Новые правила ОСАГО: зло или благо?

С 1 марта 2009 года в России начали действовать новые правила ОСАГО, разработанные Российским союзом автостраховщиков (РСА). Впрочем, не успев вступить в силу, некоторые пункты нововведений в области автомобильного страхования не устроили Минфин и Федеральную службу страхового надзора, а заодно и департамент обеспечения безопасности дорожного движения. Новые правила не вызвали одобрения у самих автостраховщиков и озадачили ГИБДД.

Что же нового было привнесено в систему обязательного страхования автогражданской ответственности? Этими новшествами стала возможность прямого возмещения убытков, а также упрощенная схема оформления ДТП. Если конкретизировать, то прямое возмещение убытков предполагает, что владелец пострадавшего автомобиля теперь имеет право обратиться за выплатами в ту страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО. Однако данного права лишены водители, которые приобрели полис до 1 марта 2009 года, а также те, кто выбрал упрощенную схему оформления ДТП. Прямое урегулирование ставит еще два немаловажных условия: авария без человеческих жертв и ДТП, где пострадало не более двух автомобилей. Кроме того, прямые выплаты невозможны в случае, если авария произошла по обоюдной вине водителей, а также в случае бесконтактных ДТП.

Упрощенная же схема оформления дорожного происшествия (ее также называют «европротоколом») дает водителям возможность оформить ДТП на месте, не дожидаясь приезда сотрудников ГИБДД. Естественно, речь идет об авариях без человеческих жертв, а также о тех случаях, когда у водителей не возникает взаимных претензий относительно виновника происшествия. Оформить ДТП по упрощенной схеме можно и тогда, когда ущерб в сумме не превышает 25 тыс. руб. Описать подробности ДТП, а также «набросать» схему столкновения автомобилей водители могут на специальном извещении, которое прилагается к полису ОСАГО. Такое извещение оправляется в страховую компанию, а ее сотрудники, руководствуясь специальными схемами типовых ДТП, принимают решение о сумме страховой выплаты.

Теоретически новые правила призваны облегчить жизнь водителям, снять часть забот с плеч сотрудников ГИБДД и даже благотворно отразиться на дорожной обстановке – станет меньше пробок по причине мелких аварий. Так почему же и Минфин, и ФССН, и МВД встретили в штыки эти нововведения? Почему ими оказались недовольны автостраховщики? Почему публикации на тему новых правил ОСАГО содержат ненавязчивый совет автовладельцам не торопиться применять новшества на практике, а также не пренебрегать возможностью вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД?

Минфину не понравилось, что разработанные РСА правила касаются только тех автолюбителей, которые приобрели полисы ОСАГО после 1 марта 2009 года. Министерство обнаружило в документе о прямом возмещении убытков большое количество юридических, технических и редакционных замечаний, «наличие которых может вызвать трудности в толковании норм и их применении, а также нежелательные последствия в случае судебных разбирательств», как сообщается в прессе. Кроме того, Минфин подверг критике тот факт, что новые правила «не предусматривают право страховщика потерпевшего отказать потерпевшему в страховой выплате от имени страховщика причинителя вреда».

Приняв во внимание такие претензии, РСА продолжил работу над новыми правилами ОСАГО, а также сообщил, что до 12 марта будет закончено формирование гарантийного депозита. А депозит – это 3 млн. рублей. И, несмотря на то, что сумма эта значительно ниже планировавшейся ранее, в РСА уже сейчас говорят о том, что не все страховые компании имеют возможность сформировать ее. Кроме того, по словам вице-президента РСА Андрея Батуркина, только 70% страховых компаний создали сейчас банковские депозиты.

Но деньги, которые страховые компании должны найти для гарантийного депозита, это еще полбеды. Остальные беды страховщиков, по их же мнению, будут связаны с ростом мошеннических страховых случаев и невозврат выплат. Еще до принятия новых правил ОСАГО мошенничество со стороны автовладельцев достигало весьма значительных величин. А с учетом нововведений, работа которых не отрегулирована сопутствующими документами, число псевдо-страховых случаев увеличится в разы. А схем соответствующих махинаций особо смекалистые автовладельцы придумали к настоящему дню не одну. Опасаясь такого роста, страховщики в будущем непременно повысят тарифы на ОСАГО, чтобы компенсировать свои вероятные убытки. Сотрудников страховых компаний фирм волнует также вопросы относительно оценки ущерба. Не секрет, что у многих компаний существуют различные схемы определения стоимости полученного автомобилем ущерба. В случае прямого возмещения убытков, когда страховая компания сначала выплачивает сумму ущерба своему клиенту, а затем обращается к страховщикам виновника ДТП с целью получить возмещение выплат, конфликтов между двумя организациями избежать будет сложно.

Представители ГИБДД также достаточно скептически настроены относительно нововведений, поскольку уверены в том, что реже выезжать на место ДТП им не придется. Не все автовладельцы способны «полюбовно» разрешить возникшие в результате аварии претензии, не каждый из них в состоянии грамотно на бумаге оформить ДТП, к тому же не все способны адекватно и без взаимных нареканий оценить размер ущерба. Так что, несмотря на то, что новые правила призваны разгрузить сотрудников ГИБДД, сами участники дорожных происшествий вряд ли сразу смогут отказаться от необходимости вызвать к месту аварии инспекторов.

Как всегда, стоит понять, чем новые правила, в идеале такие благотворные, «чреваты» для самих автовладельцев. Естественно, без подвоха не обошлось, и обнаруживается он очень быстро. Это – повышение стоимости полиса ОСАГО, которое, по сути, должно страховать риски самих страховых компаний. Уже сейчас заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батурин предупреждает, что «повышение будет жестким». Совсем недавно первый «звоночек» прозвенел для молодых водителей. Правительство РФ одобрило и утвердило постановление об изменении стразовых тарифов по ОСАГО. Согласно этому постановлению, коэффициент по страховке вырос с 1,3 до 1,7 для автовладельцев, чей водительский стаж не превышает трех лет, а возраст не перевалил за 22 года. Если водитель – новичок старше 22 лет, для него коэффициент возрастает с 1,2 до 1,5. И, наоборот, для умудренного опытом водителя, который еще молод по возрасту, коэффициент повысится с 1,15 до 1,3. Увеличение (с 1,5 до 1,7) затронуло и те страховки, которые предусматривают, что к управлению автомобиля допущено неограниченное количество людей. Еще одна неприятность, которая может постичь автовладельцев, обратившихся к системе прямого возмещения убытков, – это задержка выплат. «Родная» страховая компания вряд ли будет спешить выплачивать водителю сумму ущерба пока новые правила еще настолько «сыры».
 
Для чьей же пользы были приняты новые правила, если, во-первых, они вступили в силу не для всех держателей полисов ОСАГО, во-вторых, новшества предполагают многочисленные оговорки и исключения из правил, а в-третьих, по мнению многих экспертов, сопровождаются недоработками и нестыковками? К числу последних, согласно словам Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, относится отсутствие независимых оценщиков и единой методики их работы. Какие блага принесут эти правила при всей их несовершенности и неотработанности для самих автовладельцев, понятно уже сейчас. Несмотря на то, что новшества в сфере ОСАГО «перекроют кислород» многим страховым компаниям, совсем не факт, что с рынка страхования уйдут самые нечистые на руку фирмы. Зато эти два новых, вступивших в силу с 1 марта 2009 года, пункта в системе автострахования дают возможность РСА обосновать серьезное увеличение стоимости полиса ОСАГО. И все это несмотря на все возражения со стороны Минфина, который, кстати, по поводу удорожания страховки претензий, по-видимому, не имеет.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.