Мастерство вождения. Для профессионалов

Мастерство вождения. Для профессионалов  


Обратимся к европейскому опыту и внимательно приглядимся к движениям рулем у тамошних ассов на входе в поворот. Мы увидим, что никакой плавности нет и в помине, а есть напротив, резкие, почти конвульсивные дёрганья туда сюда. Так как же правильно? Ведь один из важнейших гоночных постулатов гласит: чем плавней манипуляции гонщика рулём, тем выше скорость в повороте? Парадокс! Будем разбираться.

СКОРОСТНЫЕ ( БЫСТРЫЕ) ПОВОРОТЫ

Для грамотного прохождения быстрых поворотов плавное, если не сказать нежное руление «медленными руками» просто необходимо. Важно поворачивать руль на минимально возможный угол, чтобы избежать излишнего перераспределения веса, важно стараться держать максимально сбалансированной машину. Она должна всеми четырьмя шинами цепко держаться за покрытие трассы. Вот наглядный пример: представьте себе, что вы держите бутылку до половины наполненную водой горизонтально. Вода стоит ровно, но стоит наклонить горлышко немного вниз, как жидкость устремится в том же направлении, утяжеляя эту часть бутылки. Задрали горлышко, всё происходит наоборот. В первом случае мы эмитировали торможение машины, во втором разгон. Качнем вправо-влево, а бутылка как живая из рук выпрыгнуть захотела и теперь воде потребуется время, чтобы успокоиться. С перераспределением веса автомобиля происходит нечто подобное и в быстрых поворотах он должен быть минимальным.

Техника прохождения быстрых поворотов для переднего и заднего привода одна и та же. Главное, не нарушать баланс, следить за тем, чтобы вода в воображаемой бутылке плескалась как можно меньше. Скорость прохождения быстрого поворота поднимают постепенно. Психологически очень важно понять, что можно обойтись без торможения, хотя, правая нога сама давит на тормоз. В результате тренировок удается пересилить себя и начать кратковременно сбрасывать газ на входе, но не тормозить. Это то, что нужно! Если небольшое торможение все же неизбежно - педаль тормоза надо отпускать очень плавно.

АТАКУЕМ ПРЯМОЙ УГОЛ

Да вот беда - настоящих, скоростных поворотов на российских кольцевых трассах практически нет! Зато, коварных девяностоградусных - хоть отбавляй. Поэтому, уделим технике прохождения таких поворотов особое внимание. Как увеличить скорость их прохождения? Обычно можно наблюдать такую картину: гонщик жадничает со скоростью и круто режет на входе. Это только портит разгон на выходе из поворота, так как завышенная скорость входа отодвигает точку прибавления газа. Видя, что он теряет время, гонщик на выходе более интенсивно прибавляет газ. На заднеприводном автомобиле уплывает задняя ось, - вынуждая гонщика вступать в единоборство с так называемой, силовой избыточной поворачиваемостью. На переднеприводном – излишне скользит передняя ось ( передние шины здесь всегда перегружены работой). Избыточный крутящий момент на ведущих колесах вызывает недостаточную поворачиваемость и так же силовую. В обоих случаях на выходе из поворота газ приходится сбрасывать и это - грубейшая ошибка. В результате падает скорость выхода и как следствие – страдает скорость в конце прямой. Причина ошибки кроется в желании пройти такие повороты, используя технику прохождения скоростных поворотов, и она ни к чему хорошему не приводит. Да и температура шин выходит за оптимальные пределы: они начинают греться не от работы на трение, а из-за излишних скольжений, и уплывают еще больше, а это недопустимо. Не стоит забывать, что шины могут выполнить столько работы, сколько они могут.

Простите за тавтологию, но она в данном случае уместна. Так как же правильно? Первое: точку входа надо отнести на 5-8 метров глубже. Второе и главное: на входе в поворот надо, как выражаются англоязычные гонщики заставить машину как можно раньше " to take a Set in a turn", то есть, в вольном переводе буквально "сесть в поворот". Причем сесть на два внешних колеса, как бы упереться в них и оставаться в таком балансе вплоть до самого выхода из поворота. Опереться на пятно контакта внешних шин, заставить шины работать, а не пускать их в скольжение, - вот в чем заключается мастерство гонщика.

