Jaguar E-Type: красавец в пятьдесят

Грядущий Женевский автосалон для компании Jaguar станет юбилейным. Пятьдесят лет назад на нем был показан спортивный автомобиль E-Type, наверное самая красивая модель семейства кошачьих. И почему наверное? Сам Энцо Феррари назвал E-Type самым красивым автомобилем из когда-либо созданных. Назови он самым-самым Ferrari, тогда были бы сомнения. А здесь, Энцо, судя по всему, был вполне искренен.

К тому времени компания Jaguar из Ковентри успела завоевать славу производителя быстрых и красивых спортивных машин. Можно сказать, помимо своей воли. Родстер XK 120, показанный в 1948 году в Лондоне, был создан как шоу-стоппер, для демонстрации нового ягуаровского мотора — рядной шестерки с двумя верхними распредвалами и полусферическими камерами сгорания. Мотор инженеры фирмы спроектировали во время войны время ночных дежурств на заводе. Изящный кузов, по легенде нарисованный Уильямом Лайонсом на сигаретной пачке, был для того времени откровением. Но в послевоенной Европе мало кто мог позволить себе такой автомобиль.

Однако успех машины оказался ошеломительным и вместо запланированных двух сотен было выпущено более 12 000 купе и родстеров. Большая часть автомобилей уходила в США, американцам так понравились европейские спорткары, что они мирились с теснотой в салоне, древней механической коробкой передач, тяжелым рулем. Да и ценники на машины не были заоблачными. В 1954 году модель XK120 сменил Jaguar XK140, а потом, в 1957 году Jaguar XK150. Они все так же спесиво раздували щеки, могли похвастаться «автоматом», проигрывателем пластинок и рулем с деревянными ободом, дисковыми тормозами по кругу, но время их проходило. В Великобритании, Италии, Германии и США начали появляться достойные соперники. Автомобильная мода струилась новыми линиями. Достаточно посмотреть на Citroen DS.

Поэтому в конце пятидесятых в Ковентри начали работу над новым спорткаром. Параллельно разрабатывалась задняя независимая подвеска, неразрезной мост на рессорах уже не обеспечивал нужных характеристик управляемости. Новый спорткар вел родословную от гоночных машин фирмы. В1950 году Jaguar XK120 впервые участвовал в Ле-Мане, но сошел с дистанции. По итогам был создан гоночный болид C-Type с форсированным до 200 л. с. мотором, способный разгоняться до 100 км/ч за 8,1 с и развивавший скорость 232 км. Изящные обводы алюминиевого кузова на пространственной раме были еще и аэродинамически совершенными — дизайнер Малкольм Сэйер пришел в Jaguar из авиационной промышленности. Утопленные в крылья передние фары были закрыты прозрачными обтекателями. C-Type удался на славу — чего стоят только две победы в Ле-Мане. Следующий ягуаровский болид D-Type с кузовом-монокок продолжил покорять Ле-Ман. На его счету три победы, причем в 1957 году «ди-тайпы» заняли пять из шести призовых мест. Чтобы положить конец доминированию гоночных «Ягуаров», Международная федерация автоспорта на следующий сезон ограничила объем двигателей спортпрототипов тремя литрами. В результате компания была вынуждена уйти из гонок. Из оставшихся деталей было решено сделать около сотни дорожных версий D-Type под индексом XKSS. Но на заводе произошел пожар и в итоге было построено всего 16 машин.

Представленный в Женеве в марте 1961-го новый спорткар E-Type напоминал D-Type, однако Малкольму Сэйеру удалось придать обводам кузова удивительное изящество. Под длинным капотом разместилась старая знакомая «шестерка», но с увеличенным до 3,8 л. объемом. Она выдавала 265 л. с. и позволила разогнать специально подготовленный для журналистских тестов автомобиль до 242 км/ч. Разгон до 100 км/ч занимал 7,2 секунды. Четырехступенчатая «механика» без синхронизаторов на первой передачи соседствовала с дисковыми тормозами Dunlop на всех колесах.

