Volvo Cars более 100.

Инженеры компании сконструировали разные манекены, которые так же не похожи друг на друга, как и реальные люди. Учитывали не только возраст, но и комплекцию, пол. Сегодня в «семье» манекенов Volvo Cars 19 кукол:  8 «взрослых» и 11 «детей». Интересно, что «малыш» весит всего 3 килограмма, как настоящий ребенок.

Чтобы приблизить ситуацию к реальной и проследить все «болевые»точки во время столкновения, манекены наделили ста точками для оценки воздействия сил удара на голову, шею, спину, грудную клетку, бедра и ноги. Интересно, что кукольный позвоночник до мельчайших деталей соответствует человеческому. 


Не все шведские манекены одинаковы. Одни «работают» на фронтальных столкновениях, другие — на боковых, а третьи регулярно подвергаются ударам сзади. После оценки полученных травм пострадавших восстанавливают. Заботливые руки  специалистов Центра по безопасности Volvo дарят новую жизнь куклам-бойцам, воскрешая их для новых краш-тестов. На языке профессионалов это называется рекалибровка.

Перед новыми испытаниями всех манекенов проверяют на готовность. Они проходят всестороннюю проверку и настройку в специальном цехе.

У каждой из кукол есть своя героическая история. Готовя их к краш-тесту, специалисты крепят на механические туловища многочисленные датчики и в режиме реального времени отслеживают силы, воздействующие на манекен, а также распределение энергии удара в процессе столкновения. Затем переводят все это в человеческую плоскость, анализируют, какие нагрузки сможет выдержать живой организм. Задача специалистов — найти ту грань, где заканчивается безопасность при столкновении и появляется реальная угроза для здоровья и жизни людей. 

С развитием информационных технологий на помощь механическим манекенам приходят виртуальные. Краш-тесты моделируют компьютерные программы. Это позволяет вести в два раза больше работы, направленной на сохранение жизни будущих автомобилистов.

Сравнительно недавно, в 2007 году, был собран новый тип манекенов — кукла беременной женщины. Эта замечательная и своевременная идея пришла инженерам английского университета Лофборо. Будущие мамы даже во время ожидания малыша не расстаются с автомобилем. Создатели машин несут ответственность за две жизни сразу. Поэтому в программу краш-тестов внесли коррективы. Во время столкновения специалисты оценивают риск, которому подвергается женщина и малыш. Его имитирует капсула, заполненная жидкостью, находящаяся в животе манекена. Результаты работы — создание ремней безопасности, ориентированных на особенности фигуры женщин, находящихся в ожидании рождения новой жизни.

Наука не стоит на месте. Автомобильные инженеры постоянно работают над тем, чтобы сделать наше пребывание в автомобиле максимально безопасным. Но, к сожалению, они не волшебники, и многое зависит от нас самих. Не провоцируйте за рулем аварийные ситуации, будьте собраннее и внимательнее, чтобы никогда не почувствовать на себе то, что испытает манекен во время краш-теста.   

 

 







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.