Для большей наглядности вспомним излюбленный приём опытных картингистов: в крутых виражах они отклоняются не вовнутрь, а наружу поворота, что на первый взгляд противоречит логике. На самом деле, дополнительная загрузка внешних колёс заставляет карт буквально вставать на два внешних колеса, которые при этом словно упираются и совершенно не скользят. Это позволяет картингисту прописать желаемую траекторию с большей скоростью и без скольжений - буквально как по рельсам.

Грамотная техника прохождения девяностоградусных поворотов позволяет поднять скорость выхода в среднем на 5 км/час, а скорость в конце прямой – соответственно на 10 км/час. Вот вам и ответ, где искать "потерянные" секунды!

ОСНОВНЫЕ ТОНКОСТИ ТЕХНИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ

ДЕВЯНОСТОГРАДУСНЫХ ПОВОРОТОВ:

1. на входе в поворот чуть резче рулить, но не резать вход, а наоборот несколько затягивать с точкой входа.
2. попробовать увеличить скорость входа буквально на 2-3 км в час, чтобы, снижая её, нащупать начало пика сцепления колеса.
3. Ни в коем случае не уменьшать газ ни в одной из фаз поворота. Если обратиться к графику телеметрии, то кривая газа не должна иметь "полок", то есть, никакой игры газом не допускается. Генеральная установка такая, газ должен только прогрессивно прибавляться!
4. Ни в коем случае не переходить нулевое положение руля. Лучше несколько резких коротких движений в сторону заноса, чем поворот руля хотя бы на один градус в сторону развивающегося скольжения ( то есть заноса) есть ни что иное, как мощный тормоз.
5. Стараться уменьшать зону "прокатывания" в первой фазе поворота ( когда машина едет с ровным газом) до ее полного исчезновения!
6. Прибавлять газ следует практически сразу за точкой входа в поворот и в любом случае до апекса!
7. Скольжение шин всегда ведет к снижению скорости - это всегда тормоз.

И еще. Можно смело утверждать, что основные приемы прохождения трех типов поворотов будут верны не только для асфальта, а для любых покрытий. Не важно, что под колесами: гравий, снег или асфальт, главное не нарушать баланс в скоростных поворотах, а в девяностоградусных и более медленных, стараться в точке входа загрузить внешние колеса и держать такой баланс равномерно во всем повороте. Помните о бутылке с водой! И все же основное отличие «раллийной» езды от «кольцевой» кроится именно здесь. Более глубокий вход в поворот и прохождение его на внешних колесах – это по сути основное отличие в технике пилотирования между кольцевиками и раллистами ( когда последние едут асфальтовые допы).

Выступая на раллийных машинах, обутых в слики, раллисты используют их преимущества в основном только на разгонах и торможениях, но не в поворотах. Здесь они всегда безбожно режут траекторию, совсем не по-кольцевому цепляя внутренним колесом обочину. По-другому они не могут, - кто знает, что их ждет на выходе из узких незнакомых поворотов. Они всегда готовы к неожиданностям и могут несколько подправить свою траекторию, а «кольцевики», балансирующие на грани, напротив, лишены такой возможности. Да, но на кольце все повороты изучены до последнего миллиметра, так что по-своему, правы и те и другие.

БОРЬБА С АППЕНДИКСОМ

Очень медленные, крутые повороты – развороты на 180 градусов традиционно вызывают головную боль. Здесь гонщики, причем не только новички, традиционно делают много ошибок. Как их избежать? Торможение можно использовать для «забрасывания» задка машины в поворот в конечной фазе торможения, то есть применять «трайл брейкинг» ( дотормаживание в повороте одновременно с поворотом руля).

Если позволяет мощность, заброс можно делать газом. Для острых медленных разворотов на 180 градусов и в змейках, чтобы загрузить внешние колеса ( если подвеска позволяет) западные гонщики используют такой прием: наезжая на поребрик в вершине поворота, они умышленно подбрасывают внутреннюю сторону машины, загружая внешние колеса. Это оправдано лишь в том случае, когда удается начать разгон из поворота как можно раньше.








Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.