Мастерство вождения. Для профессионалов - Автомобильный справочник





Мастерство вождения. Для профессионалов

Мастерство вождения. Для профессионалов  


Визуальное воображение – это когда у вас перед глазами стоит желаемая картинка. Например, прохождение поворота самым быстрым гонщиком прошлого сезона. Мысленное, воспроизводимое в уме изображение – это когда вы у себя в мозгу прокручиваете определённую ситуацию со всеми подробностями. Например, вы мысленно представляете, как бы вы сами вели машину, оказавшись на месте самого быстрого гонщика по трассе.

Да, но для этого надо досконально знать эту трассу. Изучить трассу поможет компьютерная игра. Дело в том, что человеческий мозг в состоянии, подобно компьютеру, воссоздать желаемую картинку до мельчайших подробностей и это можно и нужно использовать в тренировочном процессе.

Жак Вильнёв – известный фанат компьютерных игр рассказал такую историю. Перед своим первым выступлением на французской трассе в Спа, он усиленно тренировался на компьютере. Главное, досконально, на подсознательном уровне, выучить незнакомую трассу, считал Вильнёв. И что же? Он занял в квалификации поул! С тех пор никто из гонщиков уже не считал компьютерные игры пустыми игрушками. Разберемся, что в действительности может дать компьютер. Понятно, что лучше всего для тренировок подходит всё же гоночный симулятор ( макет формулы).

В плане тренировки ментального воображения он может дать немало. Но надо понимать, что существуют и определённые ограничения. Одного зрительного ряда для создания мысленного образа недостаточно. Дело в том, что гонщик воспринимает действительность, или иными словами получает информацию тремя путями.

* Первый: визуальный или зрительный.
* Второй: слуховой.
* Третий: чувственный или сенсорный.

Тренировка у компьютера поможет развить первые два пути, но никак не третий.

ВООБРАЖАЕМЫЕ ГОНКИ

Настоящий гонщик должен уметь проехать максимально быстро сначала мысленно, а потом уже выезжать на трассу. Это не шутка. Сядьте удобно дома или в гостинице в кресло, причём ваша поза должна максимально копировать вашу посадку в гоночной машине. Закройте глаза и мысленно представьте себя за рулём вашей боевой машины. Включите секундомер ( реальный, а не воображаемый) и проходите ваш мысленный круг. Если вы отлично знаете трассу, то время вашего воображаемого круга будет точно совпадать с реальным временем! Должно совпадать! Вы ожидаете этого и надеетесь на это.

Но ожидать и надеяться – опасные слова. Например, вы говорите: «я надеюсь принять участие в гонках за границей». В вашей фразе нет ни тактической, ни стратегической установки. Если вы скажите иначе: « моя цель - принять участие в гонках за границей», будет понятно, что у вас есть конкретный план, и вы знаете что надо сделать для его осуществления.

Представим себе такую ситуацию. Вы ожидаете показать завтра на квалификации определённый результат. Пусть это будет время круга – 1:20.5. Вы выезжаете и показываете 1:20.8, затем 1:20.6 и, наконец, 1:20.5. Можно было проехать и быстрее, но вы выполнили свою собственную установку. Можно было бы почувствовать удовлетворение, но со вчерашнего дня трасса изменилась в лучшую сторону, и другие пилоты оказались ещё быстрее. Это надо было предвидеть, ожидая показать конкретное время круга, ставя себе задачу. Вы надеялись показать определённое время и показали его. Ваше ожидание или надежда сработали против вас, оказавшись на деле ограничителем или тормозом. Дело в том, что ваши ожидания стали реальной программой вашего мысленного воображения. Такая программа действительно работает эффективно, часто даже слишком эффективно. В этом её опасность! Вывод: не ставьте себе узких задач, например, показать конкретное время. Это может стать ограничителем, как в описанном выше примере. Так же не будет работать установка «постараться проехать как можно быстрее». Что это означает слово «постараться»? Человеческий мозг не воспринимает расплывчатых формулировок. Лучше поставить конкретную, понятную задачу, например: «собрать по секторам лучший круг». Понятно, что для этого надо максимально сосредоточится и чётко отработать каждый сектор трассы.

Проезжая трассу в своей виртуальной попытке классификации надо обратить внимания на особенности тех или иных связок поворотов. Эффективными будут конкретные установки, например: «пожертвовать скоростью в первом повороте из трёх сопряжённых». Тогда в последнем повороте можно начать ускорение как можно раньше и выйти на прямую с максимальным набором скорости. Такие конкретные задачи хорошо ложатся в вашу мысленную программу. Отработав прохождение трассы в воображаемых попытках, скорее всего, на следующий день в реальности вы не сделаете ошибок. И время вашего лучшего круга будет не 1:20.5, а 1:20.3.

И ещё один очень важный аспект. Если ошибка всё- таки произошла, ни в коем случае нельзя думать о ней. Что сделано, - то уже произошло. Не думайте о прошлом, там ничего не изменить. Думайте о будущем. Чтобы вышло, как вы хотели надо действовать в настоящий момент! Концентрируя своё внимание на настоящем моменте, вы увеличиваете свой шанс выполнить поставленную задачу. А хорошо ли вообще много думать? Перегрузка различными мыслями характерна только для новичков. Если ваша голова не перегружена раздумьями, она чиста и открыта для всего и готова ко всему. Пилот экстра-класса не загружает свой мозг мыслями.

То же самое касается и мысленного восприятия. Многие гонщики в начале своей карьеры волнуются перед стартом и пытаются вообразить различные сценарии старта, чтобы заранее психологически подготовиться к ним. Напрасно! Как можно вообразить то, что неизвестно? Так же не стоит много думать перед важными тестами на незнакомом автомобиле. Как вы можете воспроизвести в уме ситуацию, информация о которой у вас полностью отсутствует? Это невозможно! Вернёмся к старту. Ваше сознание должно быть открыто для любой ситуации. На пример, если не удалось уйти внутрь первого поворота, вы останетесь снаружи. Если не удалось сделать рывок на старте, вы сделаете его во второй части первого круга. Это не означает визуализацию конкретных вариантов, а только то, что вы не растеряетесь в любой ситуации. Что бы ни произошло, вы примите правильное решение.

Ваша мысленная установка должна быть шире, ваше сознание должно быть открыто для любой информации. Только так вы сможете максимально быстро принять верное решение в любой ситуации.

ВОСПРИЯТИЕ

Начнём с важного тезиса: «Чем больше по количеству и выше по качеству воспринимаемой информации поступает в ваш мозг, тем выше качество отдачи, тем лучше вы управляете гоночной машиной!»

Действительно, вы управляете машиной принимая решения и производя физические действия с органами управления машины. Представим себе, что речь идёт не о гонках, а о большой инвестиционной компании. Чем больше информации она получает, тем надёжнее её инвестиции. Так же и в гонках: ваша позиция относительно соперников, сцепление шин с покрытием трассы, скорость движения, ускорения, вибрации, звук двигателя, - всё это важная информация, которая помогает принять правильное решение или сделать правильное действие.

Каким образом, вернее из каких источников гонщик получает всю важнейшую информацию? Этих источников довольно много. Вот важнейшие из них:

* Зрительный ряд
* Чувственное восприятие
* Слуховое восприятие
* Чувство скорости
* Чувство сцепления

В следующей главе я подробно рассмотрю каждый из них.








Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.