ЗИЛ — мечта президента

Российские премьер и президент во имя поддержки отечественного автопрома собираются пересесть на отечественные лимузины. Дмитрий Медведев  распорядился изучить вопрос о замене Меrcedes президентского автопарка на ЗИЛы. «Не исключаю, что в ближайшей перспективе у нас появятся новые «старые», но современные ЗИЛы», — пояснил управделами президента Владимир Кожин. «Мы изучаем сейчас возможности разных заводов, какой из них может предложить нам то, что необходимо», — отметил он.

«Когда руководитель той или иной страны передвигается на автомобиле, произведенном в этой же стране, то это, естественно, вопрос престижа государства. Это своего рода планка, которая может стоять перед отечественным автопромом. Насколько эта планка реальна и стоит ли ее устанавливать — этот вопрос и будет изучаться», — заявил  в интервью «Русской cлужбе новостей» пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков. Кроме того, концерн Daimler, поставляющий лимузины для первых лиц России, оказался замешанным в скандале со взятками.

Чиновники заявляют, что новый ЗИЛ сохранит традиционный угловатый кузов, но будет под завязку напичкан современными технологиями. Но главное: отечественный лимузин обойдется всего в 9 миллионов рублей. Для сравнения, бронированный Mercedes Pullman Guard президента стоит 22 миллиона рублей. Завод имени Лихачева пообещал создать такой автомобиль, но попросил денег. Тем не менее, положение завода катастрофическое, производство упало, а руководство ЗИЛа почему-то решило, что положение можно спасти за счет выпуска грузовиков с китайскими кабинами. Да и секреты сборки правительственных лимузинов ушли со старыми мастерами. В 2003 году завод показал наброски нового президентского автомобиля ЗИЛ-4112, который на самом деле являлся глубокой модернизацией модели 4104 — рама, старая карбюраторная восьмерка, задний привод. Вполне логично, что автомобилем не заинтересовались. Год назад эскизами ЗИЛ-4112 проиллюстрировали первоапрельскую новость про президентский лимузин «Бегемот» весом 16 тонн, разработанный совместно заводами ЗИЛ, «АвтоВАЗ» и «КамАЗ». В каждой шутке есть доля правды.

Надо сказать, что большинство российских правителей предпочитало ездить на иномарках. Царь Николай II в качестве средства передвижения выбрал французский Delaunay Belleville. И его можно понять — российская автомобильная промышленность только делала первые шаги. Ленин предпочитал Rolls-Royce — прежде всего за надежность. С подачи вождя сверхдорогие британские автомобили активно закупались для нужд правительства молодой Советской республики. Иосиф Сталин любил американские автомобили Packard. Президент США Рузвельт, зная автомобильные пристрастия дядюшки Джо, подарил ему бронированный Packard Twelve.

В начале тридцатых в СССР начали работать над собственным правительственным автомобилем. В 1933 году завод «Красный Путиловец» с грехом пополам собрал 6 советских «бьюиков» Л-1. Спустя три года  на московском Заводе имени Сталина началось производство автомобиля ЗИС-101, также в бьюиковском стиле. По легенде, директор завода Лихачев купил у американской компании Budd кузовные штампы, предназначавшиеся для новой модели Buick, но забракованные автопроизводителем. Кузов послевоенного ЗИС-110 по традиции был скопирован с модели Buick Limited 90L. Однако, зная любовь Сталина к Packard, машине придали внешнее сходство с Packard 180. А специально для Вождя Народов создали бронированную версию машины. Таким образом, советские вожди начали пересаживаться на отечественные автомобили. Последующие «членовозы», что ГАЗ-13 «Чайка», что ЗИЛ-111, были срисованы с Packard.

В 1967 году появилась совершенно новая модель для высшей номенклатуры — семиместный ЗИЛ-114. Угловатая, мрачная машина мало напоминала зарубежные аналоги.  Начинка была самой передовой — 7-литровый V8 мощностью 300 л. с., работающий в паре с 3-ступенчатым автоматом, дисковые тормоза. Все последующие правительственные ЗИЛы были развитием модели 114.  Лимузин ЗИЛ-41047 производился в единичных экземплярах до 2000 года. Последний автомобиль был выпущен в 2002 году для президента Казахстана. Кроме того, в 2010 году к 60-летию Победы завод изготовил два парадных кабриолета.

При Горбачеве завод ЗИЛ получил задание разработать совершенно новый правительственный автомобиль. Последний генсек — поборник перестройки и гласности — захотел передвигаться на более демократичной машине. Выполняя важное поручение, зиловцы приобрели в качестве образца Rolls-Royce Silver Spirit. Однако показанный в 1988 году ЗИЛ-4102 внешне напоминал помесь Cadillac и Volvo. Стремясь максимально снизить вес, зиловские конструкторы отказались от рамы и самостоятельно спроектировали несущий кузов. Панели крыши, пола, капот, крышка багажника выполнялись из стеклопластика. В результате новый лимузин получился на полтонны легче, чем ЗИЛ-4104. Он оснащался тем же мотором, но потреблял меньше топлива и быстрее разгонялся.

Горбачев покушений не боялся, поэтому  ЗИЛ-4102 был небронированным. По той же причине отказались и от откидных сидений для охраны. Салон белой кожи, разделенный широким центральным тоннелем, был рассчитан на четверых. Оснащение для того времени было фантастическим и включало акустическую систему на 10 динамиков и говорящий бортовой компьютер. Завод ЗИЛ изготовил два экземпляра модели 4102. Однако стороны к консенсусу так и не пришли — машина генсеку не понравилась. Первый президент России Ельцин понял, что от добра добра не ищут, и пересел на Mercedes, тем самым положив начало моде на президентские иномарки.

А что в других странах? Чаще всего первые лица ездят на Audi A8, BMW 7-Series или Mercedes-Benz S-class. У Сильвио Берлускони есть бронированная Maserati Quattroporte. Николя Саркози — единственный, кто использует хэтчбек — Renault Vel Satis. Кроме того, он ездит на удлиненном Peugeot 607 и Citroen C6. Чешский президент ездит на Skoda Superb. А президент Уругвая — на бронированной Chevrolet Vectra. Король Тайланда передвигается на Maybach 62S. Глава КНР Ху Цзиньтао в особых случаях использует бронированный седан FAW Hongqi HQE. Прототип этого автомобиля подозрительно напоминал Rolls-Royce. Поэтому китайцам пришлось изменить дизайн. Теперь Hongqi лицом похож на «Волгу» ГАЗ-21. Но на самом деле передок машины выполнен в стиле лимузина Red Flag 1974 года выпуска.

Американские президенты традиционно ездят на Cadillac. Для инаугурации президента Обамы джиэмовцы создали совершенно новый лимузин Cadillac Presidential, получивший прозвище «Зверь». Зиловские специалисты хвастаются, что технология изготовления бронированных кузовов была продана американцам. И на ее основе создан кузов президентского  лимузина. Обама — ярый сторонник снижения вредных выбросов — предложил оснастить «Зверя» гибридной силовой установкой. Однако служба безопасности Белого дома воспротивилась — гибридный привод слабоват и ненадежен для тяжеленной машины.

Королеве Великобритании Елизавете II в 2002 году на Золотой юбилей — 50 лет правления — компания Bentley подарила бронированный Bentley State Limousine. Всего изготовили два таких лимузина на базе модели Arnage c битурбовосьмеркой V8. До этого британские монархи передвигались на Rolls-Royce и Daimler. Недавно во время официальной поездки по Лондону Bentley сломался. И Ее Величеству пришлось продолжить путь на заднем сиденье полицейского Range Rover.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.