Охлаждение ДВС. Часть 2: От формы к содержанию

Окончание. Начало см. здесь

Несколько подробнее хотелось бы остановиться на жидкостях для системы охлаждения. Сейчас сложилась не совсем понятная ситуация с антифризами. Дело в том, что зачастую у разных производителей охлаждающих жидкостей (ОЖ) одни и те же типы антифризов окрашиваются в разный цвет, что создает определенную путаницу среди автолюбителей. Хорошо, если автомобиль на гарантии и замену производят в дилерском техцентре оригинальной ОЖ (замечу, что цены на нее не сильно обрадуют). Менее состоятельным категориям граждан, с постгарантийными машинами, можно посоветовать воспользоваться моими нехитрыми советами, чтобы сэкономить некоторую сумму денег и не доставить системе охлаждения никаких неприятностей.

Сейчас существует 6 национальных стандартов, регулирующих концентрации базы и присадок. Плюс к этому каждый отдельно взятый производитель добавляет красители в соответствии со своими понятиями о прекрасном, что тоже не придает уверенности в правильности выбора.

Главный критерий, которым нужно руководствоваться при выборе охлаждающей жидкости, это инструкция по эксплуатации своего автомобиля. По европейской классификации современные антифризы бывают класса AWM G11 и AWM G12. Они уже готовы к употреблению. Существуют концентраты с маркировкой G 30, G 40 и G 48. Их нужно разбавлять водой, но исключительно дистиллированной. Почему дистиллированной? Дело в том, что обычная водопроводная вода в своем составе имеет соли (жесткая), да и просто грязь, которые при эксплуатации откладываются в системе охлаждения, препятствуя нормальной циркуляции и уменьшая теплоотдачу. Процентное соотношение дистиллированной воды и концентрата может быть разное.

Температурный график застывания антифриза в зависимости от добавленного количества воды можно увидеть на канистре, пусть и в самом примитивном виде. Естественно, в машину, эксплуатируемую на юге, концентрата понадобится меньше, чем в автомобиль, несущий трудовую вахту на Крайнем Севере. Довольно забавный факт, но теплоемкость современного антифриза практически в два раза меньше, чем дистиллированной воды. Т. е. вода охлаждает лучше, но так как она по отношению к мотору и системе охлаждения более агрессивна, использовать ее в чистом виде можно только в самых крайних случаях. А при температуре воздуха меньше нуля по Цельсию после поездки воду необходимо слить из системы.

Кроме того факта, что антифриз не застывает при отрицательных температурах,  выше температура его кипения, он обладает пакетом присадок, которые решают следующие проблемы: препятствуют коррозии, уменьшают износ, смазывают, а также имеют в составе красители. Прежде всего, они нужны для того, чтобы никто не перепутал антифриз с пищевыми жидкостями. Это яд. 90 граммов, как правило, хватает даже физически здоровому человеку для летального исхода. Этиленгликоль, который содержится в ОЖ в концентрации примерно 60%, и является ядом. Кроме предупреждающего действия, краситель может быть флюоресцирующим, что позволит быстро найти утечку в свете ультрафиолетовой лампы. В двигателе современной иномарки очень немного легкодоступных мест, поэтому свойство антифриза светиться в месте утечки признаем весьма полезным.

Ранее, в эпоху «железного занавеса», да и потом, уже в период первоначального накопления капитала, кроме антифриза отечественного производства под названием «Тосол», ничего не было доступно. Многие до сих пор используют его в своих стареньких иномарках, не подозревая, что сокращают остаточный срок службы таких недешевых деталей, как радиатор и помпа. Да и вообще снижают эффективность системы охлаждения. «Тосол» – торговая марка, означающая «технология органического синтеза» с окончанием «ОЛ», обозначающим, что в продукте используется спирт.

Разработан «Тосол» давно и рассчитан на автомобили «лохматых» годов разработки – тех, что и составляли ранее весь автопарк нашей страны. Нужно учитывать, что «Тосол» нельзя использовать в моторах, где есть алюминиевые детали – радиаторы, головки блока цилиндров и помпы. «Тосол» не защищает алюминий, что приводит к преждевременному выходу из строя уже упомянутых деталей. Кроме того, «Тосол» по типу присадок относится к силикатному антифризу, т.е. создает защитный слой на всей внутренней поверхности системы охлаждения. Слой этот может достигать 0,5 мм, что серьезно ухудшает теплопроводность. Кроме того, присадки быстро срабатываются, так как их требуется много.

Я уже упомянул о том, что алюминий силикатными антифризами не защищается, а ныне практически все автопроизводители активно используют «крылатый металл» при производстве моторов и радиаторов – он легкий и прочный. Сейчас уже практически не выпускаются медные радиаторы и чугунные головки блока. Кстати говоря, чугунные помпы ныне тоже раритет. Так что если у вас не «Копейка» или Иж-412, а иномарка, выпущенная даже в начале 90-х годов прошлого века, смотрите инструкцию по эксплуатации – нужная вам информация содержится именно там.

Современный антифриз называется уже карбоксилатным, и пакет присадок там несколько другой. Самое главное, что он хорошо защищает алюминиевые детали и имеет к тому же другие немаловажные преимущества – покрывает внутри не всю систему целиком, а только места коррозии (что улучшает теплопроводность). Соответственно, присадки срабатываются значительно меньше, и менять его можно гораздо реже.

Хорошо пользоваться в течение всего срока службы автомобиля рекомендуемым антифризом одного и того же производителя. Даже охлаждающие жидкости, имеющие одинаковый класс, но изготовленные разными фирмами, могут иметь несовместимый пакет присадок. Долив в пути даже привычного G12, но другого брэнда, можно серьезно подточить здоровье системы. Несовместимые присадки выпадут в осадок, перестанут выполнять свои функции, к тому же этот осадок будет препятствовать нормальной циркуляции ОЖ.

Купив подержанный автомобиль, заменить лучше сразу все технологические жидкости, в том числе и охлаждающую. Кто знает, что там залито? Промывку лучше производить следующим образом: полностью слив антифриз, в том числе из блока цилиндров, заливаем дистиллированную воду и заводим мотор. Нужно дождаться, когда двигатель выйдет на рабочую температуру и откроется термостат. После этого, погоняв мотор на разных оборотах, жидкость нужно слить. Для верности операцию можно повторить еще раз. Дистиллированная вода не особенно дорога, так что экономить тут не стоит.

Залив первый раз в систему охлаждающую жидкость, следите за ее уровнем. Резиновые патрубки лучше помять руками, чтобы удалить воздух. В процессе первых поездок уровень может несколько снизиться. Поначалу паниковать не стоит. Возможно, просто антифриз занял свое законное место, вытеснив при езде воздушные пробки. Если и в дальнейшем жидкость продолжает убывать, нужно озаботиться герметичностью системы. Кстати, герметик – это не выход, а аварийное средство, чтобы доехать до места ремонта. Ремонт осуществляется заменой патрубков или других деталей, а также подтяжкой хомутов, если повезет.

Резюмируя, можно сказать, что системе охлаждения, как и любой другой системе современного автомобиля, требуется периодический осмотр и обслуживание. Также нужно учитывать, что с возрастом автомобиля контролировать работу системы нужно более тщательно.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.