Рудольф Дизель – инженер от Бога

Рудольф Дизель – немногие знают, кто этот человек. Однако популярность его изобретения, которое невозможно переоценить, растет с каждым днем. Дизельным двигателем пользуются и автомобилисты, и железнодорожники, и моряки. Кроме того, двигатель, построенный по принципам, заложенным Рудольфом Дизелем еще в конце XIX века, уже не первый год не знает себе равных во всемирно известных 24-часовых гонках Ле Ман.

Рудольф Кристиан Карл Дизель родился в Париже 18 марта 1858 г. в семье немецких эмигрантов. Отец, обычный переплетчик, пытался прокормить семью как мог. Живя во Франции, семья немецких эмигрантов нисколько не отличалась от других таких же семей, пытающихся свести концы с концами. Маленький Рудольф был обычным мальчишкой, который ничем не отличался от своих друзей французов. Обычная рутинная жизнь продолжалась до 1870 года, когда началась Франко-Прусская война.

С началом войны в Париже начался всплеск дикого шовинизма – все соседи и друзья вдруг вспомнили, что Дизель – немецкая фамилия. А то, что эти люди прожили с ними бок о бок много лет, было вмиг забыто. Сложившаяся обстановка вынудила Теодора Дизеля срочно эмигрировать в Англию, где и без того бедная семья попала в совсем бедственную ситуацию. Несмотря на это мудрый Рудольф никогда не забывал о сыне и уговорил его ехать учиться к дяде в Германию.

Так в 13 лет еще совсем юный Рудольф начал самостоятельную взрослую жизнь. Оказавшись без поддержки родителей, он быстро становится самостоятельным, упрямым и решительным. Он педантичен и щепетилен. Постепенно у него вырабатывается настоящее немецкое усердие и выдержка. Дизель быстро становится лучшим учеником в реальном училище в Аугсбурге, а затем и в политехнической школе. Его блестящие успехи в учебе не остались незамеченными. В Аугсбург приезжает руководитель известной на весь мир Мюнхенской высшей политехнической школы. Пораженный познаниями и эрудицией ученика выпускного класса Рудольфа Дизеля, он немедленно приглашает его продолжить обучение в своей школе.

В 1878 году одна из лекций Карла фон Линде, посвященная термодинамическому циклу великого Сади Карно, стала определяющей в жизни Рудольфа. Еще тогда он отметил на полях своей тетради: «Изучить возможность применения изотермы на практике». По теории Карно термодинамический цикл позволял превратить в полезную работу до 70% теплотворной способности потребляемого топлива.  В 1880 году Дизель оканчивает Мюнхенскую школу, сдав выпускные экзамены с лучшими результатами с начала ее существования. Его учитель и покровитель Карл фон Линде приглашает Рудольфа на работу в парижское отделение своей фирмы. Следующие 10 лет Дизель работает над созданием принципиально новой конструкции двигателя. Уже тогда ему пришла в голову идея безискрового воспламенения газовой смеси в камере. Первым экземпляром был двигатель, работающий на аммиаке, – в качестве топлива использовалась специальная пыль, полученная из каменного угля. Однако эта конструкция не давала КПД выше 10-12%, которые выдает обычная паровая машина. Работа было продолжена.

В 1890 году Дизель переводится в Берлинское отделение фирмы фон Линде. В процессе дальнейших исследований он решает заменить аммиак сжатым воздухом. 23 февраля 1893 года Дизель получил патент № 67207 «Рабочий процесс и способ конструирования двигателей внутреннего сгорания для машин».

В этом же году для продолжения разработки Дизель находит поддержку у Крупа и машиностроительной фабрики в Аугсбурге. В 1894 году был создан первый экспериментальный двигатель. Конструкция весом 4,5 тонны взорвалась при запуске, чуть не убив самого изобретателя и нескольких рабочих. Спустя полгода был создан новый образец. Двигатель, развивающий мощность 13,2 л. с.при 88 оборотах, проработал всего минуту. Такой небольшой ресурс был вызван сильным перегревом, из-за чего прогорали поршень и клапанные пружины. Для улучшения охлаждения цилиндр опутали водяной «рубашкой», а подача топлива стала производиться через специальную форсунку. В конце 1895 года двигатель Рудольфа Дизеля проработал без остановки 17 суток. В этот момент состоялось рождение прародителя современного дизельного мотора. Новая конструкция представляла собой агрегат высотой в три метра, который при 173 об./мин. выдавал от 18 до 29 л. с. Силовой агрегат Дизеля превосходил существующие двигатели Отто с КПД 20% и судовые паровые турбины с КПД 12%, что вызвало немедленный интерес промышленности. Это была настоящая победа.

К Рудольфу Дизелю пришел коммерческий успех. На него посыпались контракты. В один миг он получил то, чего ему не хватало на протяжении всей жизни. Съезды, светские приемы, обеды, роскошная вилла в Мюнхене, нефтяные прииски в Галиции и огромное состояние превратили инженера в настоящего коммерсанта. Когда слава поутихла, общественность вспомнила, что Дизель не выполнил своего обещания. Его двигатель работал на жидком топливе, а не на угольной пыли. Начались слухи, что Дизель ничего не изобрел, а только собрал изобретенное.

Однако денежные потоки не иссякали. Моторы Дизеля пользовались огромной популярностью фактически во всех сферах промышленности. В 1913 году Английский королевский автоклуб пригласил изобретателя стать его почетным членом, но на это мероприятие он так и не попал. 29 сентября 1913 Дизель поднялся на палубу теплохода, следовавшего в Лондон. Вечером он простился со своими спутниками и направился в каюту, а утром его уже не было… Рудольф Дизель исчез, оставив после себя одно из самых важных и востребованных изобретений в сфере автомобилестроения и промышленности.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.