Но главное, автомобиль оснащался задней независимой пружинной подвеской, над которой ягуаровские инженеры работали пять лет. Заднее колесо подвешивалось на нижнем трубчатом рычаге, а роль верхнего рычага играл приводнрй вал. Дисковые тормоза расположились у главной передачи, это позволило снизить неподрессоренные массы, но заметно ухудшило охлаждение тормозов. Позже такую подвеску получат и ягуаровские седаны. Передняя подвеска была независимой, торсионной.

 Успех был едва ли не большим, чем при появлении XK120. Сразу же после дебюта в Женеве начались продажи E-Type. Машина предназначалась прежде всего для американского рынка, там она называлась XK-E. Ппоэтому в Европе ее можно было приобрести только четыре месяца спустя. Впрочем, стоил автомобиль намного дешевле конкурентов — 2 256 фунтов и 15 шиллингов, включая налог с продаж и фирменные спицованные диски с центральной гайкой. Если переводить на современные деньги, это примерно  45 000 евро. Нынешнее Купе Jaguar XK стоит дороже. Владельцами E-Type скоро стали такие знаменитости, как Джордж Бест, Бриджит Бардо, Тони Кертис, Стив МакКуин. В раскрутке машины поучаствовали модели журнала Playboy.

E-Type совершенствовался. С 1964 года на машину стали устанавливать мотор объемом 4,2 л. той же мощности. Учитывая требования американцев, компания с 1966 года начала выпуск четырехместного купе с посадочной формулой 2+2 с удлиненным на 229 мм кузовом. К этой версии можно было заказать 3-ступенчатый «автомат». Четырехместных машин выпускали чуть больше, чем двухместных купе. С 1967 года начался выпуск машин так называемой серии 1 ½, у них, согласно американским требованиям безопасности, фары лишились стеклянных колпаков-обтекателей. Первая серия стала самой многочисленной — 38 419 машин с кузовами родстер и купе.

В 1969 году начался выпуск машин второй серии. Кроме отсутствия колпаков на фарах, их можно было отличить по увеличенной решетке радиатора, новыми бамперами и доработанному салону с безопасными кнопочными переключателями вместо тумблерных. В комплектацию машины включили кондиционер. За три года производства было выпущено 18 809 машин. Автомобили третьей генерации, производство которых началось в 1974 году, были самыми мощными. Под удлиненным капотом размещался мотор V12 объемом 5,3 л и мощностью 272 л. с. Изначально двигатель предназначался для среднемоторного гоночного прототипа. Он позволял «и-тайпу» разгоняться до 100 км/ч всего за 6,6 с. Чтобы взнуздать табун лошадей, машину снабдили усиленными тормозами.  Гидроусилитель руля сделал управление машиной более комфортным. Выпуск двухместного купе прекратили, а родстер был построен на удлиненной базе четырехместной машины. При этом ее цена не была высокой. В Штатах V12 E-Type  стоил всего $8 475, почти вдвое дешевле Ferrari Dino ($15 225).

До 1975 года выпустили  чуть больше 15 тысяч машин. Кроме E-Type, с V12  было выпущено очень небольшое количество «Ягуаров» с мотором 4.2, сейчас это самая редкая модификация. За четырнадцать лет произвели более 70 000 машин. В начале 1975 года была выпущена прощальная серия из полусотни машин, окрашенных в траурно-черный цвет. Было о чем жалеть. Уильям Лайонс к тому времени ушел на покой и занялся овцеводством, а его компания утратила независимость, став частью госконцерна British Leyland. Наследник «и-тайпа», Jaguar XJS был также нарисован Малкольмом Сэйером, но пошел в производство уже после его смерти. Этот неплохой спорткар выпускался до 1996 года, но все время оставался в тени своего легендарного прелшественника. А в нынешнем Jaguar XK несложно отыскать знакомые черты E-Type.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.